Формирование тарифов при организации морских пассажирских перевозок

NovaInfo 52, с.50-54, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

При организации морских пассажирских перевозок важное значение имеет обоснованное формирование тарифов при различных видах перевозки: линейном, круизном, местном и др. Предлагаемая статья рассматривает вопросы формирования тарифов на различных видах пассажирского судоходства, применяемых в отечественной и международной практике.

Ключевые слова

ЭКСКУРСИИ, ТАРИФЫ, КРУИЗЫ, АРЕНДА, ПЕРЕВОЗКИ ЛИНЕЙНЫЕ, ФРАХТ, ПЕРЕВОЗКИ МЕСТНЫЕ

Текст научной работы

В практике мирового пассажирского судоходства цена морской перевозки выступает в двух формах: тарифа (платы) и фрахта.

Пассажирские тарифы представляют собой систему провозных плат и дополнительных сборов за предоставление потребителям транспортных услуг, связанных с перемещением и обслуживанием в пути следования. Тариф устанавливается заблаговременно в одностороннем порядке самим судоходным предприятием и действителен в течение довольно длительного промежутка времени. Он может быть использован любым клиентом, который желает воспользоваться услугами морского транспорта. В области пассажирского судоходства тарифы применяются на местных, каботажных и международных линиях, а также в круизном судоходстве при организации круизов силами самих судоходных предприятий [1].

Тарифы могут быть построены по одной из следующих форм:

  • таблицы тарифов наиболее просты и удобны для пользования, так как в них указываются готовые ставки плат за перевозку пассажиров в отдельных районах или между определенными пунктами. Однако они применяются только для районов с небольшим количеством пунктов отправления и назначения, так как для районов со многими пунктами захода требуется значительное увеличение объема тарифных руководств, что неудобно для пользования.
  • схемы тарифов дают возможность определить плату за перевозку в любом районе и на любое расстояние.

Платы за предоставление круизных услуг представляют собой цену, запрашиваемую судоходной компанией за весь комплекс услуг, предоставляемых во время круиза. Круизные платы устанавливаются на один или ряд последовательных рейсов.

Фрахт устанавливается в каждом отдельном случае в результате соглашения между судовладельцем и фрахтователем и фиксируется в договоре фрахтования. Срок действия ставки фрахта определяется сроком действия чартера, а сама ставка действительна только для того фрахтователя, с которым заключен данный чартер. Следовательно, тариф имеет общественный, а фрахт - строго индивидуальный характер. Ставки фрахта применяются при фрахтовании пассажирских судов. Однако затем, организуя круиз на зафрахтованном им судне, фрахтователь, в свою очередь, устанавливает платы, по которым осуществляет розничную реализацию.

Разработке тарифов и плат предшествует изучение рынка пассажирского судоходства в той секции, где планируется работа судна, исследуется состав флота, его комфортабельность, тарифы и расписания.

Для успешной работы на открытом морском пассажирском рынке важно правильно определить приемлемый уровень тарифной ставки.

При установлении тарифов на местные пассажирские перевозки кроме стоимости содержания флота учитываются и другие факторы, в частности, всегда принимается во внимание уровень тарифов смежных видов транспорта. Например, на линии, где кроме пассажирского флота осуществляется автобусное и железнодорожное сообщение, тариф на перевозку пассажиров должен быть установлен с учетом действующих тарифов на этих видах транспорта. Безубыточная работа судна на этой линии может быть достигнута только посредством максимального использования пассажировместимости, организации прогулок, сокращения расходов.

Экскурсионные перевозки выполняются на судах, работающих по расписанию на линиях, либо на специально выделенных для этих целей судах. В последнем случае размер платы за перевозку зависит от продолжительности экскурсий. Плата за экскурсионную перевозку рассчитывается с учетом всех расходов, приходящихся на содержание судна на ходу и на стоянке, и планируемых накоплений. Зная плановую стоимость судо-часа на ходу и на стоянке, в соответствии с поданной заявкой можно рассчитать стоимость перевозки экскурсантов по любому маршруту с учетом места их посадки.

В стоимость экскурсионного рейса включаются также издержки балластного пробега. Для привлечения пассажиров на экскурсионные рейсы в периоды снижения объема перевозок судоходная компания может снизить (до 50 %) стоимость провозной платы.

При рассмотрении заявки на экскурсионную поездку надо учитывать также дополнительные факторы (не ухудшит ли такой рейс работу судов на линии, является ли организация, подавшая заявку, постоянным клиентом и др.).

Особо формируются тарифы на предоставление круизных услуг [2].

При определении цен на круизы, организуемые самими судоходными компаниями, предварительно рассчитывают предстоящие эксплуатационные расходы. К ним добавляют определенный процент прибыли и эту сумму делят на предполагаемое число пассажиров. В результате получают транспортную составляющую средней стоимости круиза, которую затем дифференцируют по классам пассажирских помещений с учетом их комфортабельности.

К каждой из полученных ставок добавляют стоимость питания, организации досуга на борту судна и береговых экскурсий, приходящихся на одного пассажира. Итоговые суммы и составляют круизные тарифы, дифференцированные по отдельным классам кают.

На основе анализа отечественной и зарубежной статистической информации за предыдущие годы рассчитываются средние круизные ставки одних пассажиро-место-суток, как по соответствующим судоходным рынкам, так и по их отдельным секциям. Эти ставки, как правило, могут быть приняты за верхнюю границу приемлемости. За нижнюю границу берется себестоимость одного пассажиро-места в сутки эксплуатации при работе флота. Эта себестоимость должна быть увеличена на 15 %, учитывающих нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Величина круизных тарифов устанавливается на уровне провозных плат, действующих у компаний-конкурентов, так как увеличение стоимости проезда при работе судов на параллельных направлениях может вызывать сокращение пассажиропотока, а уменьшение - снижение доходности.

При анализе формирования круизных тарифов учитывается не только размер провозных плат, но и величина судов и степень удобств, предоставляемых на них пассажирам. Только соответствие сравниваемых направлений и условий перевозки обеспечивает правильное определение размера тарифов.

Необходимо также понимать природу формирования фрахтовых (арендных) ставок [3].

Арендные ставки применяются при фрахтовании пассажирских судов туристскими компаниями на один или ряд последовательных рейсов.

При отфрахтовании пассажирских судов фрахтователям ставки фрахта калькулируются и уторговываются с учетом трех основных групп факторов:

  1. Характеристик судна. Здесь учитывается:
    • пассажировместимость,
    • возраст,
    • осадка,
    • комфортабельность каютных и общественных помещений,
    • наличие бассейнов,
    • наличие и количество спасательных средств,
    • квалификация экипажа, его опыт работы с предполагаемым контингентом пассажиров,
    • возможный уровень сервиса.
  2. Условий его предстоящей работы во время нахождения у фрахтователя. В эту группу входят следующие факторы:
    • длительность и время нахождения судна у фрахтователя,
    • работа единичными или последовательными рейсами,
    • порты захода (с точки зрения величины портовых сборов и плат, выполнения таможенных и других портовых формальностей, стоимости топлива, воды, провизии),
    • соотношение величин ходового и стояночного времени,
    • необходимость балластных переходов,
    • предполагаемый контингент туристов (с учетом особенностей их обслуживания),
    • величины возможных расходов туристов в судовых магазинах и т.д.;
  3. Состояния конъюнктуры мирового фрахтового рынка. При этом учитывается не только состояние этой конъюнктуры на момент заключения фрахтовой сделки, но и ее прогноз на весь предстоящий период действия заключаемого договора [4].

Первая группа факторов затрагивает в основном интересы фрахтователя, вторая – судовладельца, третья – и того и другого. Все они в той или иной мере формируют доходы и расходы обеих сторон и поэтому тщательно учитываются при согласовании ставки фрахта.

Фрахтователь (судовладелец), оценив число пассажирских мест и комфортабельность судна, рассчитывает возможный уровень тарифов, вероятную степень выручки кают каждой категории, общую выручку, сумму фрахта и постоянные издержки, оценивает вероятную прибыль и принимает решение о приемлемом уровне арендной ставки и заключении договора фрахтования. Однако затем, организуя круиз на зафрахтованном им судне, фрахтователь, в свою очередь, устанавливает тарифы, по которым осуществляет розничную реализацию [5].

Правильное понимание процесса формирования тарифов при организации морских пассажирских перевозок во многом будет способствовать развитию различных видов пассажирского судоходства на Черном море: круизного, линейного, местного и пригородного.

Читайте также

Список литературы

  1. Михайлова Ю.В. Пассажирские перевозки (учебное пособие) / Ю.В. Михайлова. – Одесса: ОНМУ, 2013. – 325 с.
  2. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.– 296 с.
  3. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: монография / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  4. Селиванов В.В. Основы агентской деятельности в системе организации морского туризма: учебное пособие /В.В. Селиванов. – Ялта: Межрегиональный институт развития территорий, 2016. – 118 с.
  5. Селиванов В.В. К вопросу о развитии круизного судоходства на Черном море / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №49-1. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7451

Цитировать

Селиванов, В.В. Формирование тарифов при организации морских пассажирских перевозок / В.В. Селиванов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 50-54. — URL: https://novainfo.ru/article/7993 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться