Эмпатия как профессионально-важное качество личности педагога

NovaInfo 60, с.412-415, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается об эмпатии - умении поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Ключевые слова

ПЕДАГОГ, УМЕНИЯ, ЭМПАТИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Текст научной работы

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют сопереживания партнеру по общению и прежде всего в обучении и воспитании.

Эмпатия является специальной формой психического воздействия и играет важную роль в осознании человеком окружающей среды. В то же время эмпатию считают профессионально-важным качеством специалистов психолого-педагогической сферы.

Понятие эмпатия в психологию был введен Э.Титченерым.

В психологическом словаре, эмпатия характеризуется, как осознание эмоционального состояния и вникания в переживания другого человека.

В целом эмпатия есть социально-психологическая особенность личности. В её структуру входят совокупность социально-психологических способностей. К таким способностям относятся: способность эмоциональной реакции к переживаниям другого человека, способность осознавать эмоциональное состояние другого человека и мысленная трансформация себя к чувствам других, облегчение боли других, способность к использованию методов взаимоотношения с другими.

Формы эмпатии можно выделить по нескольким критериям:

  1. По модальности ведущего компонента в структуре эмпатии- эмоциональная, когнитивная и поведенческая эмпатия;
  2. По генезису эмпатии- глобальная, эгоцентрическая и просоциальная эмпатия.
  3. По диспозициональности эмпатии - личностная и ситуативная эмпатия.
  4. По уровню развития эмпатии- элементарная, рефлекторная и личностная эмпатия.

А.П.Сопиков выделил три разновидности эмпатии:

  1. Эмоциональная эмпатия- в процессе моделирования объекта эмпатии, у субъекта преобладает эмоциональность.
  2. Когнитивная эмпатия - в процессе моделировании объекта эмпатии у субъекта преобладает информативность.
  3. Поведенческая эмпатия, в процессе моделировании объекта эмпатии у субъекта преобладает волевые качества, это проявляется в заставлении объекта эмпатии к чему-то, и в свою очередь в ожидании ответной эмпатии.

В.В.Бойко выделил: рациональную, эмоциональную и интуитивную эмпатию.

Современным подходам к проблеме эмпатии характерны следующие положения:

  • осводемленность внутреннего состояния, мыслей и чувств другого человека;
  • переживания эмоционального состояния другого человека;
  • представления чувств другого, осознание того, как он будет вести себя если окажется на месте другого человека;
  • страдания и беспокойствия от того, как мучается другой человек.

В гумaнистической псиxoлoгии, эмпaтия рассматривается, как основа позитивных проявлений межличностных отношений. Основоположник гумaнистической псиxoлoгии Кaрл Рoджeрс, характеризовал эмпaтию, как: “полное восприятия внутреннего мира другого человека как он сам (“если я…”) ”.

Способность к эмпатии проявляется в ранних этапах онтогенеза, например, новорожденный ребенок может плакать в ответ к плачу своего «соседа». Это есть ранняя недифференцированная форма эмпaтии. Но, вопрос о наследственности или проибретенности эмпaтивных реакций остается открытым. Однако, нельзя отрицать факт о проявлении эмпативности в ранних этапах онтогенеза. Исследования показывают, что благоприятные условия, положительно влияют на формирование способности к эмпатии. Например, если взаимоотношения между родителями и детьми являются положительными, то у ребенка воспитанного в таких условиях эмпативность развивается легче, чем у детей воспитанных в противоположных условиях.

С целью выявления уровня сформированности эмпатии у будущих педагогов была использована методика И.М.Юсупова для диагностики экспрессивности эмпатии. С помощью методики, можно определить шесть направлений эмпатии: эмпатия к родителям, эмпатия к животным, эмпатия к людям пожилого возраста, эмпатия к детям, эмпатия к героям художественного произведения, эмпатия к малознакомым и незнакомым людям.

Результаты исследования показывают, что существует положительное корреляционная взаимосвязь между эмпатией к родителям и другими видами эмпатии (r=0.451, p<0.01; r=0.271, p<0.05). Однако выявлено отрицательное о корреляционное отношения с эмпатией к животным и героям художественного произведения (r=0.228, p-не имеет значение; r=0.177, p- не имеет значение).

Очень высокий уровень эмпатийности характеризует болезненно развитое сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Ему трудно от того, что окружающие используют его в качестве громоотвода, обрушивая на него свое эмоциональное состояние. Плохо чувствует себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют ему свои тайны и идут за советом.

Высокая эмпатийность характеризует чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относится к людям. Им нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык.

Средний уровень эмпатийности, характерен подавляющему большинству людей. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве случаев, они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпения.

Низкий уровень эмпатийности, характеризует затруднения в установлении контактов с людьми, неудобно чувствуют себя в шумной компании. Отдают предпочтение уединенным занятиям и конкретным делам, а не работе с людьми. Они — сторонники точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, а тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

При очень низком уровне эмпатийности, тенденции личности не развиты. Затрудняются первым начать разговор, держится особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше их. В межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении. Любят острые ощущения, спортивные состязания, предпочитают искусство. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Способности к эмпатии, у будущих педагогов развиваются в процессе обучения в ВУЗе, в педагогической практике, а также при самовоспитании.

Читайте также

Список литературы

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под общей редакцией А.Карелина.М.Эксмо. 2009
  2. Немов Р.С. Психология. 1-книга.М.Владос. 2000.
  3. Рогов Е.П. Настольная книга практического психолога М.»Владос» 1999.

Цитировать

Курбанова, З.Б. Эмпатия как профессионально-важное качество личности педагога / З.Б. Курбанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 412-415. — URL: https://novainfo.ru/article/11441 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться