Использование информационных систем в работе учителя начальных классов

№35-1,

технические науки

В работе создана информационная система для учителя начальных классов, в которой автоматизированы все виды деятельности учителя с документацией. Приложение имеет удобный интерфейс, формы для редактирования и просмотра данных, возможности создания отчётов и вывода их на печать или в файл.

Похожие материалы

Использование информационных технологий в образовательной системе должна обеспечить наиболее эффективную работу на всех уровнях системы. Учителя очень много времени тратят на фиксирование результатов своей контрольно-оценочной деятельности, а также на разработку воспитательного и тематического планирования. Необходимым условием повышения эффективности работы учителя является использование автоматизированной информационной системы. В работе разработана информационная система учителя начальных классов, призванная автоматизировать целый ряд задач по подготовке основных документов.

Для проектирования информационной системы изучена предметная область учителя начальных классов, разработана ER-диаграмма (рис.1) и логическая модель базы данных, выбрана система управления базами данных.

Работа с документацией учителя начальных классов включает в себя три основных вида:

  • составление отчета по тематическому и календарно-тематическому планированию;
  • составление отчета по планированию воспитательной работы;
  • фиксирование результатов контрольно-оценочной деятельности.

Более подробно рассмотрим каждый из этих пунктов. Тематический план – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. В тематическом плане учитель начальных классов планирует свою деятельность по определенному предмету на один год. Несмотря ни на что этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

Рис.1. ER-диаграмма информационной системы учителя начальных классов

Обычно тематический план имеет вид таблицы. В разработанной информационной системе тематические планы по всем предметам содержатся в таблице «Тематический план». Для удобства работы с этой таблицей по конкретным предметам созданы запросы, содержащие следующие поля:

  • раздел предмета;
  • содержание темы раздела;
  • вид контроля (в котором описываются формы организации контроля в течение данного раздела);
  • характеристика деятельности обучающихся (требования к уровню подготовки);
  • количество часов (часы, отведенные на данный раздел).

В основе календарно-тематического плана лежат разделы предмета, выделенные в тематическом плане.

Календарно-тематический план, аналогично тематическому плану, представлен в виде запросов по предметам, содержащих информацию из таблиц «Тематический план» и «Календарно-тематический план». Запросы содержат следующие поля:

  • раздел предмета;
  • тема урока;
  • дата проведения урока по плану;
  • дата проведения урока по факту;
  • примечание (используемое на уроке оборудование и раздаточный материал).

План воспитательной работы составляется классным руководителем, где указываются цели, задачи, содержания и способы организации воспитательного процесса в классе.

Для определения задач воспитательной работы, составления социального паспорта класса, а также составления отчета по воспитательному планированию учителю необходима информация об учениках и их родителях (опекунах). В разработанной информационной системе эти данные вводятся непосредственно самим учителем, при помощи специальных форм для ввода, формируются в таблицы, на основе которых идет построение различных запросов:

  • список учеников класса в целом и в отдельности списки мальчиков и девочек;
  • общественные поручения учащихся;
  • занятость учащихся во внеурочное время (кружки, секции и т.п.);
  • сведения о родителях учеников или опекунов;
  • список состава родительского комитета;
  • статистика учёта посещаемости родительских собраний;
  • и т.д.

Все запросы формируются в отчет, с возможностью вывода на печать или в файл.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность - это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.

Реализация контрольно-оценочной деятельности включает в себя:

  • ведение классного журнала, что реализуется при вводе данных в таблицы «Оценка», «Урок», «Расписание», «Домашнее задание» с помощью специальных форм;
  • вычисление оценок качества результатов обучения (средний балл, процент качества знаний, процент успеваемости), данные критерии качества вычисляются системой автоматически при помощи SQL-запросов [1-6].

Информационная система реализована в среде Delphi.

Разработанная информационная система внедрена в школу Стерлитамакского района, которая являлась заказчиком работы.

Таким образом, в проекте реализованы необходимые документы для отчетности деятельности учителя начальных классов, разработан удобный пользовательский интерфейс для ввода данных в таблицы, просмотра и поиска данных, отправки данных на печать, а также экспорта отчетов в документы Microsoft Office Word.

Список литературы

  1. Хусаинов И.Г. Информационные технологии в образовании // В сборнике: Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации материалы I Международной научно-практической междисциплинарной Интернет-конференции. Научный редактор: В.В. Хлынова. 2013. С. 73.
  2. Хусаинов И.Г. Использование информационных систем в автотранспортном предприятии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 7. С. 128–130.
  3. Хусаинов И.Г. Использование новых технологий в автоматизации рабочего места // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» (ИТСиТ-2014) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово. 2014. С. 442–443.
  4. Хусаинова Г.Я. Проектирование автоматизированного рабочего места диспетчера службы такси // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 35; URL: http://novainfo.ru/archive/35/avtomatizatsiya-rabochego-mesta-dispetchera-sluzhby-taksi
  5. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Применение компьютерной технологии для автоматизации инвентаризации программных продуктов на предприятии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 6. С. 10–13.
  6. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по продаже автомобилей // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 7. С. 126–128.