Инновационный подход к самостоятельной работе студента как фактора профессионального развития

NovaInfo 53, с.356-361, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и реализации самостоятельной работы студента как одного из эффективных способов движения в рамках индивидуального образовательного маршрута с целью максимизации качественных показателей личностного профессионального образования, получения дополнительных знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ, МАКСИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Обширные метаморфозы, происходящие практически во всех областях нашего общества, являются зеркальным отражением требований уровня, содержания и качества подготовки современных специалистов. Последние, в свою очередь, должны быть способны к реализации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, а также обладать умением к оперативной реакции на трансформации в профессиональной среде. Поэтому данный вопрос на сегодняшний день является актуальным, так как в процессе реформирования отечественной высшей школы и подходов к реализации образовательных программ проблемы и перспективы построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов могут быть решены, в частности, через совершенствование самостоятельной работы студента.

На основе вышеизложенного перед образовательными организациями возникает потребность в поиске новых инновационных форм и методов обучения, концентрирующихся на усилении индивидуализации высшего образования с учетом личностных способностей и профессиональных запросов и претензий будущих специалистов. Такую свободу и возможности дает современная система высшего образования, которая позволяет реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в рамках профессиональной подготовки студентов [2; 5; 12].

Целью нашего научного исследования выступает изучение и разработка некоторых подходов к реализации индивидуальных образовательных маршрутов. В рамках данной научной статьи не представляется возможным рассмотреть все направления, поэтому остановимся на самостоятельной работе студента как одного из основных векторов развития и реализации индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста для достижения последним максимальных качественных профессиональных показателей в рамках выбранной профессии.

В современной системе образования самостоятельная работа студентов выступает как один из наиболее значимых элементов отечественного профессионального образования. В структуре индивидуального образовательного маршрута СРС является составляющей частью на пути достижения поставленной образовательной цели [4; 6; 11].

Организация самостоятельной работы студентов является весьма сложным и трудоемким процессом, конечно, если не заниматься данным видом учебной работы формально. Качество и результативность учебной деятельности обусловлены уровнем подготовленности студентов к самостоятельной работе, их готовностью к учебной и научно-исследовательской деятельности, желанием работать самостоятельно. Этот фактор в рамках индивидуальной образовательной траектории можно считать одним из самых значимых, т.к. перечисленные качества и характеристики обуславливают способность к получению не только академических знаний в стенах образовательной организации, но и возможность эффективного непрерывного личностного образования.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) представляет собой сложное обобщенное определение, которое обладает более масштабным значением и предполагает несколько векторов реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие ИОМ); деятельностный (специальные педагогические технологии, в т.ч. инновационные); процессуальный (организационный аспект).

Период обучения в ВУЗе ознаменован формированием основ профессионализма, поэтому овладение студентами методов и методик самостоятельной работы является одним из важнейших составляющих развития студента как личности и как будущего профессионала. Этим и обусловлена актуальность данной проблемы исследования. В этой связи важным аспектом является осознание студентами, что самостоятельная работа в процессе обучения способствует формированию самосовершенствования и активирует желание научно-познавательной деятельности, что позволяет эффективно и качественно двигаться в рамках индивидуального образовательного маршрута, и, соответственно, развивает и формирует студента как личность. Также самостоятельная работа студентов содействует углублению и расширению знаний, развитию творческих способностей, применению теоретических знаний и навыков на практике [1; 3; 13].

При реализации студентами самостоятельной работы необходимо решение следующих задач [6-7; 8-9]:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических и практических умений;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа студентов как вектор реализации индивидуальной образовательной траектории представляет собой условие повышения самоорганизованности и саморазвития и имеет различные формы. Однако оптимальными формами самостоятельной работы являются внеаудиторная, аудиторная и информационно-коммуникативная (Рисунок 1).

Формы самостоятельной работы студента
Рисунок 1. Формы самостоятельной работы студента
Схема реализации векторов вариативности самостоятельной работы студентов
Рисунок 2. Схема реализации векторов вариативности самостоятельной работы студентов

Так, в зависимости от содержания и структуры организуемой самостоятельной работы студента, преследуя цель активизации эффективности работы студента, преподаватель разрабатывает методические рекомендации по выполнению отдельного вида СРС и определяет вариативные формы контроля.

Психологическими условиями успеха самостоятельной работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий для самостоятельной работы, а также вовлеченность студентов в формируемую деятельность будущей специальности. Данный показатель является эффективной движущей силой по индивидуальной траектории получения высшего образования [1; 4; 10].

Таким образом, самостоятельная работа студентов, представляющая собой вектор реализации индивидуального образовательного маршрута в современном образовательном процессе является не только неотъемлемой частью учебного процесса, но и направлена на развитие, самоорганизацию, самореализацию и самосовершенствование студента, как в профессиональном, так и в личностном росте. Так, к концу обучения у студентов, как у готовых специалистов, складывается свой уникальный набор компетенций, которые расширяют его профессиональные возможности, складывается, так называемое, профессиональное портфолио в качестве инновационного запаса профессиональных технологий, обеспечивающих готовность выпускника к творческому, креативному и самостоятельному выполнению профессиональной деятельности. При этом индивидуальный образовательный маршрут обеспечивает выпускнику возможность реализовать свои личные потребности, освоить необходимые для профессии компетенции, обеспечивающие ему конкурентоспособность на рынке труда.

Читайте также

Список литературы

  1. Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
  2. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования // Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений. Научно-методические материалы, научные редакторы Т.И. Грабельных, В.А. Решетников. Иркутск, 2014. С. 58-62.
  3. Головин С.С. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития // Территория науки. 2015. № 6..С. 26-31
  4. Зайцева В.А. Психологические барьеры в обучении риэлторов // Российский экономический интернет-журнал. 2010. № 1. С. 77-81.
  5. Иголкин С.Л., Кузьменко Н.И., Шаталов М.А. Негосударственные вузы как составляющие формирования и функционирования образовательных кластеров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 55-60.
  6. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Развитие регионального рынка профессионального образования на основе механизмов интеграции // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18). С. 71-79.
  7. Косинская Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. 2015. № 5. С. 33-37.
  8. Маклаева Э.В., Фёдорова С.В. Организация продуктивной деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.
  9. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Территория науки. 2015. № 3. С. 10-13.
  10. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-335.
  11. Рогачева Ю.В. Чтение иноязычной литературы как универсальный инструмент формирования ключевых компетенций студентов неязыковых вузов// Синергия. 2015. № 2. С. 34-39.
  12. Станчин И.М. Классификатор специальностей высшей научной квалификации: сущность, назначение, объекты, кодирование // Территория науки. 2015. № 4. С. 51-55.
  13. Шаталов М. А., Мычка С. Ю. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы Науки и Образования. 2015. 5 (17). С. 47-52.

Цитировать

Зайцева, В.А. Инновационный подход к самостоятельной работе студента как фактора профессионального развития / В.А. Зайцева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 356-361. — URL: https://novainfo.ru/article/8239 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться