Обеспечение конкурентоспособности Крымского полуострова в современных условиях. Экологический аспект

№50-2,

Экономические науки

В статье рассмотрены имеющиеся возможности реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности полуострова в сложившихся политико-экономических отношениях. Представлена концепция развития региона, в соответствии с его курортно-рекреационными преимуществами и природными условиями. Минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду.

Похожие материалы

За прошедшие десятилетия наблюдалось резкое увеличение в мировой научной литературе числа публикаций, посвященных проблемам геоэкологии и ландшафтной сферы Земли в привязке к конкретной местности и, особенно, моделирования данных процессов по отношению к окружающей среде в условиях курортной деятельности. Это было обусловлено рядом причин, важнейшая из которых – необходимость прогнозирования состояния среды обитания в связи с глобальными изменениями и возрастающим воздействием хозяйственной деятельности человека. В данное время необходимо, опираясь на труды отечественных учёных геоэкологов и инженеров, создать концепцию повышения конкурентоспособности полуострова, основанную на грамотном использовании природных ресурсов Южного Берега Крыма, спрогнозировать и предотвратить неблагоприятное влияние на окружающую среду. В виду быстро развивающейся экономики и возросшего антропогенного фактора данная концепция особенно актуальна для региона.

На сегодняшний день «Концепция развития Крыма до 2020 года» предусматривает финансовые вложения на уровне почти 1 трлн. рублей, из которых 95% — средства федерального бюджета РФ[10]. Ее выполнение должно позволить увеличить валовый региональный продукт и уровень зарплат в Крыму в 5 раз за семь лет. На самодостаточность и бездотационность регион должен выйти не позднее 2017 года.

Полагается, что реализация ФЦП позволит приблизить уровень доходов населения полуострова к среднероссийскому уровню, повысить налоговую базу муниципальных бюджетов и сократить их уровень дотирования. В концепции ставится задача увеличить доходы консолидированных бюджетов на душу населения к 2020 году в 3 раза, а также повысить общий объем инвестиций в основной капитал на душу населения — в 3,7 раза.

Однако данная концепция лишь отчасти учитывает проблему охраны окружающей среды и разработку грамотного природопользования в условиях устойчивого развития региона и его курортного потенциала. Менеджерам в сфере гостиничного туризма необходимо помнить, что грамотная эксплуатация природных ресурсов способствует сохранению туристской привлекательности региона[4,3]. Опираясь на новейшие изменения в экономическом плане, назревшая проблема эксплуатации земельных ресурсов Крыма требует конкретизации и выработки новой концепции по повышению конкурентоспособности региона без ущерба для окружающей среды, что и определило цели данной работы.

Нестабильная, плохо предсказуемая динамика развития курорта, которая обусловлена историческими и политическими нюансами, является следствием недостаточного анализа факторов и возможностей природной среды полуострова. В последние десятилетия Крым рассматривался лишь с точки зрения быстрой экономической выгоды, ради которой на полуострове разбивались новые туристические центры, направленные на привлечение туристических потоков, однако из-за слабо развитой инфраструктуры, конкурентоспособность региона оставалась низкой, а окружающей среде наносился непоправимый ущерб.

Значительный вес в решении экологических задач Крымского региона имеет рациональное территориальное размещение сельскохозяйственных, туристских и промышленных предприятий. Однако, в современных условиях нерегулируемого рынка, осуществить подобные подходы трудно. Многие рекомендации крымских ученых, в том числе и по территориальному размещению производства с целью смягчения и решения экологических проблем, не принимаются во внимание [2, 5, 4]. Более того, в данных условиях отсутствия грамотного экологического сознания в прибрежной санитарной зоне возводятся особняки, магазины и гаражи. При этом в садоводческой отрасли промышленности полуострова преобладает экпоненциальный характер земледелия, когда ради новых угодий и площадей разрушаются ценные природные объекты, веками создающие особый климат полуострова.

Необходимо пояснить причины упадка: при быстром переходе к рыночной экономике и при формировании института частной собственности владельцы капитала избрали наиболее рентабельные отрасли хозяйства для ведения бизнеса, а именно те отрасли – что обеспечивают наиболее быстрый и существенный прирост капитала [11]. Таким образом, основная часть инвестиций направлялась не на разработку грамотных подходов к курортной деятельности, а на быстрое обогащение за счёт природных ресурсов полуострова.

Возвращаясь к основному повествованию, как уже было указано, в рамках принятой концепции Российской Федерации «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г.: Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» [10], была разработана региональная концепция охраны окружающей среды в условиях развивающегося курортного региона. Данная концепция включает: охрану ландшафтов, используемых в садоводстве. Здесь, также, должны найти отражение сохранение устойчивости природных комплексов и мониторинг над изменением их естественного состояния под влиянием хозяйственной деятельности человека; определение природного потенциала. Кроме того, необходима разработка нового ландшафтного кадастра; составление карт экстремальных естественных и антропогенных природопользований; карт и норм поддержания ландшафтно-экологического равновесия и сбалансированного природопользования водных и хозяйственных ресурсов. Необходимо внедрение и использования методов капельного и искусственного орошения по зарекомендовавшим себя моделям зарубежных систем с экономной подачей и расходованием воды.

Нужно принять ряд мер по предотвращению засоления и загрязнения подземных вод. Повысить требовательность к проектированию и введению в эксплуатацию объектов курортно-рекреационной деятельности, к проведению природоохранных мероприятий. Запретить использование подземных вод питьевого качества для промышленных целей и орошения. Произвести работы по созданию установок искусственного пополнения запасов подземных вод путем нагнетания их через скважины или инфильтрационные бассейны, что было бы для засушливых областей полуострова особенно актуально.

Если принимаемые меры окажутся недостаточными, то необходимо проведение дополнительных комплексных мероприятий – как активных, так и пассивных – для восстановления нарушенных гидрогеологических условий, а именно:

  • спроектировать и применить водосберегающие и водоохранные технологии в промышленности и сельском хозяйстве;
  • ускорить ликвидацию скважин, используемых для орошения в степных районах (для улучшения гидрохимической обстановки на централизованных водосборах и условий водоснабжения Степного Крыма). Прибегнуть к водоохранным и водосберегающим мерам нового порядка;
  • ускорить проведение искусственного восполнения запасов подземных вод за счёт сохранения и фильтрации снеговой и дождевой воды по образцу технологий голландских и китайских инженеров.

Кроме контроля над загрязнением и изменением качественного состава стока в процессе хозяйственной деятельности, нужно осуществить его регулирование и перераспределение – уменьшить поступления неочищенной пресной воды в море, так как соленость слоя вод шельфа Черного моря за последние 30 лет увеличилась [3, 5, 4]. Данные изменения повлекли за собой исчезновение или резкое сокращение численности многих видов рыб и морских животных, что также указывает на зараженность вод стоками различных комбинатов и активными химикатами с полей.

В работе была представлена концепция охраны окружающей среды в условиях развивающегося курортного региона на примере использования искусственного орошения в садоводческой отрасли Южного Берега Крыма. Были разработаны десять пунктов и предложения, которые необходимо реализовать для сохранения уникального биологического и ландшафтного разнообразия полуострова с целью сохранения курортной и рекреационной привлекательности края для туристов и инвесторов.

Согласно проекту, сформированные предложения должны позволить осуществить мероприятия по созданию новых объектов природно-заповедного фонда, сохранить природные ландшафты на участках которые имеют историко-культурную ценность, а также реализовать программы экологического оздоровления озер; должны обосновать мероприятия по созданию природоохранных территорий международного значения, сохранить природные ландшафты на землях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и обороны. Реализация концепции должна повлечь за собой положительные изменения в динамике развития Республики Крым, как современного, экологически безопасного, туристского края.

Поскольку конкурентоспособность региона напрямую зависит от качества его окружающей среды, выполнение пунктов предложенной концепции позволит существенно повысить уровень привлекательности Крыма для туристов на международном и внутреннем рынке туристских услуг.

Стоит отметить, что реализовать указанные мероприятия, которые являются важными для сохранения окружающей природной среды, невозможно без участия органов земельных и водных ресурсов. Реальное внедрение определенных режимов для их использования потребует четкой пространственной фиксации мероприятий по изменению практики в садоводческой отрасли полуострова, в первую очередь, в земельно-кадастровой документации.

Для оптимального достижения поставленных целей и эффективного внедрения предложенных мероприятий следует привлечь широкую общественность. Так или иначе, радикальное решение острых экологических проблем (любого региона) всегда зависит от уровня культуры населения, и требует кропотливой, длительной просветительской и воспитательной работы.

Список литературы

  1. Волков Ю.Г., Регионоведение: Учебное пособие. .2-е изд., испр. доп., -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 448 с.
  2. География туризма: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: КНОРУС, 2009.-215с.
  3. Лебедева Л. На пути к устойчивому развитию // Крым. Известия. - 2004. - 3 июня. - С.5.
  4. Багров Н.В. Геополитическая модель трансграничного региона // Культура народов Причерноморья. - 2002. - №34. - С.157.
  5. Ильясова М.К. Основные направления развития туризма в Крыму // Культура народов Причерноморья - 2002. - №34. - С.199.
  6. Слепокуров А.С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. - Симферополь: СОНАТ, 2000. - С.79.
  7. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями от 22 августа 2008 г.)
  8. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа 2009 г.)
  9. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», N 49;
  10. Постановление от 11 августа 2014 г. № 790 - Москва - Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"
  11. Региональные аспекты функционирования и развития предприятий винного бизнеса в контексте импортозамещения / Тимиргалеева Р.Р., Матюнина М.В., Шостак М.А. Кожин В.В., Котлярова А.С. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016, № 2, с. 90 – 115.