Особенности классификации круизных маршрутов

№50-2,

Технические науки

Черноморские порты Российской Федерации имеют все условия для успешного развития круизного туризма. Однако, сама организация круизных маршрутов является сложным процессом. Знание особенностей различных видов и условий круизов во многом будут способствовать их эффективной организации.

Похожие материалы

В зависимости от характера организации круизов с учетом целей, используемого дополнительного транспорта, видов обслуживания и т.д. различают следующие виды: классические, специальные, комбинированные, прерванные, мини-круизы [1].

Круизы классического типа представляют собой морское путешествие продолжительностью 10-20 и более суток с большим числом портов захода, разнообразными развлечениями на борту судна, полным пансионом на судне и обязательными экскурсиями на берегу во время стоянок.

Классические круизы подразделяют на автономные и секционные.

  • При автономном круизе посадка и высадка пассажиров производятся в каком-нибудь одном порту, который является начальным и конечным пунктом круиза. Автономные круизы обычно бывают продолжительностью примерно от двух до четырех недель. С использованием для круизов крупных пассажирских лайнеров стали практиковать кругосветные круизы большей продолжительности (до 80-90 суток).
  • Секционный круиз состоит как бы из отдельных круизов в одном большом рейсе судна. Учитывая, что круиз стоит очень дорого и требует много свободного времени, в целях привлечения пассажиров его разбивают на отдельные участки - секции и пассажиру предоставляется возможность приобрести билет либо на весь круиз, либо на определенную его часть по своему усмотрению.

Специализированные круизы отличаются тем, что отдых на борту судна совмещается с какой-либо специальной целью. Такими круизами, например, являются образовательные для школьников и студентов, оздоровительные, фестивальные, круизы-конгрессы, круизы по интересам и профессиям и т.д. Такие круизы обычно проводятся по индивидуальным маршрутам в виде разового рейса и в большинстве случаев они организуются в несезонное время года.

Особый интерес среди круизов этого типа представляют оздоровительные и образовательные круизы, которые являются наиболее продолжительными по времени и в ряде случаев требуют специальной подготовки судна [2].

  • При оздоровительных круизах морское путешествие совмещается с лечением, проводимым на борту судна, которое на это время превращается как бы в плавучий санаторий. Маршруты составляют с таким расчетом, чтобы судно длительное время находилось в наиболее благоприятных климатических зонах. Программа круизов предусматривает широкое использование для лечения природных факторов (солнца, морского воздуха) и применение различных процедур: физиотерапии и др. Для выполнения программы штат судна укомплектовывается необходимым медицинским персоналом, на судне оборудуют специальные кабинеты, процедурные комнаты и лаборатории.
  • Образовательные круизы обычно организуются учебными центрами или отдельными учебными заведениями. Их программа включает определенный объем аудиторных занятий (по истории, литературе и искусству, культуре и социологии и т.д.) и одновременно с этим проведение экскурсий, связанных с тематикой лекций. В соответствии с программой круиза составляется и маршрут плавания. Для проведения такого круиза на судне оборудуют помещения для занятий (лекций), судовая библиотека пополняется специально подобранной литературой, а в штат дирекции круиза включаются преподаватели и специально подготовленные экскурсоводы.

Поскольку в образовательных круизах чаще всего участвует молодежь (и даже школьники), то в целях удешевления круиза такого типа может быть (с учетом контингента пассажиров) снижен уровень обслуживания (вводится самообслуживание в кафе, ресторане-столовой, каюты делаются многоместными).

Комбинированные круизы сочетают морское путешествие с поездкой на других видах транспорта: воздушном, железнодорожном или автомобильном. Различают следующие виды:

  • эйр-круз (самолет – судно);
  • рейл-круз (поезд - судно);
  • драйв-круз (авто – судно).

Более совершенной формой комбинированного круиза является так называемый «пэкидж-круиз» [3], который включает не только морское путешествие, переезд или перелет пассажира в порт назначения, но и весь комплекс услуг, связанный с путешествием пассажира: доставку багажа от дома до судна и обратно, предоставление гостиницы в случае ожидания судна или других видов транспорта, а иногда и такси или автобуса для проезда пассажира от дома до вокзала или порта. «Пэкидж-круиз» - круиз под девизом: «от дома до дома» - обычно организуют фирмы, имеющие постоянные связи с транспортными агентствами, обеспечивающими им определенную скидку при пользовании их транспортом.

Все путешествие совершается в рамках единого туристского тура по смешанному билету и имеются две разновидности применяемых схем:

  • первая, когда начальным и конечным пунктом круиза является один и тот же порт, а неинтересная для туристов часть поездки от места проживания до порта и обратно осуществляется другим видом транспорта, схема чаще всего применяется, когда «неморская» часть круиза служит только целям ускоренной доставки путешественника к борту судна;
  • вторая, когда начальным и конечным пунктами служат два порта и в каждом из них проводится смена туристов, доставляемых и отправляемых самолетом, поездом или автобусом, применяется когда переезд к судну и обратно включает и ознакомительные цели.

Например, в последние годы получили широкое распространение во Франции поездки туристов двумя встречными потоками. Один из них отправляется по маршруту Гавр - Санкт-Петербург на судах, далее по железной дороге или самолетом до Москвы, потом теми же видами транспорта до Сочи, где производится посадка на теплоход в порту Черного моря, доставляющий французских туристов до Марселя, откуда они продолжают свой путь по железной дороге. Вторая группа одновременно следует из Марселя в Сочи и далее по тому же маршруту и теми же видами транспорта, только в обратном направлении.

Прерванные круизы. Они сочетают морское путешествие с отдыхом на берегу в специально забронированных номерах гостиниц в некоторых портах захода по маршруту следования судна. Различают два вида прерванных круизов:

  • «круиз-стей» - морские путешествия, включающие трех-, четырехдневные и более продолжительные остановки в портах для отдыха на берегу и осмотра достопримечательных мест. Наиболее часто к этой форме организации круизов прибегают при посещении портов, где возможна только рейдовая стоянка судна, а на берегу имеются хорошо оборудованные отели.
  • «сплит-круиз» - при котором часть круиза после морского путешествия предоставляется пассажиру в одном из промежуточных портов для времяпровождения по его усмотрению. Обратно в порт посадки (или домой) пассажир возвращается либо другим видом транспорта либо ожидает следующего захода своего судна на обратном пути.

Различие между «круиз-стэй» и «сплит-круиз» заключается в том, что в первом случае пребывание пассажира на берегу планируется и обеспечивается организаторами круиза, а во втором - пассажир чаще всего действует по своему усмотрению.

Мини-круизы. Они представляют собой непродолжительные морские путешествия на 1 – 5 суток. Обычно это рейсы прибрежного плавания, которые совершаются в зоне морских курортов. Как правило, их маршрут включает не более двух портов захода. Мини-круизы являются дополнительным развлечением для лиц, отдыхающих на этих курортах или в прибрежной зоне. Они являются хорошей рекламой круизного судоходства и судна.

По продолжительности круизы могут условно подразделяться на:

  • прибрежные морские экскурсии и прогулочные рейсы;
  • в никуда («to nowhere») - 1-5 суток, нередко такие рейсы используются для специальных целей, например, для организации игорного бизнеса. Например, в Израиле игорный бизнес запрещен, но на судах, покидающих границы территориального моря, такое азартное развлечение допустимо. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру;
  • стандартные - до 14 суток, организуются в определенном бассейне, например, Средиземного моря, с заходом в 8-12 портов различных прибрежных стран и популярных морских курортов;
  • трансатлантические - до 40 суток, например, вокруг Европы, Скандинавии и другие, когда туристы следуют только в один конец маршрута;
  • кругосветные - около 60 суток, длительные маршруты и кругосветные путешествия продолжительностью до полугода.

По сезонности (интенсивности турпотока в определенный период времени) круизы разделяются на:

  • круглогодичные - действуют на протяжении всего года;
  • сезонные - зимние, летние, период межсезонья;
  • разовые - осуществляются по разовым заказам.

Наглядной и удобной для турагентств и клиентов является ценовая классификация круизов. Условно их можно подразделить на пять категорий:

  • экономичные (75-150 дол. США на человека в сутки) выполняются на небольших судах старого образца, имеющих все удобства больших лайнеров.
  • классические (100-200 дол. США) преобладают на международном рынке. Выполняются либо на новых, либо на переоборудованных судах, полностью отвечающих современным требованиям по дизайну, комфорту и сервису: с просторными каютами, большими открытыми палубами, бассейнами, соляриями, спортивными площадками и залами, салонами красоты, магазинами, ночными клубами и казино.
  • премиум (150-400 дол. США) ориентированы на взыскательных клиентов, предъявляющих повышенные требования к сервису и комфорту. Туристам предлагается персональное обслуживание.
  • люкс (400-1000 дол. США) предназначены для очень богатых туристов, занимающих высокое положение в обществе. Это своеобразные закрытые клубы. Высочайшее качество проявляется здесь во всем: обслуживание по формуле ultra all inclusive («все включено»), количество персонала равно количеству пассажиров, просторные каюты, интерьеры, оформленные лучшими дизайнерами, коллекции дорогой живописи, персональная забота о каждом пассажире. География круизов этой категории тяготеет к экзотическим направлениям. Отдых на круизных лайнерах класса люкс котируется выше отдыха в любой фешенебельной гостинице.
  • эксклюзивные (более 1000 дол. США).

Различают следующие системы организации круизов:

  • европейская, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой.
  • американская, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту.
  • «круизы в никуда» - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты.

Круизные рейсы могут быть организованы:

  • непосредственно судовладельцем (пароходством). Туристические агентства являются только посредниками и привлекаются для организации рекламы судна и рейса, распространения билетов. Организация круиза возлагается на экипаж судна, а судовладелец несет эксплуатационные расходы и получает все поступления от работы судна. Туристические агентства в этом случае получают комиссионные от реализованных билетов.
  • фрахтователем (в лице оператора, туристических компаний) путем взятия судна в аренду [4].

Как видно из приведенного материала, практически все виды организации круизного судоходства можно использовать при организации круизов между отечественными портами Черноморского бассейна. Широкое использование информации о разноплановости организации круизных маршрутов во многом будет способствовать развитию отечественного круизного судоходства на Черном море.

Список литературы

  1. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология: [Учебное пособие] / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. – 296 с.
  2. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: [Монография] / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  3. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений / В.В. Селиванов // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №4. – Ч.1, С. 83–87. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tavr.science /stat/ 2015/12/TNO-4-ch-1.pdf
  4. Селиванов В.В. Основы агентской деятельности в системе организации морского туризма: [Учебное пособие] / В.В. Селиванов. – Ялта: Медрегиональный институт развития территорий, 2016.– 118 с. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http:// mirtu.ru/ files/2016 /03/ Selivanov.pdf