Эмпатия как профессионально-важное качество личности педагога

№60-2,

Педагогические науки

В статье рассматривается об эмпатии - умении поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Похожие материалы

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют сопереживания партнеру по общению и прежде всего в обучении и воспитании.

Эмпатия является специальной формой психического воздействия и играет важную роль в осознании человеком окружающей среды. В то же время эмпатию считают профессионально-важным качеством специалистов психолого-педагогической сферы.

Понятие эмпатия в психологию был введен Э.Титченерым.

В психологическом словаре, эмпатия характеризуется, как осознание эмоционального состояния и вникания в переживания другого человека.

В целом эмпатия есть социально-психологическая особенность личности. В её структуру входят совокупность социально-психологических способностей. К таким способностям относятся: способность эмоциональной реакции к переживаниям другого человека, способность осознавать эмоциональное состояние другого человека и мысленная трансформация себя к чувствам других, облегчение боли других, способность к использованию методов взаимоотношения с другими.

Формы эмпатии можно выделить по нескольким критериям:

  1. По модальности ведущего компонента в структуре эмпатии- эмоциональная, когнитивная и поведенческая эмпатия;
  2. По генезису эмпатии- глобальная, эгоцентрическая и просоциальная эмпатия.
  3. По диспозициональности эмпатии - личностная и ситуативная эмпатия.
  4. По уровню развития эмпатии- элементарная, рефлекторная и личностная эмпатия.

А.П.Сопиков выделил три разновидности эмпатии:

  1. Эмоциональная эмпатия- в процессе моделирования объекта эмпатии, у субъекта преобладает эмоциональность.
  2. Когнитивная эмпатия - в процессе моделировании объекта эмпатии у субъекта преобладает информативность.
  3. Поведенческая эмпатия, в процессе моделировании объекта эмпатии у субъекта преобладает волевые качества, это проявляется в заставлении объекта эмпатии к чему-то, и в свою очередь в ожидании ответной эмпатии.

В.В.Бойко выделил: рациональную, эмоциональную и интуитивную эмпатию.

Современным подходам к проблеме эмпатии характерны следующие положения:

  • осводемленность внутреннего состояния, мыслей и чувств другого человека;
  • переживания эмоционального состояния другого человека;
  • представления чувств другого, осознание того, как он будет вести себя если окажется на месте другого человека;
  • страдания и беспокойствия от того, как мучается другой человек.

В гумaнистической псиxoлoгии, эмпaтия рассматривается, как основа позитивных проявлений межличностных отношений. Основоположник гумaнистической псиxoлoгии Кaрл Рoджeрс, характеризовал эмпaтию, как: “полное восприятия внутреннего мира другого человека как он сам (“если я…”) ”.

Способность к эмпатии проявляется в ранних этапах онтогенеза, например, новорожденный ребенок может плакать в ответ к плачу своего «соседа». Это есть ранняя недифференцированная форма эмпaтии. Но, вопрос о наследственности или проибретенности эмпaтивных реакций остается открытым. Однако, нельзя отрицать факт о проявлении эмпативности в ранних этапах онтогенеза. Исследования показывают, что благоприятные условия, положительно влияют на формирование способности к эмпатии. Например, если взаимоотношения между родителями и детьми являются положительными, то у ребенка воспитанного в таких условиях эмпативность развивается легче, чем у детей воспитанных в противоположных условиях.

С целью выявления уровня сформированности эмпатии у будущих педагогов была использована методика И.М.Юсупова для диагностики экспрессивности эмпатии. С помощью методики, можно определить шесть направлений эмпатии: эмпатия к родителям, эмпатия к животным, эмпатия к людям пожилого возраста, эмпатия к детям, эмпатия к героям художественного произведения, эмпатия к малознакомым и незнакомым людям.

Результаты исследования показывают, что существует положительное корреляционная взаимосвязь между эмпатией к родителям и другими видами эмпатии (r=0.451, p<0.01; r=0.271, p<0.05). Однако выявлено отрицательное о корреляционное отношения с эмпатией к животным и героям художественного произведения (r=0.228, p-не имеет значение; r=0.177, p- не имеет значение).

Очень высокий уровень эмпатийности характеризует болезненно развитое сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Ему трудно от того, что окружающие используют его в качестве громоотвода, обрушивая на него свое эмоциональное состояние. Плохо чувствует себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют ему свои тайны и идут за советом.

Высокая эмпатийность характеризует чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относится к людям. Им нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык.

Средний уровень эмпатийности, характерен подавляющему большинству людей. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве случаев, они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпения.

Низкий уровень эмпатийности, характеризует затруднения в установлении контактов с людьми, неудобно чувствуют себя в шумной компании. Отдают предпочтение уединенным занятиям и конкретным делам, а не работе с людьми. Они — сторонники точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, а тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

При очень низком уровне эмпатийности, тенденции личности не развиты. Затрудняются первым начать разговор, держится особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше их. В межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении. Любят острые ощущения, спортивные состязания, предпочитают искусство. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Способности к эмпатии, у будущих педагогов развиваются в процессе обучения в ВУЗе, в педагогической практике, а также при самовоспитании.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под общей редакцией А.Карелина.М.Эксмо. 2009
  2. Немов Р.С. Психология. 1-книга.М.Владос. 2000.
  3. Рогов Е.П. Настольная книга практического психолога М.»Владос» 1999.