Современные меняющиеся условия жизни диктуют принципиально новые требования к выпускникам вузов. Основной задачей высших учебных заведений является подготовка эффективного специалиста, обладающий набором профессиональных компетенций. Однако запрос работодателей ориентирован не только на знаниевый потенциал выпускника, а также на его личностные качества и практические навыки.
Ориентированность вуза на запрос работодателя демонстрирует эффективность высшего образования качество подготовки выпускников. Осуществление взаимодействия вузов и работодателей приводит к выработке критериев профессиональной подготовки выпускников. Практика изменчивости структуры подготовки специалистов находится в зависимости от изменчивости структуры рынка труда.
Долгосрочные связи вузов и работодателей проявляются в форме организации производственной практики и различных стажировок, а также разработкой совместных учебных программ.
Уровень подготовленности выпускника можно выявить в процессе демонстрации его профессиональных и личностных навыков на практике, на рабочем месте.
ВО ФГБОУ БГПУ им. М. Акмуллы реализует качественное взаимодействие с общеобразовательными организациями для подготовки высокоподготовленных специалистов. На протяжении всего курса обучения студенты проходят педагогическую практику в лучших школах города Уфы: Аксаковская гимназия, 39 школа ЮНЕСКО. Молодые специалисты получают опыт у передовых преподавателей, участников и призеров конкурса «Учитель года». Данная практика положительно отражается на качестве подготовки специалистов.
Также студенты БГПУ им. М. Акмуллы проходят практику в летних лагерях для детей в качестве вожатых. Для формирования компетенций работы с детьми разного возраста до вожатской практики для студентов организуется Инструктивный методический лагерь. Опытные педагоги демонстрируют эффективные практики работы в лагере. Подготовка студентов осуществляется как с теоретической стороны, так и с практической. В Инструктивном методическом лагере студенты учатся написанию планов подготовки мероприятий, системному подходу к организации лагерного расписания, проявлению творческого потенциала.
Институт исторического правового и социально-гуманитарного образования организует выездную археологическую практику. В рамках археологической практики студенты участвуют в раскопках и получают навыки работы с историческими артефактами.
На основе проанализированной литературы и изученного практического опыта, стоит сделать вывод, что производственные практики является наиболее эффективной формой взаимодействия вузов и работодателей. В рамках производственной практики будущие выпускники перенимают опыт у профессионалов, формируют собственный знаниевый пласт, а также приобретают личностные навыки.