Информационно-коммуникационные технологии в системе государственного управления

№53-3,

Технические науки

В статье рассматриваются проблемы и направления развития информационно-коммуникационных технологий, и использование при предоставлении услуг через электронное правительство.

Похожие материалы

В настоящее время в Российской Федерации происходит повсеместное и постепенное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему государственного управления. Они существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Под информационно коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается понятие, описывающее различные устройства, способы, механизмы, алгоритмы обработки информации. Главной составляющей ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением [1].

Они необходимы для экономии времени, денежных средств, ускорения процессов обработки данных, повышают степень обоснованности принятия управленческих решений. ИКТ универсальны и становятся всё более простыми, удобными в использовании для множество людей. Главная их черта в том, что они помогают людям в сборе и обработке информации. Использование ИКТ имеет огромное значение для увеличения эффективности и результативности работы государственных служащих. Поэтому информатизация государственных служащих на сегодняшний день является одной из важнейших задач органов государственной власти нашей страны. Государственные органы управления должны применять новейшие информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии помогают органам государственной власти тесно взаимодействовать с населением, организациями, хозяйствующими субъектами, для граждан и юридических лиц, польза состоит в том, что они получают доступ к различным документам и необходимой информации. Взаимодействие государственных органов с населением, юридическими лицами при применении ИКТ называют «электронным правительством». [2]

Оно является удобной и эффективной возможность взаимосвязи граждан с государством. При внедрении электронного правительства повышаются результативность и эффективность управления государственных органов, уменьшаются риски коррупционной составляющей, снижаются бюрократические барьеры, и при этом существенно снижаются государственные расходы [3]. По утверждениям Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, около 2 тыс. видов государственных услуг возможно получить через сеть Интернет. При этом к 340 наиболее востребованным государственным услугам уже обеспечивает нынешняя система электронного правительства [4]. При реализации электронного правительства существуют ряд проблем, таких как:

  • нежелание государственных органов нововведениям и изменениям;
  • низкое качество исполнения государственных программ;
  • неграмотность в использовании современных систем со стороны населения и со стороны государственных служащих.

Для того, чтобы справится с этими проблемами госорганам необходимо ввести курсы повышения квалификации ,а также дополнительного образования. Вопрос повышения профессиональной компетентности в области использования ИКТ служащих государственного управления, стала более актуальной при новых законодательных инициативах Правительства Российской Федерации. Текущий процесс происходит во время прохождения различного вида программ дополнительного образования, в частности при прохождении курсов повышения квалификации и самообразования [4]. Дополнительное образование и курсы повышение квалификации помогают служащим государственных органов власти получить более актуализированную информацию, а также обновить полученные знания, в связи с тем, что законодательная база обновляется систематически в соответствии с современными требованиями. Всё это позволяет служащим быть более компетентными и коммуникабельными в своей сфере. Процесс внедрения электронного правительства состоит из 2-х этапов:

Первый этап, информационно-справочный: создается сайт государственного органа и в этом сайте указываются их функции и задачи;

Второй, это размещение примеров документов необходимых для получения государственных услуг, а также размещение документов государственного органа.[5]

Необходимо рассмотреть, как относятся граждане к электронному правительству и ее реализации в Российской Федерации? Для получения ответа на данный вопрос обратимся к результатам Первого всероссийского социологического опроса о необходимости развития в стране электронного правительства, проведенного в феврале 2015 г. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). В опросе приняло участие 3200 человек из 146 населенных пунктов 42 субъектов Российской Федерации. Результаты опроса показывают:

  1. самыми востребованными сферами, в которых обязательно должно быть электронное правительство, это: ЖКХ (71% от числа опрошенных), здравоохранение (58%), социальное обеспечение граждан (50%), вопросы безопасности и правопорядка (46%), занятость населения (42%), образование (42%) и 6% опрошенных ответили, что электронное правительство не решает проблем.
  2. 51% россиян впервые слышат термин «электронное правительство», но при этом поддерживают его идею – 36% участников опроса.
  3. Самой сильной стороной электронных государственных услуг участники опроса считают отсутствие очереди (41%), сокращение времени получения государственных услуг (28%) и отсутствие контакта с чиновниками (10%). Опрос свидетельствует о том, что за время существования электронного правительства были получены неплохие результаты.

Теперь важным является увеличение данной динамики. В опросе показано, что ни все граждане пользуются и ни все знают о существовании электронного правительства, особенно граждане преклонного возраста, и чтобы справиться с этим, необходима популяризация электронного правительства и обучение основам его пользования старшее поколение. Исходя из всего этого можно сделать вывод о том, что развитие информационно-коммуникационных технологий становится на данный момент важнейшим фактором в повышении качества жизни граждан. Их широкое распространение и применение качественно преобразует все сферы жизни нашего общества[6].

Список литературы

  1. Булавенко О.А. Информационные технологии в управлении образованием Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С.1.
  2. Информационная политика органов исполнительной власти Республики Башкортостан: проблемы и пути решения. Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  3. Хохлова Д.О. Информационно-коммуникационные технологии и электронное правительство Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С.133-134.
  4. Назарова А.И. Информационные технологии в государственном управлении Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9. С. 256. 117
  5. Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  6. Роговая О.М. Требования к освоению программы повышения квалификации в области ИКТ для работников управления образованием и других государственных служащих на основе компетентностного подхода Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 32.