Анализ мирового рынка круизного судоходства

№59-1,

Экономические науки

Статья посвящена исследованию мирового рынка круизного судоходства, функционирующего во взаимодействии с другими рынками. Кроме того, рассмотрена классификационная схема мирового рынка круизного судоходства с делением по товарному признаку.

Похожие материалы

Мировой рынок круизного судоходства функционирует во взаимодействии с другими рынками, такими как рынок транспортных услуг и рынок международного туризма.

В свою очередь, мировой рынок морских пассажирских перевозок охватывает сферу обращения услуг морского пассажирского транспорта разных стран, связанных между собой международным разделением труда. По отношению к внешнеторговым операциям, которые осуществляются отечественным морским пассажирским транспортом, этот рынок для Российской Федерации является внешним [2]. Условно этот рынок можно разделить на 4 сферы:

Сфера 1 представляет собой мировой рынок пассажирского судоходства, которая включает как рынок линейного, так и круизного судоходства.

Сфера 2 представляет собой мировой рынок линейного судоходства частично входит в систему мирового рынка пассажирского транспорта, так как пассажиры имеют возможность выбора вида транспорта. Некоторая часть сферы 2 отражает сегмент рынка, где морской пассажирский транспорт является единственным или превалирующим средством сообщения.

Сфера 3 пересекается с рынком международного туризма, так как потенциальная клиентура наряду с морскими круизами имеет возможность выбора различных видов сухопутного туризма. Определенная свободная часть сферы 3 отражает предложение круизных услуг стабильной клиентуре. Эта клиентура, устойчиво отдавая предпочтение морским круизам, сама выбирает суда, компании, маршруты и условия морского путешествия.

Особой сферой мирового рынка круизного судоходства является фрахтовый рынок круизного тоннажа (сфера 4). Здесь в роли «покупателя» или «нанимателя» выступает не пассажир, а фрахтователь. Предметом договора является аренда всего судна на согласованный период. Таким образом, было бы неверно смешивать сферу рынка круизного судоходства (сфера 3) со сферой фрахтового рынка (сфера 4).

Сфера мирового рынка круизного судоходства является довольно специфичной. Только после совершения коммерческой сделки в сфере 4, закрепленной договором фрахтования, фрахтователь переходит в сферу 3, предлагая широкой клиентуре круизные услуги на зафрахтованном судне.

Сегментированная часть на взаимном пересечении сфер отражает явление взаимной связи и проникновение одной сферы в другую.

Мировой рынок пассажирского судоходства является для российских судовладельцев внешним. Российский пассажирский флот не имеет тоннажа, предназначаемого исключительно для внешнего рынка, как это практикуется в ряде зарубежных круизных компаний. Пассажирские суда эксплуатируются с учетом внутренних потребностей населения на морские и речные перевозки и отдых в водном путешествии. В разные периоды года одни и те же российские пассажирские суда используются как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В зависимости от того, кто на рынке выступает в роли «покупателя», кто - в роли «продавца», что служит предметом продажи или коммерческой сделки, мировой рынок пассажирского флота может рассматриваться как система сфер, в которых предлагается продукция пассажирского флота.

Сфера рынка линейного судоходства включает предложение транспортной и круизно-транспортной продукции пассажирского флота на международных линиях (в том числе в сочетании с автомобильно-паромной функцией).

Указанные линии являются традиционными, функционируют, в основном, в сезонный период, обслуживаются постоянно закрепленными судами по неустойчивому расписанию. Специфика работы судов на линиях на рынке связана с необходимостью координации мероприятий, направленных на обеспечение оптимальной загрузки судна. Линейное расписание должно учитывать расписания других судов и смежных видов транспорта с учетом интересов транзитных пассажиров. Эта сфера одновременно является частью рынка транспортных сообщений.

Сфера рынка круизного судоходства отличается от рынка пассажирского судоходства структурой пассажиропотоков. Круизные услуги могут реализовываться либо непосредственно судовладельцем совместно с агентом - туроператором, либо турфирмой - фрахтователем. Реализация туров осуществляется на рынке международного туризма, частью которого является сфера рынка круизного судоходства. Этот рынок (секции которого находятся в различных странах) может быть существенно отдален как от порта отправления, так и от района путешествия в целом [1,3].

Смена пассажиров в промежуточных портах круизного маршрута обычно не производится. Исключение составляют круизы, которые продаются частями. В этом случае предусматривается возможность завершить круиз или присоединиться к нему в одном или нескольких дополнительных «базовых» портах (кроме первоначального порта отправления).

Сфера фрахтового рынка круизного тоннажа является специфической. На фрахтовом рынке круизного тоннажа представителем (стороной) спроса выступают уже не туристы (пассажиры), а туристские фирмы – фрахтователи. А объектом сделки выступают не продукция и услуги пассажирского флота, а круизное судно [4].

Общая классификационная схема мирового рынка круизного судоходства с делением по товарному признаку, т.е. с дифференциацией на частные пассажирские рынки отдельных транспортных услуг, может быть представлена в виде услуг микро – и макропредложений.

Микропредложение круизного судоходства представляет собой ряд рынков различных видов круизных услуг: классические и специализированные круизы; мини круизы; смешанные круизы; комбинированные круизы с различными видами транспорта и с береговыми комплексами. Макропредложение охватывает уже укрупненные группы. Так, частный рынок комбинированных круизов с участием других видов пассажирского транспорта и частный рынок круизов с участием берегового гостиничного комплекса могут быть объединены в частный рынок более высокого ранга - рынок смешанных круизов. В свою очередь, рынок смешанных круизов совместно с рынком классических и специализированных круизов и рынком мини круизов может быть объединен в частный рынок еще более высокого ранга - рынок круизного судоходства [5].

По виду плавания, который отражает хозяйственное значение морских пассажирских перевозок, они подразделяются на две группы: внешние и внутренние.

К внешним относятся следующие:

  • перевозки между портами одной страны, расположенными в одном или разных бассейнах;
  • перевозки между иностранными портами различных стран.

Внутренние составляют перевозки между портами в пределах одного бассейна. Эти группа включает в себя следующие перевозки:

  • межрайонные (в пределах одного бассейна, но разных административных и экономических районов);
  • внутрирайонные (в пределах одного административного или экономического района);
  • припортовые (в районе деятельности порта между ним и его портопунктами);
  • внутрипортовые (в пределах акватории порта).

Классификация по признаку используемого флота и дальности отражает распределение морских пассажирских перевозок между двумя группами флота:

  • транспортного, находящегося на балансе судоходных компаний;
  • местного пассажирского, зачисленного на баланс портов.

По целям поездки пассажирские перевозки подразделяются на две группы:

  • деловые поездки;
  • морские путешествия с целью отдыха (туристские, прогулочные).

Следует отметить, что с развитием круизного судоходства получили развитие так называемые линии с комплексным обслуживанием (инклюзив-туры), которые объединяют потоки деловых пассажиров и туристов. Поэтому для таких линий характерны более длительные стоянки в портах захода и входящее в стоимость комплексное обслуживание. Таким образом, судовладельцы объединяют потоки обычных пассажиров и туристов в рамках одной линии, стремясь к наибольшей эффективности работы своих судов.

По форме организации морского пассажирского судоходства перевозки делятся на:

  • линейные,
  • рейсовые (круизные).

Линейное (регулярное) плавание предусматривает организацию движения одного или группы закрепленных за линией судов для перевозки пассажиров между определенными портами по заблаговременно объявленному расписанию (годовому или сезонному).

Разновидностью линейных морских пассажирских перевозок является паромная форма. В общем случае под паромными перевозками понимаются регулярные перевозки транспортных средств (автомобилей, автобусов, железнодорожных вагонов), грузов и пассажиров через водные преграды между определенными береговыми пунктами. Паромы широко используются в качестве транспортного средства в городах на каналах или морских заливах, им отдают преимущество перед самолетами те, кто берет с собой в путешествие собственный автомобиль.

Большое распространение в пассажирских сообщениях получила рейсовая форма судоходства. Выражением этой формы являются круизы, началом которых были туристско-экскурсионные рейсы.

Круизинг - это международный бизнес, представляющий собой комплекс рыночных структур и соединяющий несколько определенных международных рыночных сегментов. Различные формы круизного судоходства являются частью приморского туризма и отдыха [6].

Особое место в пассажирских перевозках занимают круизы, под которыми принято понимать плавание по определенному маршруту, совершаемое пассажирами для отдыха и развлечении и совмещаемое с туристско-экскурсионными или специальными целями. Спецификой круизов является продолжительное нахождение пассажиров на судне. Это предъявляет повышенные требования к обеспечению их удобств: больший комфорт, более частая смена белья, улучшенное питание, разнообразная программа развлечений, увеличенное количество бытовых услуг и т.д.

Понимание специфики организации мирового рынка круизного судоходства будет способствовать специалистам отечественного морехозяйственного комплекса принимать верные решения при выходе отечественного круизного флота на международный рынок круизного туризма.

Список литературы

  1. Михайлова Ю.В. Пассажирские перевозки (учебное пособие) / Ю.В. Михайлова. – Одесса: ОНМУ, 2013. – 325 с.
  2. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.– 296 с.
  3. Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю. Яхтенный туризм и особенности экскурсионного сервиса: монография / В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2016. – 168 с.
  4. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: монография / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  5. Селиванов В.В. Современные тенденции развития логистических процессов в системе морских путешествий и их структура /В.В. Селиванов // Развитие методов управления и хозяйствования на транспорте (Сборник научных трудов), ОНМУ.– 2014.– Выпуск 4 (49). – с. 7–22.
  6. Селиванов В.В. К вопросу о развитии круизного судоходства на Черном море / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №49-1. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7451