Основные направления совершенствования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы

№50-2,

Педагогические науки

В статье рассматривается проблема моделирования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы, реализация которых требует от них высокой педагогической компетентности, выраженной в следующих основных педагогических условиях: опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности; сочетание дифференцированного и индивидуального подходов.

Похожие материалы

При организации психолого-педагогической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, направленной на формирование их педагогической компетентности, необходимо, во-первых, учитывать психологические особенности сотрудников; во-вторых, говоря о педагогической компетентности, мы подразумеваем качество личности, которое будет способствовать успешной социальной адаптации к различным педагогическим ситуациям в ходе воспитательной работы с заключенными.

По мнению большинства исследователей, (С.И. Афанасьева, М.И. Бекоева, А.В. Власов, Ю.А. Дмитриев, А.В. Митькина, Д.А. Панарин, А.Г. Сломчинский, Б.А. Тахохов, H.A. Тюгаева, Н.К. Щепкина и др.), основными направлениями воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях выступают нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание осужденных к лишению свободы, способствующие их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного (Е.А. Кусакина, Д.Г. Нафиков), его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению [5].

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у заключенных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных (Н.В. Баркалова), но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания.

Реализация перечисленных направлений воспитательной работы требует от сотрудников УИС высокой педагогической культуры, выраженная в следующих основных педагогических условиях:

  1. Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность. Объективной основой, этого направления является закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Признается, во-первых, возможность изменения, исправления личности в период отбывания ею уголовного наказания, во-вторых, необходимым условием исправления является не подавление личности, а развитие ее активной общественно полезной деятельности, духовно-нравственной сферы, повышение интеллектуального, образовательного и профессионального уровней. Перевоспитание нельзя сводить только к одностороннему воздействию инспекторов по воспитательной работе на осужденных.
  2. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В этом принципе наиболее полно отражена диалектичность процесса перевоспитания. Лишенный каких-либо из указанных признаков, он превращается в антипедагогический. Гуманность, рассматриваемая вне системы определенных требований к человеку, может привести к формированию слабовольной, разболтанной личности, не способной, с одной стороны, противостоять вредным влияниям окружающей среды, с другой – не умеющей обуздывать свои гипертрофированные потребности и желания [3]. Подобная «гуманность» практически выливается в попустительство, снисходительность к порокам, всепрощенчество. Быть гуманным по отношению к подозреваемым, обвиняемым и осужденным – значит верить в возможность их позитивного изменения, передать эту веру им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования, создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к формированию готовности работать над собой.
  3. Опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности. Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности [1]. Реализация этого положения сложна для воспитателя даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты личности заключенного, отрицательные черты характера, негативное отношение к основным социальным ценностям, к самим сотрудникам лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные скрывают от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других. Подчас эти качества не осознаются самими их носителями, поскольку нет условий, ситуаций для их проявления.
  4. Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов. Общность осужденных весьма разнообразна, поэтому общая система внешних воздействий, естественно, предполагает ее дифференцированное и индивидуальное преломление на уровне каждой группы, каждой личности. Основная идея данного аспекта означает учет в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности на фоне общей программы воспитательных воздействий.
  5. Повышение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы. Результативность профессиональной деятельности в данной позиции во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, то есть умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера сотрудника. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению исправительных и воспитательных задач.
  6. Системный подход в организации процесса перевоспитания лиц, содержащихся под стражей. Идея системного подхода вытекает из понимания личности воспитуемого как некоей целостности, ее духовно-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, физической сторон. Системный подход является основополагающим принципом в организации процесса перевоспитания осужденных в целом. Однако, как свидетельствует анализ достаточно большого объема научно-педагогической, психологической и различной методической литературы, социально-педагогический компонент процесса формирования педагогической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений, который прослеживается во всех вышеперечисленных позициях, не разработан. На наш взгляд, это – проблема не только научно-педагогическая, но и общегосударственная. Поэтому в рамках нашего исследования конечной целью процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы было личностное развитие сотрудника УИС с высоким уровнем педагогической культуры, обладающего необходимыми компетенциями, способного к гностической, проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной деятельности в индивидуально-личностном плане, которые в наибольшей степени выражены в аксиологическом, технологическом и личностно-творческом компонентах педагогической культуры.

Структурные компоненты педагогической культуры уголовно-исполнительной системы тесно связаны между собой и образуют сложную цепь взаимодействия. Объединяя все компоненты, педагогическая культура сотрудника УИС предполагает обязательность постоянного обогащения и развития их от адаптивного уровня до креативного. В структурном плане она представляет синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и педагогических качеств, стиля воспитательной работы и отношения сотрудника УИС к своим обязанностям и самому себе.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что выявленные и обоснованные нами критерии, уровни и показатели педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также педагогические условия эффективного функционирования системы формирования педагогической культуры сотрудников УИС неразрывно связаны между собой, то есть в совокупности выступают как организационно-функциональная модель успешной реализации обозначенного процесса, хотя и оказывают различное влияние на структурные компоненты рассматриваемой системы в целом и отдельные составляющие педагогической культуры как интегративного профессионально- и личностно-значимого качества сотрудника пенитенциарного учреждения.

Список литературы

  1. Андреева Г.Б., Тюменева Н.П. Особенности формирования общекультурных компетенций курсантов и студентов в рамках деятельности общественной научно-исследовательской лаборатории //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. №2. – С.33-39.
  2. Баркалова Н.В. Пенитенциарная психология и педагогика в Поволжье //Сб. передового опыта и метод. разработок. Вып. 2. – Саратов. 2015. – 264 с.
  3. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта -будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 13.
  4. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 25-28.
  5. Гагиева Л.А. Педагогическая культура в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. №4. С. 94-98.
  6. Тахохов Б.А. О риторической компетентности будущих магистров юриспруденции //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015.