Здоровьесбережение как элемент профессиональной культуры педагога

№50-2,

Педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос о необходимости профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к здоровьесберегающей деятельности, которая, по мнению автора, является неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры педагога. Проанализированы основные подходы в формировании культуры здоровья будущих педагогов, описаны ключевые характеристики и критерии готовности студентов педагогических вузов к здоровьесберегающей деятельности в условиях современной общеобразовательной школы.

Похожие материалы

Накопление знаний и опыта человечества о здоровье, здоровом образе жизни, профилактике заболеваний всегда являлось приоритетным для человечества. Каждый этап развития общества способствовал накоплению определенных знаний и опыта в сфере гигиенической составляющей воспитания, формирования культуры здоровья, способах его сохранения и т.д. Решение этих проблем служит предметом изучения медико-биологических, социальных, философских, педагогических, психологических исследований.

В научной литературе существует множество определений здоровью. Однако не смотря на большое разнообразие трактовок данного феномена, практически все исследователи едины во мнении, что здоровье – это важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия.

На наш взгляд, одним из наиболее точных определений здоровья является определение, данное В.П. Петленко: «здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» [12, с.14].

Оценивая состояние здоровья человека, ученые, исследующие данную проблему, выделяют три основные признака:

  1. соматический – совершенство саморегуляции и физиологических процессов в организме, а также способность адаптироваться к окружающей среде;
  2. социальный – мера трудоспособности, социальной активности и деятельного отношения человека к миру;
  3. личностный – стратегия жизни и степень господства индивида над внешними условиями жизни [6, с.30].

В настоящее время выделяют несколько видов здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (питание, движение, познание окружающего мира и т.п.). Базовые потребности, во-первых, определяют пусковой механизм развития человека (формирование его соматического здоровья), во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  2. Физическое здоровье – уровень развития функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную реакцию поведения. Это состояние обуславливается возможностями удовлетворения потребностей биологического и социального характера.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного здоровья определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека [5;12].

В общей структуре факторов, формирующих здоровье, главную роль играет образ жизни. Образ жизни – это определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности общественных черт деятельности людей. Выделяют следующие основные составляющие образа жизни: питание, режим труда и отдыха, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, сексуальное поведение, ответственность за сохранение собственного здоровья. Перечисленные составляющие образа жизни в зависимости от их содержания могут выступать в качестве здоровьесберегающих факторов, либо в качестве рискогенных факторов. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Первым употребил это словосочетание академик Н.М. Амосов, понимая под ним «режим ограничений и нагрузок – образ жизни, обеспечивающий здоровье» [1].

Здоровым образом жизни принято называть образ жизни каждого человека, направленный на профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Э.Н. Вайнер, анализируя определение «здорового образа жизни», считает необходимым учитывать типологические особенности, возрастно-половые различия, социальные условия и личностно-мотивационные особенности человека [3]. Мнение указанного ученого согласуется с мнением О.Н. Московченко, который считает, что образ жизни в основном зависит от самого субъекта – его ценностных ориентаций, установок, мотивов деятельности, духовных интересов, нравственных установок и потребностей. Он подчеркивает, что в системе формирования здорового образа жизни главное место занимает мотивация, при этом мотив без цели не побуждает к действию. Автор выделяет следующую иерархию мотивов:

  1. мотивация на здоровье – быть здоровым, укреплять здоровье, снижать негативное влияние окружающей среды на здоровье и др.;
  2. социально-значимые мотивы – хочу быть готовым к жизни, учебе, добиться высоких результатов в обучении, сформировать имидж для продвижения по служебной лестнице и т.д.;
  3. мотивы личности – самоутверждения, создания положительных эмоций и уверенности в себе, формирование красивой фигуры, самосовершенствование себя как личности, познавательный интерес [10, с.6].

Сегодня в научной литературе здоровье, здоровый образ жизни рассматриваются как элементы культуры человека и культуры общества в целом. Вместе с тем многие ученые, например, Н.А. Рыбачук [13], О.Н. Шкитырь [15], Т.В. Карасева [7], О.А. Шклярова [16] и др. отмечают, что высокий уровень заболеваемости населения, рост числа людей с избыточной массой тела, гиподинамия, курение и т.д. является показателем низкого уровня культуры населения.

Основными проблемами такого отношения людей к собственному здоровью являются следующие: во-первых, у большинства населения господствует установка на укрепление психофизического здоровья лишь тогда, когда появляются различные соматические и психические заболевания; во-вторых, в современном обществе отсутствует целостная система формирования культуры здоровья; в-третьих, недостаточно обеспечено единство знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья; в-четвертых, существующие в системе общего образования учебные курсы (биология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура), дают учащимся лишь фрагментарные знания вместо целостных представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни; в – пятых, существующая система здоровьесохраняющего воспитания в образовательных учреждениях носит в основном фрагментарный, мероприятийный характер, что не формируют у учащихся ориентации на самостоятельную деятельность по сохранению и укреплению здоровья (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева, Т.Ю. Никифорова, Р.Я. Шамьянов, О.А. Шклярова и др.).

Из сказанного становится очевидным, что формирование культуры здоровья, мировоззренческие позиции относительно сбережения и сохранения собственного здоровья должны формироваться у человека с самого раннего возраста. В этой связи большая роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни должна принадлежать государству, системе образования, семье и педагогам. Так, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 21 января 2010 года Д.А. Медведевым отмечается, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, личности, ведущей здоровый образ жизни [11]. В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или подростка трудно переоценить. В связи с чем, современные требования к качеству подготовки специалистов образования предусматривают наличие не только высоких профессиональных знаний, но и хорошего здоровья, высокой физической работоспособности, готовности реализовать здоровьесберегающие технологии в условиях учебно-воспитательного процесса.

Необходимость профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к здоровьесбережению отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, например, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утвержден 22.12.2009 г.). Так в число компетенций будущего педагога включены следующие: готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Однако, прежде чем сохранять (сберегать, укреплять) здоровье обучающихся, необходимо сформировать у самих будущих педагогов культуру отношения к собственному здоровью, потребность в здоровом образе жизни, готовность к здоровьесберегающей деятельности. Решение этой задачи будет во многом зависеть от развитой системы здоровьеформирующего образования. В целом, под термином здоровьеформирующее образование понимается педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности и эффективной жизнедеятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить два подхода к определению результата здоровьеформирующего образования.

Согласно первому подходу результатом здоровьеформирующего образования должна стать развитая готовность педагогов к деятельности в сфере ЗОЖ. В частности, готовность студентов педагогического вуза к здоровьеформирующей деятельности понимается авторами Т.В. Гиголаевой [4], А.В. Левченко [8], Митяевой А.М. [9] и др. как совокупность личностно-профессиональных качеств, формирующихся в процессе целенаправленной подготовки и позволяющих будущим педагогам осуществлять в перспективе профессиональную здоровьеформирующую деятельность и определяющих здоровьесберегающий стиль их жизнедеятельности.

Второй подход определяет результат здоровьеформирующего образования через развитие культуры здоровья (Е.А. Багнетова, Т.В. Карасева, А.М. Митяева, Н.А. Рыбачук). Так, например, Н.А Рыбачук определяет культуру здоровья студента как «многомерное социально-педагогическое явление, характеризующее степень развития системы формирования позитивных ценностей студентов в создании, сохранении и развитии личного и общественного здоровья» [13, с.72]. Из определения видно, что, автор, изучая культуру здоровья студента, выделяет в ней взаимосвязанные личностный (индивидуальный) и социальный (общественный) уровни.

Аналогичную точку зрения высказывает Т.В. Карасева. Автор выделяет две составляющих культуры здоровья будущего педагога: личностную и профессиональную и определяет культуру здоровья будущего педагога, как «совокупность реализуемых на практике ценностных ориентаций, морально-нравственных установок, личностно-профессиональных качеств будущего педагога, позволяющих ему эффективно решать задачи здоровьеформирующего образования» [7, с.9].

Е.А. Багнетова вводит понятие профессионально-педагогической культуры здоровья будущих учителей как «осознанную реализацию способов сохранения и укрепления здоровья, основанную на философско-мировоззренческом опыте, духовно-нравственных ценностях и отношениях в конкретных региональных и образовательных условиях жизнедеятельности» [2]. Автор включает в данное понятие следующие компоненты:

  1. становление ценностно-смысловой позиции в своей профессиональной деятельности, подразумевающей стремление и способность выстраивать учебно-воспитательный процесс, не наносящий ущерб здоровью ребенка;
  2. знание факторов школьной среды, неблагоприятно воздействующих на здоровье субъектов образовательного процесса;
  3. знание негативных особенностей своей трудовой деятельности и профессиональных факторов риска для здоровья, а также способов профилактики этих воздействий;
  4. владение здоровьесберегающими технологиями обучения;
  5. способность и готовность в рамках различных школьных дисциплин воспитывать культуру здоровья учеников разного возраста;
  6. осознание необходимости постоянного повышения уровня своей психологической грамотности.

Формирование готовности студентов педагогических вузов к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности во многом будет зависеть от усилий всех субъектов образовательного процесса, при этом здравотворческая деятельность будет тем эффективнее, чем выше уровень культуры, мотивации и самосознания самих будущих педагогов, их личная и профессиональная заинтересованность в сохранении собственного здоровья и здоровья подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. – М., 1987.
  2. Багнетова Е.А. Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического вуза [Текст]: Автореф. дисс. ... к.п.н. – Сургут, 2004 – 22 с.
  3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. программа для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / Э.Н. Вайнер. – Липецк, 1993. – 15 с.
  4. Гиголаева Т.В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни [Текст]: Автореф. дисс. ... к.п.н. – Шуя, 2006 – 26 с.
  5. Давиденко, Д.Н. Основы здорового образа жизни человека [Текст] / Д.Н. Давиденко // Вестник Балтийской академии – 1996 – Вып. 9 – С. 15-23.
  6. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека [Текст] / А.Я. Иванюшкин // Вести АМН СССР, 1982 – Т. 45 - №4 – С. 29-33.
  7. Карасева Т.В. К вопросу об уточнении понятия «культура здоровья педагога» [Текст] / Т.В. Карасева, А.Ю. Семенова // Здоровье, образ жизни и образование. Выпуск II. Сборник материалов по итогам «Недели науки» (18-25 апреля 2005). – Шуя, 2005. – С. 2-10.
  8. Левченко А.В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов педагогического университета [Текст]: Дисс. … к.п.н. – Самара, 2001. – 193 с.
  9. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
  10. Московченко, О.Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни [Текст] / О.Н. Московченко // Валеология. – 1999. – №2. – С. 4-11.
  11. Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2009 г. № 03-451 [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/6744437/
  12. Петленко В.П. Валеологические критерии здоровья [Текст] / В.П. Петленко // Материалы научного форума общественного движения «Здоровый мир». – СПб., 1998 – С. 13-16.
  13. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов [Текст] / Н.А. Рыбачук // Педагогика. – 2003. – №4. – С.70-74
  14. Шамьянов, Р.Я. Воспитание культуры здоровья подростков в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – 24 с.
  15. Шкитырь О.Н. Формирование культуры здоровья у будущих учителей в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.Н. Шкитырь // Актуальные проблемы культуры здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж: ВГТА, 2002. – С. 112-118.
  16. Шклярова О.А. Культура здоровья в содержании общего образования [Текст] / О.А. Шклярова, Г.С. Козупица // Здоровье человека: Материалы Ш международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В.В. Колбанова. – СПб., 2002. – С. 218-220.