Игра как фактор развития личности

NovaInfo 53, с.250-255, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются специфические функции игры, особо значимые для личностного развития. Развитию личности способствует игровая деятельность как средство воспитания и как объективный фактор. Игра является уникальным механизмом накопления и передачи социального опыта - как практического, так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.

Ключевые слова

РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, ТВОРЧЕСТВО, ФУНКЦИИ ИГРЫ, ИГРА, ВИДЫ ИГР

Текст научной работы

В настоящее время игровая деятельность обучаемых различного возраста и уровня подготовки неизменно притягивает внимание многих психологов и педагогов [6, 11]. Высокую актуальность в образовательной практике получают исследования посвященные использованию игровой деятельности в целях здоровьесбережения и психологической поддержки обучаемых [10, 22]. Современный педагог должен быть готов в соответствии с профессиональным стандартом выполнять определенные виды деятельности [20], направленные на развитие ключевых компетенций обучаемых [14], которые могут формироваться и развиваться в разных видах игровой деятельности у обучаемых различного возраста; данными видами деятельности педагогу необходимо овладеть на этапе получения педагогического образования и в ходе прохождения основных видов педагогической практики [7, 16, 17]. Например, одной из значимых проблем образования является обучение дошкольников или школьников младших классов основам проектной деятельности, что также необходимо делать с учетом возрастных особенностей детей, то есть в игровой деятельности [4].

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, какие существуют виды игр. Игры могут классифицироваться по различным основаниям, а именно:

  1. по педагогическим целям,
  2. по характеру игровых операций,
  3. по характеру и назначению игр (С.И. Гессен, П.П. Блонский, П.Ф.Каптерев, В. С. Селиванов и др.) [11].

Принимая во внимание целевую установку игровой деятельности, исследователи выделяют игры:

  1. воспитательные,
  2. дидактические,
  3. терапевтические.

Первые два вида игр достаточно хорошо освоены педагогической практикой, хотя и не повсеместно. Третий вид (терапевтические игры) в настоящее время начинает получать достаточно широкое распространение. Применение терапевтических игр весьма специфично – это лечение психических расстройств, компенсация недостатков общения, облегчение или даже устранение некоторых физических недостатков. Проводятся такие игровые действия психотерапевтами. Г.Л. Лэндрет утверждает: с помощью игровой терапии преодолеваются затруднения в чтении, отставание в речевом развитии, учебе, преодолеваются стрессы, практикуется лечение заикания и др. [3, 5, 22, 23].

По характеру выполняемых психических и физических игровых операций различают:

  1. предметно-манипулятивные игры,
  2. имитационные игры,
  3. строительно-конструкторские игры,
  4. режиссерские игры (игры-драматизации),
  5. подвижные игры,
  6. интеллектуальные игры [12].

В зависимости от того, каков характер и основное назначение выделяются следующие виды игр:

  1. забавы,
  2. развлечения,
  3. подражательные,
  4. творческие,
  5. соревнования,
  6. дискуссии,
  7. ролевые,
  8. имитационно-моделирующие,
  9. укрепляющие здоровье,
  10. облегчающие межличностные отношения.

Представляется актуальным выделить отдельные виды игр также по степени сложности игрового процесса. Таким образом, игры могут быть:

  1. простыми (например, подражательные игры, в которых обучаемый действует по примеру взрослых),
  2. сложными (игра в магазин, детский сад и т.п.),
  3. комплексными.

Последний вид необходимо охарактеризовать более детально. Данные игровые процессы, которые, как правило, состоят из простых или сложных действий, но не сводятся к последним в силу того, что комплексные игры осуществляются на более высоком психофизическом, интеллектуальном и организационном уровне. Примерами такой комплексной игры могут служить, например, организация и работа школьного поэтического театра, школьного музея-клуба или вузовского кафедрального историко-культурологического музея [21]. Названные комплексные игры состоят из множества простых и сложных игровых действий, но каждая из них отличается целостным характером.

Еще одним существенным основанием классификации игровых процессов можно считать время протекания игры. При этом различаются игры:

  1. кратковременные,
  2. средней продолжительности,
  3. длительные.

Можно сказать, что два последних вида игр представляют собой сложный комплекс ситуаций, приближающихся нередко по своему содержанию к производственным процессам или являющихся таковыми, как, например, это было с заводом детской колонии им. Ф.Э. Дзержинского. Данное обстоятельство в особенности сближает игру с работой, представляя собой квазипрофессиональную деятельность обучаемого.

Особого внимания заслуживают длительные игры. Охарактеризуем подробнее данный вид игр. Многие исследователи находят их особенно полезными для формирования и развития личности обучаемых, так как они расширяют кругозор обучаемых и формируют многие практические умения и универсальные способы деятельности [1]. А.С. Макаренко, видевший в игре важный метод воспитания, считал, что ребенку (подростку) надо дать не только время для того чтобы поиграть, но «пропитать данной игрой всю его повседневную жизнь. Вся его жизнь – это игра» [9]. Примечательны слова выдающегося советского педагога-практика о путях воплощении данной идеи в повседневную жизнь образовательного учреждения для перевоспитания подростков-беспризорников: «У нас был завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты «Лейка» с точностью до одного микрона, и все-таки это была игра для колонистов» [9].

Ученые показывают в теоретических работах, что весьма желательно (а иногда и просто необходимо) собственное участие взрослых в детских играх, а также поощрение старшими инициативы и самодеятельности обучаемых, так как благодаря этому можно добиться высокой эффективности проводимых игр [13, 18].

Особо отметим, что в современной системе образования обучающиеся не только в детском возрасте вовлечены в продуктивную игродеятельность. В образовательной практике системы среднего профессионального и высшего образования используются новые педагогические технологии, в основе которых также заложена игровая составляющая (деловые игры, кейс-метод, разработка социальных проектов и т.д.) [8, 2].

Например, деловая учебная игра представляет собой средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов её выполнения. Существует достаточно много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Суть данного метода заключается в том, что необходимо смоделировать ситуацию той деятельности, которой нужно обучить учащихся. Преимущество данного метода состоит в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников.

Деловая игра обнаруживает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может диагностировать собственные возможности – как отдельно, так и в коллективной деятельности с другими участниками. Вживаясь в образ специалиста, роль которого будет выполняться, обучаемые становятся создателями новых профессиональных ситуаций, они могут решать задачи самоуправления, искать пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и учатся принимать меры по их устранению. В процессе подготовки игры преподаватель рекомендует обучаемым мыслить за своего персонажа, продумать подготовительный этап так, как продумал бы его «проигрываемый» персонаж. Обучаемые учатся преодолевать трудности вербального и невербального характера, развивают профессионально важные умения и навыки, формируют в процессе личного участия в деловой игре общепрофессиональные и профессиональные компетенции [15, 19].

Таким образом, можно сделать вывод, что высокая ценность педагогического значения грамотно организованной игровой деятельности для формирующейся и развивающейся личности вполне закономерна. Игра как особый вид деятельности обучаемого должна всегда привлекать особое внимание не только родителей, но и педагогических работников образовательных организаций различного уровня.

Читайте также

Список литературы

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – С. 45.
  2. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. - 2014. - № 5 (39). - С. 125-133.
  3. Демиденко, С. О. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как структурное личностное образование / С. О. Демиденко, О. В. Якубенко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 1. № 3 (4). - С. 112-113.
  4. Демиденко, С. О. Сущность проектной деятельности детей дошкольного возраста / С.О. Демиденко, О.В. Якубенко // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (6). - С. 207-208.
  5. Димиденко, Е. Н. Формирование и развитие лексического строя речи обучающихся / Е. Н. Димиденко // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 601-604.
  6. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2016. – 171 с.
  7. Жугару, Е. О. Педагогическая практика как показатель профессиональной готовности и формирования профессиональных компетенций студентов / Е. О. Жугару // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 612-616.
  8. Жугару, Е. О. Применение деловых игр в процессе преподавания гуманитарных и технических дисциплин / Е. О. Жугару, П. И. Фролова // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. Межд. научно-практич. конф. - Омск: СибАДИ, 2014. - Кн.3. - С. 168-171.
  9. Макаренко, А. С. Сочинения / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1958. – Т. 5. – С. 272.
  10. Пилипенко, В. Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя / Пилипенко В.Б., Якубенко О.В. // Студент: наука, профессия, жизнь: мат. III Всеросс. студ. научной конф. с межд. участием. – Омск: ОмГУПС, 2016. - С. 59-63.
  11. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева и др., Омск: ОмГПУ, 2015. - 484 с.
  12. Суслов, И. Н. Сущность и функции игры в образовательном процессе / И.Н. Суслов, П. И. Фролова // Омский научный вестник. - 2002. - № 20. - С. 176-179.
  13. Суслов, И. Н. Ценностные аспекты организации и методики проведения детских игр / И. Н. Суслов, П. И. Фролова // Омский научный вестник. - 2002. - № 19. - С. 195-198.
  14. Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. – 2016 г. – № 52. – С. 223-230
  15. Фролова, П. И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода / П.И. Фролова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: мат. всеросс. научно-практич. конф. - 2016. - С. 557-563.
  16. Фролова, П. И. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина. -Омск: СибАДИ, 2016. - 114 с.
  17. Фролова, П.И. Психолого-педагогические знания как основа профессионального развития современного специалиста / Фролова П.И. // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: Мат. конф. Омск: СибАДИ, 2012. - С. 262-264.
  18. Фролова, П.И. Сущностные особенности детской игры как средства воспитания / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru . – 2016 г. – № 52. – С. 198-203
  19. Фролова, П. И. Технология развития критического мышления как способ достижения качества образования / П. И. Фролова // Проблемы управления качеством профессионального образования: мат. межвуз. науч.-метод. конф. -Омск, 2008. - С. 138-142.
  20. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
  21. Халфин, Ю. А. Воспитание гармонией / Ю. А. Халфин. - М.: Знание, 1978. – 96 с.
  22. Якубенко, О. В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников / О. В. Якубенко // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего : сб. статей по мат. Всеросс. научно-практич. конф. - 2016. - С. 292-294.
  23. Якубенко, О. В. Профилактика психодезадаптационных расстройств учащихся / О. В. Якубенко // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного общения: мат. межд. форума. - Омск, ОмГПУ, 2015. - С. 108-113.

Цитировать

Фролова, П.И. Игра как фактор развития личности / П.И. Фролова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 250-255. — URL: https://novainfo.ru/article/8336 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться