Фонд оценочных средств по дисциплине «Этнолингвистика» для аспирантов направления подготовки 45.06.01 языкознание и литературоведение

№54-3,

Педагогические науки

В статье предложен фонд оценочных средств по дисциплине «Этнолингвистика» для аспирантов направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение. Автором рассматриваются показатели и критерии оценивания компетенций, предлагаются варианты оценочных средств контроля успеваемости для текущей и промежуточной аттестации.

Похожие материалы

Аспирантура сегодня – это в первую очередь учебный процесс, обладающий всеми его атрибутами. Образовательная деятельность предполагает проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, научно-практических занятий, консультаций, коллоквиумов и пр., организацию практик, научных исследований [9], контроля качества освоения посредством текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, итоговой (государственной итоговой) аттестации [1; 2; 5; 11]. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Так, содержание фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Этнолингвистика» для аспирантов направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение [8] составляют два раздела. Первый – «Паспорт фонда оценочных средств». Его составляют два подраздела: 1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины; 2. Показатели и критерии оценивания компетенций, шкала оценивания. Второй – «Оценочные средства контроля успеваемости и сформированности компетенций». Его также составляют два подраздела: 1. Оценочные средства для текущей аттестации; 2. Оценочные средства промежуточной аттестации.

Паспорт фонда оценочных средств

Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины

Код и формулировка компетенции

Контролируемые дидактические единицы (темы, модули)

Наименование оценочного средства

УК-5: способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

Общество. Этнос. Язык. Культура. Лингвистическая картина мира. Объективная реальность и ее лингвистическая интерпретация. Метафорическая основа языка. Фразеология как «культурный компонент» языка. Язык и культурные модели. Проблема билингвизма (двуязычия) и бикультурности. Язык и культура в современном мире

Выполнение развивающих заданий, тестирование, зачет

ПК-1: способность анализировать результаты научных исследований по языкам народов Российской Федерации (мордовские мокша и эрзя) и применять их для решения образовательных и исследовательских задач

Лингвистическая картина мира. Объективная реальность и ее лингвистическая интерпретация. Метафорическая основа языка. Фразеология как «культурный компонент» языка.

Язык и культурные модели. Проблема билингвизма (двуязычия) и бикультурности. Язык и культура в современном мире. Нетождественность языка и культуры

Выполнение развивающих заданий, тестирование, зачет

ПК-2: способность проводить локальные исследования в области языкового образования для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов подготовки обучающихся

Лингвистическая картина мира. Объективная реальность и ее лингвистическая интерпретация. Метафорическая основа языка. Фразеология как «культурный компонент» языка.

Язык и культурные модели. Проблема билингвизма (двуязычия) и бикультурности. Язык и культура в современном мире. Нетождественность языка и культуры

Выполнение развивающих заданий, тестирование, зачет

Показатели и критерии оценивания компетенций, шкала оценивания

Показатели и критерии оценивания компетенций продемонстрируем на примере только одной компетенции – УК-5 (способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития).

Показатели оценивания

Уровни и критерии оценивания компетенций

1

2

3

4

5

ЗНАТЬ: содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда

Не имеет базовых знаний о сущности процесса целеполагания, его особенностях и способах реализации

Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации

Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности,

указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях

Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности,

но не выделяет критерии их выбора

Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач

УМЕТЬ: формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей

Не умеет и не готов формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей

Имея базовые представления о тенденциях развития профессиональной деятельности и этапах профессионального роста, не способен сформулировать цели профессионального и личностного развития

При формулировке целей профессионального и личностного развития не учитывает тенденции развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностные особенности

Формулирует цели личностного и профессионального развития, исходя из тенденций развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей, но не полностью учитывает возможные этапы профессиональной социализации

Готов и умеет формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей

УМЕТЬ: осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом

Не готов и не умеет осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом

Готов осуществлять личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, но не умеет оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом

Осуществляет личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения, но не готов нести за него ответственность перед собой и обществом

Осуществляет личностный выбор в стандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения и готов нести за него ответственность перед собой и обществом

Умеет осуществлять личностный выбор в различных нестандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом

ВЛАДЕТЬ: приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач

Не владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач

Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, допуская ошибки при выборе приемов и технологий и их реализации

Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, давая не полностью аргументированное обоснование предлагаемого варианта решения

Владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, полностью аргументируя предлагаемые варианты решения

Демонстрирует владение системой приемов и технологий целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагаемого варианта решения

ВЛАДЕТЬ: способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития

Не владеет способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития

Владеет информацией о способах выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путях достижения более высокого уровня их развития, допуская существенные ошибки при применении данных знаний

Владеет некоторыми способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, при этом не демонстрирует способность оценки этих качеств и выделения конкретных путей их совершенствования

Владеет отдельными способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, и выделяет конкретные пути самосовершенствования

Владеет системой способов выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для профессиональной самореализации, и определяет адекватные пути самосовершенствования

Оценочные средства контроля успеваемости и сформированности компетенций

Оценочные средства текущей аттестации

Текущая аттестация аспирантов по дисциплине проводится в соответствии с Уставом, локальными документами вуза и является обязательной.

Текущая аттестация – основной вид систематической проверки знаний, умений, навыков аспирантов. Его цель – оперативное и регулярное управление учебной деятельностью на основе обратной связи и корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную целенаправленную работу аспирантов. Объектами оценивания выступают: а) учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине); б) степень усвоения теоретических знаний; в) уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы; г) результаты самостоятельной работы.

Занятия по дисциплине «Этнолингвистика» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа аспирантов [3; 4; 6; 7; 10]. На практических занятиях аспиранты выполняют следующие виды работ: отвечают на вопросы практического занятия, выполняют творческие задания, готовят тексты публичных выступлений по заданию преподавателя, выступают с докладами и др.

Фонд текущего контроля включает: 1) отчет по работе с лекцией (предоставление конспекта лекции); 2) отчет по практическим занятиям; 3) устный опрос; 4) самостоятельная работа; 5) решение практических заданий.

Оценка работы аспиранта на лекции

Требования к конспекту лекции. Критерии оценки:

  1. Отдельные части конспекта выделены.
  2. Одна тема визуально отделяется от другой.
  3. Заголовки, подзаголовки и термины выделены (можно подчеркнуть слово, тему, название термина).
  4. Используются свои условные обозначения.
  5. Разработана своя система сокращений.
  6. Есть пометы на полях, знаки акцентирования внимания.

Критерии оценки работы аспиранта над освоением материала предыдущей лекции:

  1. Выполнено задание по составлению подробного структурированного плана предыдущей лекции;
  2. Выполнено задание по свободному (без опоры на конспект) пересказу раздела текста;
  3. Найдены ответы на заранее поставленные к тексту лекции вопросы;
  4. Найдены ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление понимания основных понятий, умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;
  5. Выполнены задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической форме;
  6. Составлен краткий конспект текста лекции;
  7. Составлена опорная графическая схемы раздела с текстовыми пояснениями.

Критерии оценки: «зачтено» – соответствует 50% всех критериев; «не зачтено» – не соответствует 50% критериев.

Устный опрос перед началом лекции

Образец вопросов и заданий для проведения устного опроса:

Тема № 1. Общество. Этнос. Язык. Культура

  1. Какова роль языка в обществе.
  2. Как понимаете соотношение язык и культура?
  3. Что означает понятие «Язык как культурная «память народа»?
  4. Какие народы проживают на территории Республики Мордовия?

Тема № 2. Лингвистическая картина мира

  1. Насколько можете охарактеризовать картина мира?
  2. В чем состоят формы ее выражения?
  3. В чем состоит разница между словом и концептом? Понятие об общей генетической характеристике лексики.
  4. Как обогащается лексика в языках разных систем в современное время?

Критерии оценки: «зачтено», если аспирант правильно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем; «не зачтено», если аспирант неправильно отвечал на вопросы или не отвечал вовсе.

Оценка работы аспиранта на практических занятиях

Устный ответ. Устный ответ является одним из основных способов учета знаний аспирантов. Он должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Наименование занятия

Вопросы для обсуждения:

Общество. Этнос. Язык. Культура

  • Этнолингвистика как раздел языкознания. Предмет этнолингвистики – язык в его соотношении с этносом. Место и роль языка в обществе.
  • Взаимосвязь этнолингвистики с другими науками.
  • Язык и культура. Взаимоотношение языка и культуры. Язык как культурная «память народа».
  • Взаимовлияние языка в разных формах его существования и истории народа.
  • Влияние языка на положение и тип того или иного этноса, той или иной социальной группы. Отношение к языку в различных языковых ситуациях, в разных социальных слоях и группах.
  • Взаимосвязь языков и культур народов, проживающих на территории Республики Мордовия

Лингвистическая картина мира

  • Концептуальная модель (картина) мира, формы ее выражения.
  • Способы представления языковой картины мира.
  • Лексическая единица и концепт. Понятие об общей генетической характеристике лексики. Основные пути пополнения лексики в языках разных систем в современное время.
  • Праязык и пракультура. Воссоздание картины мира древних народов. Историческая лингвистика и воссоздание картины мира праиндоевропейцев, прауральцев, древних германцев.
  • Этноязыковая картина мира по данным языков разных систем – русского, мордовского (мокшанского / эрзянского, английского и др., их истории.
  • Внутренняя мотивировка слова как способ выражения ментальной картины мира (звуковая изобразительность, номинация понятия по ведущему признаку, семантический перенос).

Объективная реальность и ее лингвистическая интерпретация

  • Использование языковых данных для реконструкции модели народного знания.
  • Термины родства, принятые у разных народов. Классификационные и описательные термины родства. Способы описания систем родства.
  • Слова, обозначающие социальные статусные позиции, в языковой системе разных народов.
  • Цветообозначения в различных языках. Базовые цветообозначения. Понятие фокусного цвета. Современные работы, основанные на экспериментальных данных.
  • Системы счисления у разных народов. Наиболее простые системы счета (один – два – три – много), счет по частям тела, классификационные системы счета, системы счета с разными основаниями (четверичная, пятеричная: двадцатеричная и т.д.). Грамматическое число

При оценке ответа аспиранта надо руководствоваться следующими критериями, учитывая: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного. «Отлично» ставится, если аспирант: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику и тексту лекции, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. «Хорошо» ставится, если аспирант дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но: 1) допускает 12 ошибки, которые сам же исправляет; 2) 12 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. «Удовлетворительно» ставится, если аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. «Неудовлетворительно» ставится, если аспирант обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Темы для сообщений, выступлений и докладов

  1. История становления этнолингвистики.
  2. Национально-культурная семантика слова. Взаимодействие лингвистических микросистем русского и др. языков.
  3. Праязык и пракультура. Картины мира в представлении праиндоевропейцев, прауральцев, древних германцев.
  4. Исследования пограничных сфер языкознания и мифологии на основе взгляда на эти явления как на семиотические знаковые системы.
  5. Язык этноса как социальный символ независимого государства.
  6. Язык как важнейший признак этноса. Функционирование государственных и региональных языков.
  7. Общность и различия в концепте «душа» в языках различных систем.
  8. Этнокультурологические проблемы полиязычного общества.
  9. Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры: картина мира, модель мира, языковая картина мира.
  10. Билингвизм в современном мире.

Критерии оценки. Устный содержательный доклад с правильными и достаточно глубокими ответами, демонстрирующими серьезные познания в источниках, литературе, начитанность, уровень логического мышления и анализа, отличный ответ – «отлично». Устный содержательный доклад с правильными и достаточно глубокими ответами – «хорошо». Устный содержательный доклад с правильными, более глубокими, но далеко не исчерпывающими вопрос ответами – «удовлетворительно». Устный содержательный доклад с правильными, но краткими и неглубокими, поверхностными ответами – «удовлетворительно». Несодержательный доклад без ответов на вопросы – «неудовлетворительно».

Деловая (ролевая) игра. Тема «Речевые портреты разных этносов». Представление типичных речевых ситуаций, речевых этикетов, коммуникативных стратегий и тактик разных этносов в виде бытовых, социальных, рабочих ситуаций. Оценка аудиторией. Критерии оценки. «Отлично» выставляется аспиранту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок; «хорошо» допущено 34 ошибки; «удовлетворительно» допущено 5 ошибок; «неудовлетворительно» 6 и более ошибок.

Тема «Этническая природа языка и культуры»

Задание к коллоквиуму:

  1. Прочитайте в работе В. фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» части «Действие незаурядной духовной силы. Цивилизация, культура и образование», «Форма языков», «Природа и свойства языка вообще», «Внутренняя форма языка», «Характер языков» и ответьте на следующие вопросы:
    1. Что понимает В. фон Гумбольдт под «незаурядной духовной силой»? Каковы сферы действия этой духовной силы? Каковы способы влияния ее на язык и культуру? Помогает ли язык прояснять и упорядочивать понятия или нагромождает трудности на этом пути?
    2. Что означает в системе взглядов В. фон Гумбольдта его знаменитое выражение о том, что «язык следуем рассматривать не как мертвый продукт, а как созидающий процесс»? От чего нужно абстрагироваться при таком взгляде на язык? Какие трудности испытывает исследователь? Что считает автор постоянным и единообразным в деятельности духа, «возвышающей членораздельный звук до выражения мысли»? Что есть форма языка и о каких компонентах формы идет речь? Как форма противостоит материи? Где в языке предлагает ученый отыскивать материю, соответствующую языковой форме?
    3. Как расшифровывает В. фон Гумбольдт свое изречение «Язык есть орган, образующий мысль»? Как он определяет суть речевой деятельности и языковой способности?
    4. Как вы понимаете выражение «За влиянием языка на человека стоит закономерность языковых форм, за исходящим от человека обратным воздействием на язык – начало свободы»?
    5. Что такое «характер языков»?
  2. В работе Э. Сепира «Язык. Введение в изучение речи» прочитайте части «Введение: определение языка», «Типы языковой структуры», «Язык как продукт истории: тенденция развития (дрейф) языка», «Как языки влияют друг на друга», «Язык, раса, культура». Ответьте на следующие вопросы:
    1. Какое определение языка дает Э. Сепир? Как он понимает соотношение языка и речи? Как он трактует «органы речи»? В чем состоит психологизм взглядов Э. Сепира на речь? Где «локализован» язык? Почему язык он называет «функцией до-рассудочной»? Что значит выражение о том, что язык есть «заранее приготовленный путь или шаблон»?
    2. Как ученый понимает значение?
    3. В чем проявляется связь мышления и языка?
    4. Как понимать термин «дрейф языка»? Куда «дрейфует» язык, через какие языковые проявления осуществляется это движение?
    5. Как трактует Э. Сепир расу, культуру и их отношения с языком? Как, по его мнению, влияет «темперамент» на культуру и язык? Как выражен эмоциональный аспект психической жизни в строении языка? Как понимать выражение ученого «Культура есть то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают»?
  3. Прочитайте работу Б. Л. Уорфа «Отношение нормы поведения и мышления к языку» и разъясните, как Б. Л. Уорф отвечает на поставленные самому себе вопросы: 1. Являются ли наши представления «времени», «пространства» и «материи» в действительности одинаковыми для всех людей или они до некоторой степени обусловлены структурой данного языка? 2. Существуют ли видимые связи между нормами культуры и поведения и основными лингвистическими категориями?

Критерии оценки. Оценка «отлично» ставится, если аспирант: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику и тексту лекции, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; «хорошо» если аспирант дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но: 1) допускает 12 ошибки, которые сам же исправляет, 2) 12 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого; «удовлетворительно» – если аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого; «неудовлетворительно» – если аспирант обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.

Тема 1. «Метафорическая представление универсальных концептов в языках народов, проживающих на территории Республики Мордовия»

План:

  1. Метафора. Когнитивная метафора как основной способ осмысления абстрактного через конкретное.
  2. Метафорическое представление базовых концептов. Вербализация метафорических концептов (на примере концептов «жизнь», «смерть», «дом», красота» и др.).
  3. Взаимосвязь языковых концептов с национально обусловленной системой метафорических концептов.
  4. Метонимия. Проблема универсальности базовых когнитивных метафор. Специфичность категориальной системы конкретного языка.
  5. Взаимосвязь развития абстрактного мышления и метафоричность языка.
  6. Роль фразеологизмов в вербализации метафорических концептов.

Собеседование. Тема 2 «Монолингвизм, билингвизм, полилингвизм и поликультурность»

План:

  1. Язык как этнический, национальный и социальный символ.
  2. Монолингвизм.
  3. Билингвизм. Проблемы билингвизма (двуязычия) в современной России. Билингвизм мордвы и татар.
  4. Билингвизм в Республике Мордовия как одно из условий этнической идентификации, предполагающий учет этнического и социального аспектов.
  5. Русский этнос как культурный и лингвистический интегратор сообщества. Роль русского языка как языка межнационального общения на территории Республики Мордовия. Невозможность овладения иной культурой без овладения языком, связанным с данной культурой.
  6. Бикультурность и диглоссия.
  7. Полилингвизм. Языки-посредники. Языковой контакт. Взаимовлияние языков.
  8. Полилингвизм и поликультурность.

Критерии оценки. Оценка «отлично» ставится, если аспирант: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику и тексту лекции, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; «хорошо» – если аспирант дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но: 1) допускает 12 ошибки, которые сам же исправляет; 2) 12 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого; «удовлетворительно» – если аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого; «неудовлетворительно» – если аспирант обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Тест в системе ИНФО-ВУЗ. По дисциплине «Этнолингвистика» проводится контролирующая работа в виде теста, размещенного в системе ИНФО-ВУЗ. В ходе тестирования не допускается использование словарей и дополнительной литературы, мобильных устройств связи и других источников информации. В случае использования дополнительных материалов, совещания с соседями или списывания результат аннулируется. Повторное выполнение теста не предусмотрено.

Критерии оценок. Количество заданий – 30. Время на выполнение задания – 45 мин. Инструктаж, предшествующий тестированию, не входит в указанное время. Проходной балл – 51 %, при этом 51–65 % – «удовлетворительно»; 66–84 % – «хорошо»; 85–100 % – «отлично».

Самостоятельная работа

Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях. При выполнении плана самостоятельной работы аспиранту необходимо прочитать теоретический материал не только в лекциях, учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с источниками, рекомендованными для изучения конкретных учебных тем курса. Аспиранту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме сообщения на практических занятиях или реферата и др.

Виды самостоятельной работы: чтение учебника и дополнительной литературы; использование компьютерной техники и Интернета; выполнение творческих заданий, подготовка к тестам. Самостоятельная работа аспирантов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: ознакомление с электронными лекциями-презентациями, чтение электронного учебника по курсу, изучение дополнительных тем занятий, подготовка к выполнению тестов, подготовка выполнение домашних заданий.

Формы выполнения самостоятельной работы: подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии; подготовка докладов и т. д.

Аспирантам рекомендуется основная и дополнительная литература, а также Internet-ресурсы, на которых может быть размещена соответствующая информация. Отчетом о самостоятельной работе служат: программа с прилагаемой к ней документацией; картотека; конспект (или план) первоисточника лингвистической работы и т. д.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение аспирантов

Тема 1. Взаимосвязь этнолингвистики с другими науками.

Тема 2. Язык как составляющая часть культуры, как культурная «память народа»; культура как «система, стоящая между человеком и миром».

Тема 3. Спор между «универсалистами» и «релятивистами». Платон и Аристотель. Средневековые реалисты и идеалисты. Грамматика Пор-Рояль. Взгляды В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, неогумбольдтианцев.

Тема 4. Идеи Б.Уорфа как отправная точка развития этнолингвистики.

Тема 5. И.И. Потебня о национальной специфике языка и др.

С целью усвоения материала аспиранты выполняют следующие виды работ:

  1. Выписать из словарей несколько определений термина «этнолингвистика». Объяснить, какое из определений является более удачным.
  2. Составить небольшой глоссарий по теме «Этнолингвистика».
  3. Расширить предложенный преподавателем перечень Интернет-ресурсов по содержанию дисциплины.
  4. Составить конспект по теме «Этнолингвистика как направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка».
  5. Составить тезисы по теме «История становления этнолингвистики».
  6. Составить мини-сообщение по одной из тем:
    1. «Национально-культурная семантика слова. Взаимодействие лингвистических микросистем русского, мордовского (мокшанского / эрзянского) и др. языков»;
    2. Праязык и пракультура. Картины мира в представлении праиндоевропейцев, прауральцев, древних германцев»;
    3. Исследования пограничных сфер языкознания и мифологии на основе взгляда на эти явления как на семиотические знаковые системы».
    4. Язык этноса как социальный символ независимого государства».
  7. Объяснить определения термина «языковая политика».
  8. Составить план выступления на тему «Этнокультурологические проблемы полиязычного общества».
  9. Проанализировать сообщение сокурсника, выступившего с темой «Процесс происхождения и формирования этноса».
  10. Составить библиографический каталог по теме «Взаимодействие истории этноса и истории языка».
  11. Написать эссе по теме «Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры: картина мира, модель мира, языковая картина мира».
  12. Составить перечень вопросов (не менее пяти) по теме «Способы представления языковой картины мира».
  13. Проанализировать монографию Л. Вайсбергера «Родной язык и формирование духа». Раскрыть, что означает, по мнению автора, воспитать языковую личность.
  14. Составить библиографический каталог по теме «Монолингвизм. Билингвизм. Полилингвизм».
  15. Написать рецензию на реферат сокурсника по теме «Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры: картина мира, модель мира, языковая картина мира».

Оценочные средства промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация аспирантов по дисциплине «Этнолингвистика» проводится в виде зачета. Зачет включает два задания: 1. Изложение теоретического материала по тематике курса (два вопроса). 2. Выполнение практического задания (риторический анализ речи: выявление риторических приемов и определение их значения, составление собственных речей различных видов). При выставлении зачета учитывается активность участия аспиранта на практических занятиях; качество заданий, представленных на каждом практическом занятии; выполнение рефератов, подготовка докладов, уровень выполнения теста.

Критерии оценки. Зачет выставляется:

  1. если аспирант показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументированно излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание с минимальным допуском отдельных неточностей (усвоение программного материала – 85100 %).
  2. если аспирант показал знания и умения: достаточно полно и аргументированно излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание при допуске недочетов (усвоение программного материала – 7484 %).
  3. если аспирант показал знания и умения: при удовлетворительном знании теории дисциплины, при отсутствии умения аргументированно выполнять практическое задание с допуском недочетов (усвоение программного материала – 5173 %).

Зачет не выставляется, если аспирант показал отсутствие знаний теории дисциплины и неумение выполнять практическое задание (усвоение программного материала менее 51 %).

Перечень вопросов к зачету

  1. Содержание термина «этнолингвистика», понятийный аппарат дисциплины, предмет и задачи курса.
  2. Этнолингвистика как направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.
  3. История становления этнолингвистики: труды Вильгельма фон Гумбольдта, Г.Шухардта и других ученых западной Европы. Этнолингвистика в США (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф и др.).
  4. Отечественные исследования этнолингвистического направления (Н.С. Трубецкой, А.А. Потебня, Н.И. Толстой и др.).
  5. Национально-культурная семантика слова.
  6. Праязык и пракультура. Исследования пограничных сфер языкознания и мифологии на основе взгляда на эти явления как на семиотические знаковые системы.
  7. Этнические аспекты языковой политики. Определения термина «языковая политика». Язык этноса как социальный символ независимого государства.
  8. Этнокультурологические проблемы полиязычного общества.
  9. Процесс происхождения и формирования этноса.
  10. Язык как важнейший признак этноса. Взаимодействие истории этноса и истории языка.
  11. Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры:картина мира, модель мира, языковая картина мира.
  12. Способы представления языковой картины мира.
  13. Историческая реконструкция модели народных знаний в области материальной и духовной культуры.
  14. Моделирование лексической системы диалектов и говоров.
  15. Воссоздание модели знания о предмете культуры на основании этнографических и лингвистических источников.

Список литературы

  1. Бирюкова, О. И. Педагогическое образование сегодня: от теории к практике / О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 77–80.
  2. Бутяева О. Г., Водясова Л. П. Связь родного языка с иностранным: теоретико-методологический аспект изучения прагматического значения слова в эрзянском и английском языках // Интеграция образования. – 2006. – № 4. – С.183–186.
  3. Водясова Л. П. Сложное синтаксическое целое: его основные признаки в современных мордовских языках // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2011. – № 2 (18). – С. 107–112.
  4. Водясова Л. П. Парцеллят как средство связи компонентов сложного синтаксического целого в прозе К.Г. Абрамова // Филология и литературоведение. – 2014. –№ 9 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/09/911 (дата обращения: 23.09.2014).
  5. Водясова Л.П. Интегративный подход в изучении филологических дисциплин в педагогическом институте // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 3 (42). – С. 4–8 [Электронный ресурс]. – URL: http:// psychology.snauka.ru/2015/03/4534 (дата обращения: 17.04.2015).
  6. Водясова Л. П. Мордовские языки: энциклопедия / науч. ред. А. Н. Келина, А. В. Чернов; редкол.: В. А. Юрченков (пред.) [и др.]; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2012. – 384 с. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2015. – № 4 (36). – С. 233–236.
  7. Водясова Л. П. Синтез объемно-прагматического и структурно-семантического типов членения текста (на материале романа Народного писателя мордовии К. Г. Абрамова «Степан Эрьзя») // Филология и литературоведение. –2015. –№ 10 (49). – С. 12–18.
  8. Водясова Л. П. Роль дисциплины по выбору «Этнолингвистика» в подготовке аспирантов направления 45.06.01 Языкознание и литературоведение // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. – № 49. – С. 385–395.
  9. Водясова Л.П. Научно-исследовательская работа в системе подготовки аспирантов // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 50. – С. 331–337.
  10. Водясова Л. П. Роль эвфемизмов и какофемизмов в создании эмоциональности художественного текста // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http: //web.snauka.ru/issues/2016/06/67945 (дата обращения: 28.06.2016).
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».