Структура и содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Текстоориентированное обучение родному языку в школе»

№52-1,

Педагогические науки

В статье представлены структура и содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Текстоориентированное обучение родному языку в школе», указывается, что данная программа призвана сформировать навыки изучения родного языка на текстовой основе, анализе текстообразующих функций всех единиц языка, что способствует формированию лингвистической и коммуникативной компетенций.

Похожие материалы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Текстоориентированное обучение родному языку в школе» призвана сформировать умения и навыки изучения родного языка на текстовой основе, анализе текстообразующих функций всех единиц языка [2-8], что способствует формированию лингвистической и коммуникативной компетенций слушателей. Ее актуальность определяется практической направленностью: педагогу необходимо овладеть принципами и методами достижения органического единства двух направлений в изучении родного языка в школе – ознакомления учащихся с его системой, структурой, основными понятиями и категориями и развития их связной речи. В основе курса исторически сложившаяся методология лингвистического знания, достижения современных психолого-педагогических наук, курс на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы, подготовка к различным видам профессиональной деятельности, осмысление передового педагогического опыта [1-9]. Программа направлена на создание системы ценностных представлений о языке, совершенствование и развитие языкового образования, разработку новых технологий по родному языку. Она позволит сориентировать слушателей на новые ценностные приоритеты профессионального образования, вооружить их целостными знаниями, умениями, позволяющими организовать и оптимизировать учебно-поисковую деятельность учащихся, и, в конечном итоге, расширить функциональные возможности, повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность.

Программа направлена на освоение следующих профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности основное общее образование, среднее общее образование:

Вид деятельности

Профессиональные

компетенции

Знания

Умения

Практический опыт

(владение)

ВД – 1. Общепедагогическая функция. Обучение (А/01.6)

ПК-1.1

Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

ПК-1.5

Способность осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

ВД – 3. Развивающая деятельность (А/03.6)

ПК-3.1

Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Темы,

кол-во час.

Виды учебных работ, кол-во час., уровень освоения

Содержание

Модуль 1. Текст на уроках развития связной речи учащихся, 36 часов

Тема 1.1. Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся, 12 час.

Лекция, 2 часа, О

Проблема развития речи школьников и пути ее решения, предлагаемые в современной методической науке. Методологические основы работы с текстом на уроках родного языка. Объем и уровень необходимых теоретических знаний и речеведческих умений школьников. Текст как основа дидактического материала. Текст как компонент объяснительно-иллюстративного метода

Практическое занятие, 4 час., Р

Текст в процессе изучения речеведческих (текстовых) явлений. Уровни понимания текста. Приемы понимания прочитанного. Чтение как вид речевой деятельности. Виды скоростного (просмотровое, ознакомительное) и медленного (изучающее, усваивающее) чтения. Изучающее чтение. Его цель (максимально полное понимание содержания текста с возможным последующим воспроизведением). Приемы изучающего чтения: постановка вопросов, составление тезисов, плана, граф-схемы, сводной таблицы, комментирование текста. Конспект (письменного источника) как результат изучающего чтения. Усваивающее чтение. Его цель (максимально полное запоминание содержания текста). Приемы усваивающего чтения: ответы на вопросы, пересказ и изложение (в том числе с использованием схем), составление аннотации, комментирование текста. Рецензия, доклад (сообщение) как результат усваивающего чтения. Просмотровое чтение. Его цель (самое общее представление о содержании текста). Приемы просмотрового чтения: пометки, вопросы по ходу просмотра. Ознакомительное чтение. Его цель (выявление того, что именно сообщается по интересующему читателя вопросу). Методы информационного поиска. Особенности работы с устным источником текста. Конспект устного источника.

Самостоятельная работа, 6 часов, П

Гибкость чтения и цель чтения. Гибкость чтения и стиль, жанр текста. Гибкость чтения и характер изложения текстового материала. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Устная и письменная разговорная речь (практическое владение). Конспектирование устного сообщения. Создание письменного текста в жанре эссе

Тема 1.2. Изложения и сочинения в системе работы по развитию речи учащихся, 12 час.

Лекция, 2 часа, О

Изложение. Классификация изложений. Изложения по способу (форме) передачи исходного текста: устные и письменные. Изложения по цели проведения: обучающие и контрольные. Виды изложения по объему, полноте передачи исходного текста и степени сохранения его структуры. Требования к дидактическому материалу. Жанрово-стилевая специфика текстов, используемых при работе над изложениями. Принципы восприятия, анализа и понимания текстов на родном языке. Использование «портрета» речевого жанра при анализе исходного текста для более глубокого осознания учеником его проблематики и идейного содержания. Критерии поиска и анализа ключевых слов при работе с текстом. Последовательность методических действий учителя родного языка, определяющих ход работы ученика с исходным текстом: подготовительная работа к изложениям, языковой анализ текста, его роль. Сочинение. Виды сочинений. Специфика жанров сочинения. Экстралингвистические и лингвистические принципы создания учебного ответа как жанровой формы сочинения по родному языку.

Практическое занятие, 4 часа, Р

Виды изложений (подробное, сжатое, выборочное, с элементами сочинения). Приемы смыслового сжатия текста. Специфика работы над изложениями разных видов и разных стилей. Материал для сочинений. Необходимые звенья (подготовка, написание, анализ, повторная работа) в работе

Самостоятельная работа, 6 часов, П

Критерии оценивания изложения: 1) насколько полно передает ученическая работа исходный текст, каков ее объем; 2) нет ли искажений фактического характера; 3) соблюдена ли последовательность исходного текста; 4) нет ли логических ошибок; 5) учтены ли замечания, сделанные в ходе языкового анализа; 6) имеются ли речевые ошибки и какие; 7) имеются ли случаи самостоятельного решения речевых задач; 8) имеется ли собственная редакторская правка предложенного для изложения текста и в какой мере она разумна; 9) каково количество орфографических и пунктуационных ошибок и каков их характер; 10) каково внешнее оформление работы

Тема 1.3. Обучение школьников написанию вторичных текстов 12 час.

Лекция, 2 часа, О

Вторичный тексттекст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). Виды вторичных текстов: аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому подобное. Основные коммуникативные умения, важные для эффективной работы в данном аспекте

Практическое занятие, 4 час., Р

Этапы работа над вторичными текстами

Самостоятельная работа, 6 час., П

Важность усвоения клишированных элементов для процесса создания вторичных текстов

Модуль 2. Роль текста в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков, 36 час.

Тема 2.1. Роль текста в формировании орфографических навыков, 18 час.

Лекция, 2 часа, О

Текст как компонент объяснительно-иллюстративного метода. Использование дедуктивного и индуктивного способов (путей) для усвоения новых понятий. Приемы работы с текстом на этапе формирования коммуникативных умений. Основной прием – анализ текста. Содержание работы: озаглавливание текста (подбор заголовка, выбор из ряда возможных, сравнение их); определение темы и основной мысли высказывания; анализ композиционного оформления текста; составление плана (сопоставление данного плана и содержания анализируемого текста; составление вопросов; определение способов соединения предложений и частей текста, определение стиля, жанра, типа текста; определение роли языковых средств и т.д. Диктанты и списывание. Типы инновационных заданий при проведении диктантов и списывания: осмысление содержания текста в процессе расстановки знаков препинания; сравнение и анализ вариантов расстановки знаков препинания в одном и том же тексте; анализ расстановки знаков препинания в стихотворных текстах и осознание ее влияния на смысл сказанного, на придание ему предельного эмоционального звучания, исправление орфографических и пунктуационных ошибок в специально подобранных текстах

Практическое занятие, 6 час., Р

Связь орфографии с развитием речи учащихся. Решение проблемы орфографической грамотности. Ступени формирования орфографического навыка. Выбор дидактического материала

Самостоятельная работа, 10 час., Р

Методика формирования орфографической грамотности на текстовой основе. Виды письменных упражнений. Развитие у учащихся потребности писать грамотно при создании своих собственных письменных высказываний

Тема 2.2. Использование текста на уроках лексики и грамматики, 18 час.

Лекция, 2 час., О

Особенности изучения лексики и грамматики в школе. Работа с текстом на уроках лексики, грамматики. Текст и его анализ на уроках лексики и грамматики в школе. Виды аналитических упражнений. Виды упражнений, связанных с работой над текстом: 1. На языковые средства – восстановление в тексте опущенных элементов – слов, словосочетаний, описательных оборотов (творческие диктанты); подбор синонимов к определённым элементам текста, изобразительно-выразительным средствам и т. п.; 2. На определенную композиционную форму – составление текста из данных предложений и готовых частей текста (в "рассыпанном" состоянии); дополнение текста недостающими частями, исключение из текста частей, не соответствующих теме и жанру; 3. Прогнозирование высказывания – продолжение текста в заданном направлении; прогнозирование содержания по заголовку, по началу, по аннотации; 4. Задания по редактированию текстов: определение ошибок в построении текста, передаче его содержания, исправление их

Практическое занятие, 8 час., Р

Текстовые (речевые) ошибки. Причины речевых ошибок. Типы ошибок. Наиболее типичные композиционные ошибки. Пути исправления и предупреждения речевых ошибок:

  • необходимость системы в работе;
  • стилистические упражнения;
  • языковой анализ текста;
  • языковые упражнения перед написанием изложений или сочинений;
  • классная работа над самыми типичными ошибками (индивидуальная и групповая).

Обучение редактированию собственного сочинения и изложения

Самостоятельная работа, 8 час., П

Активизация познавательной деятельности учащихся. Формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные. Роль текста при изучении лексических и грамматических понятий. Текст, текстовая деятельность, текстовые умения, текстовая компетентность как ключевые понятия работы с текстом при совершенствовании знаний и умений учащихся по лексике и грамматике. Изучение грамматического материала с использованием упражнений по развитию связной речи учащихся. Виды упражнений по развитию речи на уроках лексики и грамматики. Компетентностный подход. Интерактивные формы работы. Чередование разных видов списывания (опора на зрительные образы) с разными видами диктанта (опора на слуховые образы). Задания по выработке навыков письменной речи

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: О – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); Р – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); П – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Оценка результатов освоения программы предполагает входной, текущий контроль и итоговую аттестацию.

Входной контроль знаний проводится в форме анкетирования. Процедура анкетирования позволяет: 1. Выявить мотивационную составляющую повышения квалификации слушателей; 2. Определить уровень сформированности общепедагогической ИКТ-компетентности; 3. Определить уровень готовности к внедрению новых технологий в образовательную деятельность по предмету; 4. Определить ожидания слушателей от курсовой подготовки. Анализ полученных данных анкетирования позволит преподавателю скорректировать учебный план исходя из возможностей и потребностей конкретной учебной группы.

Входная диагностика слушателя программы повышения квалификации

«Текстоориентированное обучение родному языку в школе»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Назовите причины, побудившие Вас прийти на данную программу:

  • обязательное повышение квалификации (1 раз в 3 года);
  • направление на курсы от руководителя ОО;
  • необходимость прохождения аттестации;
  • необходимость развития Ваших профессиональных компетенций;
  • наличие проблем в Вашей профессиональной деятельности, необходимость поиска путей их решения;
  • другое (напишите)____________________________________________

2. Оцените по 5 бальной шкале уровень Ваших знаний (умений) в области:

- использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности

1

крайне низкий

2

3

4

5

очень высокий

  • составления презентаций

1

крайне низкий

2

3

4

5

очень высокий

  • знания сайтов электронных библиотек и баз информационных ресурсов

1

крайне низкий

2

3

4

5

очень высокий

  • создания дидактических материалов с помощью программы Word

1

крайне низкий

2

3

4

5

очень высокий

  • использования электронных образовательных ресурсов при обучении родному языку

1

крайне низкий

2

3

4

5

очень высокий

3. Оцените по 5 бальной шкале Вашу готовность к внедрению новых технологий в образовательную деятельность по предмету:

1

крайне низкий

2

3

4

5

очень высокий

4. Что бы Вы хотели получить в результате обучения на курсах?

  • овладеть методами разработки ЭОР;
  • повысить свой уровень ИКТ-компетентности;
  • другое __________________________________________________________________

Текущий контроль по первому модулю проводится в виде контрольной работы.

Контрольная работа выполняется самостоятельно, вне учебного занятия и высылается по электронной почте на электронный адрес преподавателя или кафедры. Она считается выполненной при 60 % правильных ответов.

Задания:

  1. Составить терминологический минимум по указанному разделу лингвистики.
  2. Составить план (конспект) по организации работы учащегося при написании изложения (текст слушатель выбирает самостоятельно). Продумать последовательность организации деятельности учащегося на заключительном этапе подготовки к изложению (при обобщении результатов анализа текста).

Алгоритм подготовки к изложению

Этапы

Действия

1

Внимательное слушание (чтение) текста. Обдумывание прослушанного (прочитанного). Подбор (замена) заголовка к тексту

2

Выяснение значения непонятных слов (посредством подбора синонимов, обращения к специальным словарям, вопросов учителю и т. п.)

3

Определение основной мысли текста. Поиск ключевых слов, словосочетаний, предложений, важных для раскрытия основной мысли текста

4

Разделение текста на части. Поиск заголовков для частей текста (обращение к тексту за помощью – заголовки словами текста)

5

Объяснение правописания выделенных букв, расстановки знаков препинания

6

Повторное внимательное прослушивание (чтение) текста. Обдумывание прослушанного и прочитанного с учетом результатов проведенного анализа текста

7

Написание изложения

  1. Организовать работу учащегося по написанию сочинения по исходному тексту (по выбору слушателя).
  2. Организовать деятельность школьника по подготовке к сочинению-описанию по картине (по выбору слушателя).

Текущий контроль по второму модулю проводится в форме теста.

Тест сочетает разные виды вопросов и заданий (открытых и закрытых, с выбором варианта ответа и др.). Содержание вопросов соответствует содержанию проверяемого модуля. Тестирование занимает часть учебного занятия; правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования – 2 раза. Оно проводится с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий. Продолжительность тестирования составляет от 20 до 25 минут. Количество попыток – 1. По окончании тестирования преподаватель формирует отчет и сдает руководителю дополнительной профессиональной программы. Тест считается выполненным при 60 % правильных ответов.

Итоговая аттестация проходит в форме разработки и защиты портфолио. Портфолио – конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой слушателей.

Портфолио включает:

  1. Учебно-методический комплект по предмету «Родной язык» для 5–11 классов: программа, учебники, учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации, дидактический материал и т. п. (в виде списка).
  2. Терминологический минимум по одному из разделов лингвистики.
  3. План (конспект) по организации работы учащегося при написании изложения (текст – по выбору слушателя).
  4. Конспект урока по изучению изучения единиц языка на текстовой основе (тема – по выбору слушателя).
  5. Контрольно-измерительные материалы (выбор модуля – по указанию преподавателя).
  6. Комплект текстов, используемых для написания изложений.

Подготовленный портфолио необходимо защитить. Оценивается не только исполнение проекта, но способность слушателя отстоять свою идею, правильность подхода к реализации проекта и т. д. Защита проводится в устной форме. Продолжительность доклада не более 20 минут. После завершения доклада члены аттестационной комиссии задают слушателю вопросы как непосредственно связанные с темой работы, так и затрагивающие взаимосвязанные области. При ответах на вопросы слушатель имеет право пользоваться текстом работы. По окончании обсуждения работы слушателю предоставляется заключительное слово для ответа на замечания рецензента. После заключительного слова слушателя процедура защиты проекта считается оконченной.

Шкала оценивания по каждому критерию:

0 – критерий не представлен;

1 балл – критерий представлен частично;

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне;

3 балла – критерий полностью представлен.

Максимальное количество баллов – 36 баллов.

Оценка «зачтено» ставится при сумме баллов не менее 20.

Паспорт фонда оценочных средств включает:

Фонды контроля

Наполнение фондов

оценочных средств

Контролируемые компетенции (или их части)

Входной контроль

Собеседование

Промежуточная аттестация

Контрольная работа

ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 3.1

Тест

ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 3.1

Итоговая аттестация

Разработка и защита проекта

ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 3.1

Основные показатели оценки планируемых результатов:

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

ПК 1.1. Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Знание:

Преподаваемый предмет (Родной язык) в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке;

Основные принципы организации текстов.

Умение:

Разрабатывать (осваивать) и применять современные педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

Пользоваться открытыми электронными библиотеками и базами информационных ресурсов; Строить образовательный процесс по родному языку с учетом текстоориентированного обучения

ПК-1.5. Способность осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Знание:

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения по родному языку;

Основные принципы текстоориентированного обучения;

Источники выявления (поиска) электронных образовательных ресурсов, необходимых при текстоориентированном обучении родному языку.

Умение:

Анализировать, классифицировать и отбирать необходимую информацию для использования в учебном процессе;

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

ПК-3.1. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

Знание:

Педагогические закономерности организации образовательного процесса по родному языку.

Умение:

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Учебные аудитории, используемые для реализации дополнительной профессиональной программы, соответствуют требованиям санитарно-гигиенических правил и нормативов. В аудиториях предусмотрено необходимое количество мест для слушателей, мультимедийное оборудование, звукоусиливающая аппаратура, выход в интернет, кафедра для лектора.

Список литературы

  1. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов. / Е. Е. Анисимова. – М. : Академия, 2013. – 128 с.
  2. Водясова Л. П., Катаинен В.К., Пискунова С.И. Художественный текст как объект анализа в мордовской филологии // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2 (18). – С. 159–160.
  3. Водясова Л. П. Структура и функциональная направленность сложного синтаксического целого с номинативным зачином в прозе К.Г. Абрамова // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 3 (19). – С. 115–117.
  4. Водясова Л.П. Парцеллят как средство связи компонентов сложного синтаксического целого в прозе К.Г. Абрамова // Филология и литературоведение. – 2014. – № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/09/911 (дата обращения: 23.09.2014).
  5. Водясова Л.П. Текстосвязующая роль абстрактной лексики в прозе К.Г. Абрамова // Вестник Угроведения. – 2014. – № 1 (16). – С. 8–12.
  6. Водясова Л. П. Эмотивная функция риторического вопроса в произведениях К.Г. Абрамова // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2 (22). – С. 100–104.
  7. Водясова Л.П. Функции металексем в художественном тексте (на материале произведений мордовских писателей) // Litera. – 2016. – № 2. – С. 11–19. DOI: 10.7256/2409-8698.2016.2.18957. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_ 18957.html.
  8. Жиндеева Е.А., Водясова Л.П. Авторская стратегия изображения исторической личности в мордовской прозе (на примере повести М. И. Брыжинского «Ради братий своих») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-1 (60). – С. 27–29.
  9. Мирошниченко, И.В. Лингвистический анализ текста : конспект лекций : пособие в помощь студентам / И.В. Мирошниченко; под ред. А.Г. Булановой, А.В. Якушева. – М.: А-Приор, 2009. – 212 с.