Использование уроков информатики для этического воспитания учащихся среднего звена

№51-1,

педагогические науки

Работа посвящена исследованию влияния интерактивных технологий в развитие этического воспитания учащихся среднего звена на уроках информатики. Была проведена опытно-практическая работа по выявлению эффективности использования интерактивных технологий в развитии этического воспитания школьников. Сначала выполнена первичная диагностика уровня сформированности этического воспитания учащихся. После проведения комплекса уроков по информатике, направленных на развитие этического воспитания, выполнена повторная диагностика, которая выявила эффективность использования интерактивных технологий для развития этического воспитания учащихся.

Похожие материалы

Разработаны уроки по предмету «Информатика и ИКТ», направленные на этическое воспитание учащихся, которые были апробированы на занятиях в 9 классах. Эффективность использования интерактивных технологий на уроках информатики в воспитательных целях была выявлена с помощью методики А.И. Шемшуриной.

В эпоху глобальных информационных компьютерных технологий знания, умения и навыки, связанные с обработкой информации, грамотным и своевременным использованием персонального компьютера, приобретают все большую важность для современного человека [3-9]. Однако не следует забывать и о воспитании учащихся, в том числе и этическом, поскольку нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Необходимость в формировании и развитии этического воспитания обоснованы в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Н.А. Бердяева [2].

Теоретические основы решения проблемы развития этического воспитания достаточно глубоко разработаны в философских, педагогических теориях отечественных и зарубежных мыслителей, педагогов, психологов, методологов П.С. Гуревич, И.И. Зарецкая, М.С. Каган и др. Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что в области этического воспитания учащихся накоплен достаточно богатый положительный опыт, разрабатываются различные подходы к этому процессу, в то же время остаются нерешенные аспекты и проблемы в практическом плане. Формирование жизненных, этических ценностей, творческой активности необходимо начинать в младшем школьном возрасте и должно вестись системно, но практика показывает, что возникают трудности интеграции этического воспитания в ряде дисциплин, в том числе и с дисциплиной «Информатика и ИКТ». Поскольку, такая организация обучения требует от учителя много сил и решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование интерактивных технологий при обучении информатике школьников [1].

Использование интерактивных технологий на уроках информатика для развития этического воспитания учащихся является достаточно актуальной проблемой.

В работе разработаны уроки «Текстовый редактор», «Электронная почта», «Поиск информации в Интернете» и др. с применением информационных технологий, направленных на этическое воспитание учащихся. Уроки апробированы на занятиях по информатике и ИКТ в 9 классах.

При определении уровня этической воспитанности учащихся использовались три критерия:

  1. наличие у человека нравственных знаний, то есть понимание того, что значит быть нравственным;
  2. отношение к нравственным нормам: положительное или отрицательное, устойчивое или неустойчивое, активное или пассивное;
  3. особенности нравственного поведения: как отношение к нравственным нормам реализуется в конкретных поступках и действиях.

В соответствии с этими критериями по Шемшуриной А.И. выделяются четыре уровня этической воспитанности учащихся [10].

  1. Высокий уровень. Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемых нравственных норм.
  2. Средний уровень. Четкое и правильное представление о нравственных нормах, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.
  3. Ниже среднего уровня. Знание нравственных норм, составляющих суть нравственных качеств. Но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое).
  4. Низкий уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах.

Диагностика уровня сформированности этического воспитания учащихся 9 класса была организована на внеклассном мероприятии. Каждому ученику были розданы вопросы.

Анализ результатов уровня нравственной самооценки показали, что преобладает средний уровень. Согласно результатам тестирования более половины класса можно считать воспитанными людьми, поскольку, они знают, как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, а также в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку и считают, что они так и поступают. Но они отмечают, что не всегда поступают так, как того требуют нравственные правила.

При рассмотрении результатов тестирования фактора нравственной мотивации можно отметить, что 12,5 % имеют высокий уровень нравственной мотивации, т.е. у этих ребят нравственная мотивация направлена на других, они готовы помочь человеку, находящемуся в сложной ситуации. У 62,5 % нравственная мотивация направлена и на других и на себя, т.е. не во всех ситуациях эти дети готовы оказать помощь другому человеку или придерживаются принципа невмешательства в дела других людей. А оставшиеся 25 % имеют низкую нравственную мотивацию, т.е. они не хотят помогать другим людям. На учащихся, которые имеют низкую нравственную мотивацию, следует обратить особое внимание, т.к. они требуют дополнительной воспитательной и психокоррекционной работы.

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о среднем уровне воспитанности учащихся и запланировать воспитательные и психокоррекционные мероприятия с детьми, которые имеют низкий уровень воспитанности.

На втором этапе были проведены серии уроков, направленных на развитие этического воспитания учащихся. После Этого по той же методике, что и при первичном обследовании, была проведена повторная диагностика.

Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень воспитанности учащихся повысилась с 12,5 % до 37,5 %, средний уровень остался на том же уровне за счет того, что низкий уровень исчез.

Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики свидетельствует об эффективности использования интерактивных технологий на уроках информатики среднего звена с целью этического воспитания учащихся.

Список литературы

  1. Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения. Проектирование новых информационных технологий обучения. / В. М. Монахов. – М.: Просвещение, 2008. – 123 с.
  2. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. / С. А. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2007 – 360 с.
  3. Хусаинов И.Г., Ибрагимова А.Р. Информационные технологии в школе // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 10-5. – С. 106-107.
  4. Хусаинов И.Г. Использование информационных систем в автотранспортном предприятии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 1. – № 7. – С. 128–130.
  5. Хусаинов И.Г. Использование информационных систем в работе учителя начальных классов // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т. 1. – № 35. – С. 36-39.
  6. Хусаинов И.Г. Использование новых технологий в автоматизации рабочего места // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» (ИТСиТ-2014) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, – 2014. – С. 442–443.
  7. Хусаинова Г.Я. Автоматизированное рабочее место сельского врача // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 35. – С. 36-39.
  8. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Применение компьютерной технологии для автоматизации инвентаризации программных продуктов на предприятии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 1. – № 6. – С. 10–13.
  9. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по продаже автомобилей // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 1. – № 7. – С. 126–128.
  10. Шемшурина, А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2008. – N 5. – С. 5-40.