Некоторые особенности содержания служебного контракта на государственной гражданской службе

NovaInfo 54, с.233-237, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется проблема выявления особенностей содержания служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данной проблеме.

Ключевые слова

НАНИМАТЕЛЬ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА, ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ

Текст научной работы

Вместе с принятием в 2004 году нового Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) появились и новые формы регулирования служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими [1]. Введение нового термина вызвало целый ряд дискуссионных вопросов, по-прежнему споры ведутся вокруг проблемы выявления особенностей содержания служебных контрактов.

Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет). Вполне обоснованным, на наш взгляд, является включение в список существенных условий режима служебного времени и отдыха (п. 7 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79). При этом закономерно, что включать его необходимо, если дисциплинарный режим отличается от служебного распорядка государственного органа. Это важно, так как государственным гражданским служащим часто устанавливают ненормированный служебный день, поэтому этот факт нужно отражать в служебном контракте.

Как и в трудовом договоре существенным условием в служебном контракте является дата начала исполнения должностных обязанностей. Тем не менее последствия невключения в служебный контракт этого пункта никак не прописаны, что является пробелом в законе. Думается, что по аналогии со ст. 61 ТК РФ, необходимо прописать в ФЗ № 79, что гражданский служащий должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления служебного контракта в силу, дабы исключить возможные недоразумения на практике. Внедрение подобной нормы позволило бы с полным основанием использовать на практике институт аннулирования служебного контракта (как это возможно в трудовых отношениях). Некоторые исследователи, тем не менее считают, что «в силу принципа субсидиарного регулирования» статья 61 ТК РФ вполне может применяться и в отношении гражданского служащего [2, С. 17].

Условия оплаты труда, как и в трудовом законодательстве, являются необходимыми для включения в служебный контракт. Причем Примерная форма служебного контракта предлагает три варианта оплаты труда гражданского служащего. Итак, в служебном контракте прописываются (п. 9. IX раздела):

1)согласно подп. «а» все составные части денежного содержания (должностной оклада и оклад за классный чин, дополнительные выплаты);

2)согласно подп. «б» денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, к нему дополнительно устанавливаются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячное денежное поощрение и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;

3)согласно подп. «в» оплата производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Как правило. Такой порядок оплаты труда гражданских служащих установлен только по отдельным должностям гражданской службы, перечень которых утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, первые два варианта в качестве включения в служебный контракт предлагаются законодателем на выбор, а последний вариант в сущности носит императивный характер.

Важным дополнением к содержанию служебного контракта является п. 6 ст. 24 ФЗ № 79. Согласно норме, необходимо в служебном контракте прописать срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

А вот п. 7 ст. 24 ФЗ № 79 (ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации), на наш взгляд, является лишним, так как ответственность сторон является производным условием, так как четко прописана в законодательстве и не носит договорного характера.

В статье 24 ч. 4 прописаны возможные дополнительные (факультативные) условия. Причем перечень является открытым, так как законодатель отмечает, что в служебный контракт могут включаться и «иные условия», «не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами» (п. 5 ч. 4 ст. 24). С одной стороны, это логично. Так как служебный контракт — это соглашение, а значит он вполне должен носить договорной характер, как и трудовой договор в ТК РФ. Но с другой стороны, многие ученые подвергают критике данную норму. Так, С.Е. Чаннов пишет, что условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а определены в законодательном порядке. В принципе стороны могут определить в контракте отдельные условия осуществления профессиональной служебной деятельности, однако на практике их волеизъявление сильно ограничено [3, С. 32]. Подобную позицию высказывает и А.А. Осин: «Анализируя статьи Закона, связанные со служебным контрактом, все больше приходишь к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным. Действительно, в законодательстве о гражданской службе так детально регламентировано содержание служебного контракта, что включение в него каких-то иных условий просто теряет смысл. Закон либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к иным нормативным правовым актам, уже принятым, или тем, которые должны быть приняты... Гражданину или гражданскому служащему просто остается соглашаться с теми условиями, которые ему предлагают Закон и иные нормативные правовые акты» [4, С. 73].

Отчасти ученых можно поддержать, так как многие дополнительные условия, которые могут быть прописаны в служебном контракте, на самом деле являются только условно факультативными. Что будет, если гражданский служащий откажется, например, включить в служебный контракт пункт о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации в целом? Гипотетически он может отказаться, но тогда он не сможет претендовать на должность, замещение которой связано с использованием таких сведений. Поэтому надо отметить, что при заключении служебного контракта как гражданский служащий, так и представитель наниматель по сути не имеют право выбора условий, так как должности гражданской службы, их характер и особенности приписываются в соответствующих реестрах и перечнях. Возможно в этом случае диспозитивные нормы служебного законодательства (во многом заимствованные из трудового) вступают в противоречие с публично-правовой сущность государственной службы, ее включенностью в отрасль административного права.

В качестве необязательного в служебном контракте предусматривается условие об испытательном сроке. Если в служебном контракте не прописано это условие, то считается гражданский служащий принят без испытательного срока. До вступления в силу ФЗ № 79 это условие носило императивный характер. Ряд ученых считают, что необходимо вернуть подобную норму, так как «обязательное прохождение испытания (по меньшей мере при поступлении на гражданскую службу) более соответствует публичному характеру государственно-служебных отношений, чем предусмотренная действующим Законом диспозитивная норма, которая предполагает только возможность установления испытания по соглашению сторон» [5, С. 18]. Как нам видится, решение данной проблемы в другом. Нужно более дифференцировано подойти к решению этой проблемы и закрепить необходимость и продолжительность испытания в зависимости от категории и группы соответствующих должностей.

Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны. Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. –№ 31. – Ст. 3215.
  2. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 17.
  3. Чаннов, С.Е. Некоторые вопросы отграничения трудового договора от контрактов с государственными и муниципальными служащими / С.Е. Чаннов // Трудовое право. – 2008. – № 2. – С. 32.
  4. Осин, А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А.А. Осин // Трудовое право. – 2007. – № 5. – С. 73.
  5. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 18.

Цитировать

Меженина, О.В. Некоторые особенности содержания служебного контракта на государственной гражданской службе / О.В. Меженина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 233-237. — URL: https://novainfo.ru/article/8447 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться