Некоторые аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта

NovaInfo 57, с.371-374, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется проблема правового регулирования прекращения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы некоторые особенности правоприменения законодательства о государственной гражданской службе и даны рекомендации по его усовершенствованию.

Ключевые слова

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ, УВОЛЬНЕНИЕ, ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА, ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ

Текст научной работы

В начале XXI века Россия в целом и ее отдельные регионы находились в состоянии системного кризиса. Одной из главных причин такой ситуации является кризис власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Положение усугублялось недостаточностью развития правовой базы государственной службы. Поэтому в 2002-2003 гг. была начата реформа государственной службы, которая привела к ее преобразованию. В рамках реформы важным событием стало принятие в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. Благодаря его принятию появилась новая форма государственно-служебных отношений – служебный контракт с государственным гражданским служащим. При этом одним из самых дискуссионных вопросов по-прежнему остаётся проблема прекращения служебных контрактов, что и предопределило выбор темы данной статьи.

В ФЗ № 79 закреплены общие основания прекращения служебного контракта (ст. 33). Следует отметить, что практически все основания прекращения служебного контракта аналогичны положениям главы 13 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) [2]. Как полагает Л.А. Чиканова: данный закон «более чем наполовину… состоит из норм, переписанных из ТК РФ. Практически дословно переписаны положения Кодекса, регулирующие содержание служебного контракта, срок его действия и порядок заключения, правила установления испытания при приеме на службу, перевод на другую должность и изменение существенных условий контракта, отстранение от должности, основания прекращения контракта, служебное время и время отдыха, рассмотрение служебных споров и др.» [3, С. 21]. В результате в связи с применением ряда норм возникают трудности. Например, в статье 38 ФЗ № 79 законодатель четко определяет, что в случае принятии решения о возможности расторжения служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме должен информировать об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы. Однако ссылку при этом законодатель делает на статью 33, содержащую общие основания прекращения служебного контракта. А такое основание как сокращение должностей в государственном органе упоминается в п. 8.2. статьи 37 ФЗ № 79. Налицо противоречие. Кроме того, непонятно какие юридические последствия должны последовать за процессом информирования, какой нормативно-правовой акт должен регулировать данный вопрос, что в таком случае должен делать профсоюзный орган, получивший подобную информацию. Ну и наконец, обязан ли представитель нанимателя учитывать мнение профсоюза о прекращении служебного контракта с государственным гражданским служащим как это происходит согласно ст. 373 ТК, в которой не только четко прописана процедура учета мнения, но и обязанность ее соблюдения руководителем. Таким образом, на примере приведенной нормы трудно понять, должны ли некоторые положения главы 6 ФЗ № 79 применяться сами по себе (буквально) или с учетом соответствующих положений ТК РФ.

Подобные противоречия приводят на практике к проблеме, связанной с оформлением увольнения. При прекращении трудовых отношений с государственным гражданским служащим, как и с другими работниками, необходимо сформулировать в трудовой книжке и приказе об увольнении причину в точном соответствии с законом со ссылкой на соответствующую статью, часть или пункт. Сами правила внесения записи в трудовую книжку предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» [4]. Несмотря на то, что в данный документ неоднократно вносились изменения уже после вступления в силу Закона о государственной гражданской службе, он не устанавливает никаких специальных правил в отношении ведения трудовых книжек гражданских служащих. Все основания увольнения предусматривают ссылку на Трудовой кодекс. Поэтому на практике кадровые службы зачастую производят увольнение гражданского служащего не по положениям Закона, а в соответствии с трудовым законодательством.

Так, З., К. и Г. уволены по п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора) с должностей государственной гражданской службы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - МРИФНС № 11) [5]. Судебная коллегия по гражданским делам указала, что избранная ответчиком формулировка причин увольнения З., К. и Г. по п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ являлась незаконной, поскольку работодателем не был применен специальный закон, регламентирующий основания увольнения с государственной службы, – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Таким образом, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих следует руководствоваться положениями главы 6 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. ст. 33 - 41).

При этом необходимо иметь в виду, что, исходя из статьи 73 ФЗ № 79 Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом. В частности, является недопустимым увольнение гражданского служащего с занимаемой должности по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, поскольку такие основания установлены специальным законом. Возможно в такой противоречивой ситуации в сфере оформления прекращения трудовых отношений с государственными гражданскими служащими, следовало бы (как предлагают ряд ученых) принять Президентом Российской Федерации указ о порядке ведения трудовых книжек гражданских служащих. Однако этот указ регулировал бы только подобные вопросы на федеральном уровне, тогда как на уровне субъектов РФ также бы появилась необходимость правового регулирования данной проблемы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести изменение в действующее Постановление РФ «О трудовых книжках» по вопросу порядка введения трудовых книжек непосредственно для государственных гражданских служащих.

Таким образом, в целях исключения пробелов и противоречий в законодательстве предлагается:

  1. Изменить формулировку в ст. 38 ФЗ № 79: вместо «в соответствии со статьей 33» внести «в соответствии с п. 8.2 ст. 37.»
  2. Определить в ст. 38 ФЗ № 79 процедуру учета мнения профсоюзного органа при прекращении служебного контракта с государственным гражданским служащим или сделать соответствую ссылку на соответствующую статью трудового законодательства (ст. 372 ТК РФ).
  3. Дополнить действующее Постановление РФ «О трудовых книжках» порядком введения трудовых книжек непосредственно для государственных гражданских служащих.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  3. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики / Чиканова Л.А. // Журнал российского права. 2005. № 4.
  4. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» // Собр. законодательства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. – № 16. – ст. 1539.
  5. Справка по результатам обобщения судебной практики по применению Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации". Пермь, 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.oblsud.permregion.ru/ praktika/ gr/ fr_spr.htm.

Цитировать

Меженина, О.В. Некоторые аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта / О.В. Меженина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 371-374. — URL: https://novainfo.ru/article/9732 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться