Проблема правового регулирования совместительства на государственной гражданской службе

NovaInfo 53, с.227-230, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется проблема правового регулирования совместительства на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данному вопросу. Автор констатируют, что следует законодательно закрепить служебный контракт по совместительству.

Ключевые слова

ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ТРУДОВОЙ ДОГОВОР ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ, СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Текст научной работы

В рамках реформы государственной службы появились новые формы регулирования государственно-служебный отношений, такие, например, как служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который раньше заключался с государственными гражданскими служащими [1]. Появление нового понятия вызвало необходимость выделить виды служебных контрактов по разным критериям. В литературе существует дискуссия по поводу выделения классификации с позиций объема выполняемой работы [2, C. 19]. Ученые предлагаю делить служебные контракты на гражданской службе на:

  1. служебные контракты по основной служебной деятельности;
  2. служебные контракты по службе по совместительству.

К служебным контрактам по основной служебной деятельности, относятся контракты, которые заключаются с лицами, поступающими на государственную гражданскую службу как на постоянную (основную) работу. Хочется отметить, что данный вид контракты не оспаривается учеными, так как гражданский служащий в соответствии с действующим законодательством принимается на службу на полную ставку, его трудовая книжка хранится в государственном органе, в котором он осуществляет служебную деятельность.

При этом спорным вопросом как раз является наличие второго вида контракта: служебные контракты по службе по совместительству.

Этот вид контракта часто оспаривается как с позиций теории, так и практической деятельности. Связано это с тем, что в законодательстве о государственной гражданской службе данный вопрос практически не затрагивается. В 2003 году на этот пробел указал еще Комитет по труду и социальной политике, который давал свое заключение на подготовленный законопроект «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3].

Возникает в этой связи вопрос о том, существует ли возможность заключения на государственной гражданской службе подобных контрактов. Для этого нам необходимо обратиться к трудовому законодательству, учитывая, что оно субсидиарно применяется к отношениям, возникающим на государственной гражданской службе (ч. 7 ст. 11 ТК РФ). Трудовое законодательство различает два вида совместительства: внешнее и внутреннее.

Внешним совместительством на государственной гражданской службе признается ситуация, когда государственный гражданский служащий, заключивший с органом государственной власти служебный контракт по основной работе, одновременно работает по совместительству в другой организации по трудовому договору (ч. 2 с. 14. ФЗ № 79). Чиновнику при это надо предварительно уведомить представителя нанимателя и тогда он сможет к примеру, дополнительно заниматься педагогической деятельностью.

Нас же в рамках рассматриваемого вопроса интересует принципиальная возможность заключения именно служебных контрактов о работе по совместительству.

Могут ли иметь место на государственной гражданской службе другие виды совместительства. Этот вопрос в науке до сих пор остается дискуссионным. Ряд авторов признает такую возможность и предлагает ввести новые статьи в ФЗ № 79, которые бы предусматривали право гражданского служащего по соглашению с другим работодателем (другому трудовому договору (служебному контракту)) работать на условиях внешнего совместительства у другого работодателя (в том числе в государственном органе) в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами [4, С. 298]. Это бы давало возможность чиновнику одновременно служить в двух органах государственной власти, или работать по трудовому договору по основной работе в какой-либо организации и заключать служебный контракт о работе по совместительству для замещения должности в государственном органе.

Не согласны с подобным подходом ученые-административисты. С одной стороны, они не отрицают возможность заключения служебных контрактов о службе по внутреннему совместительству, но эта ситуация должна быть обставлена рядом условий, как минимум необходимо создание в законодательстве о государственной гражданской службе института служебных контрактов по совместительству, в котором решались бы указанные вопросы.

С другой стороны, они считают, что работа на государственной службе по внешнему совместительству скажется негативно на эффективности его служебной деятельности, поэтому предлагают такую возможность прямо «запретить». Так, В.А. Козбаненко пишет, что «соблюдая защищаемые законом интересы государственной службы, нельзя создавать ситуацию, при которой гражданский служащий выполняет государственную функцию в рамках работы по совместительству, так как это требует реального исполнения обязанностей по государственной должности за рамками нормальной продолжительности служебного времени. Функции государственного управления, обеспечиваемые профессиональной деятельностью гражданских служащих, должны осуществляться в течение всего отведенного для этого служебного времени в полном объеме и с должной мерой ответственности» [5, С. 134]. На наш взгляд, подобное мнение вряд ли допустимо в качестве аргумента, так как в любых трудовых правоотношениях при совместительстве возможно проявление неэффективности.

В целом надо отметить, что законодательство не содержит разрешения принимать лиц на государственную службу по совместительству, но и четкого запрета здесь тоже нет, что на практике порождает двусмыслие, так как на государственных гражданских служащих распространяется действие трудового законодательства, поэтому принципиальная возможность подобного совместительства вполне существует.

Таким образом, служебные контракты неоднородны, ученые предлагают ряд классификаций. Также представляется целесообразным закрепить законодательно такой правовой феномен как служебный контракт по совместительству, так как трудовые отношения даже в публично-правовой сфере вполне могут на практике вызвать возникновение подобных трудовых правоотношений.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 31. - Ст. 3215;
  2. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 19.
  3. Письмо Комитета по труду и социальной политике от 12.11.2003 № 3.2-15/1483 «Заключение по проекту Федерального закона № 369418-3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Ершова, Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России / Е.А. Ершова. – М.: Статут, 2008. – С. 298.
  5. Комментарий к ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (постатейный) / Под ред. В.А. Козбаненко. – СПб.: Питер Пресс, 2008. – С. 134.

Цитировать

Меженина, О.В. Проблема правового регулирования совместительства на государственной гражданской службе / О.В. Меженина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 227-230. — URL: https://novainfo.ru/article/8166 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться