Социально-психологические аспекты взаимодействия межличностных отношений молодежи в студенческом коллективе

NovaInfo 54, с.320-324, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 10

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы взаимоотношений студентов в группе и в образовательной организации в целом. Авторами отражены основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия студентов как личностей с индивидуальными качествами и характеристиками, с разработкой некоторых предложений по формированию межличностных студенческих отношений, а также пути выхода из конфликтных ситуаций и их варианты их избежания или смягчения.

Ключевые слова

СОЦИУМ, СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА, ОБЩЕНИЕ, КОЛЛЕКТИВ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТУДЕНТ

Текст научной работы

В современных реалиях межличностное общение и межличностные отношения в молодежном коллективе (в том числе студенческом) является константой условий бытия людей [8; 11]. Формирование человека как личности, развитие психологических функций и психического процесса, развитие человека как социально адаптированного субъекта общества невозможно без межличностных отношений [9; 12].

Общение представляет собой взаимодействие людей, взаимопонимание друг друга людьми, установление определенных взаимоотношений, в процессе чего определяются своего рода взаимообращение (поведение, отношение к определенному субъекту взаимоотношений). Межличностное общение — это процесс взаимодействия субъектов в рамках системы «человек — человек» во множестве аспектов динамичного функционирования отношений.

Так, актуальность выбранного направления исследования выступила вектором определения главной цели научной работы — рассмотреть особенности формирования межличностных отношений среди студентов с точки зрения социализации их во внутренней и внешней среде. Однако в рамках данного исследования не представляется возможным рассмотреть все существующие социальные аспекты студенческого общения, поэтому, не претендуя на оригинальность и научную новизну, рассмотрим некоторые наиболее важные вопросы студенческих межличностных взаимоотношений в коллективе.

Период студенчества характеризуется поиском человека своей жизненной дороги. Собственно, поэтому в образовательной организации берет свое начало ступень активного профессионального самоопределения, т.к. данные условия позволяют понять не только суть будущей профессии, но и осознать личную причастность к будущему профессиональному делу после окончания вуза.

Основными характеристиками студколлектива можно выделить социальную направленность на овладение профессией, единство социально обусловленных потребностей, интересов, целей, задач, перспектив, обязательств, предполагающих достижение определенных результатов в обучении или иной деятельности, наличием общих дел и т.п. [3; 6]: Перечисленные факторы способствуют сплочению коллектива.

Студенческий коллектив представляет собой яркий пример формальной группы (в ней четко определены позиции ее членов, предписанные групповыми нормами). Внутри каждого коллектива, чаще всего, образуются неформальные группы.

Важную роль в формировании межличностных отношений отдается конкретным условиям, в которых происходит общение. Конечно, в первую очередь, это связано с видами совместной деятельности, в процессе которой и устанавливаются межличностные контакты (учеба, отдых, работа), ситуацией (повседневная, экстремальная, нестандартная), этнической средой, гендерным составом группы и т.п.

Отметим, что связь между морально-психологическим климатом коллектива и степенью ее сплоченности можно представить в следующей формуле: чем выше уровень развития благоприятного, положительного, комфортного климата в студенческом коллективе, тем выше степень сплоченности участников группы. Климат в коллективе, подчеркнем, имеет значительное влияние на механизм реализации различных отношений, приводящих в итоге к определенным модификациям в психологическом и социальной состоянии каждого члена студенческого коллектива.

В процессе проведения анализа межличностных отношений необходимо различать вариативные психологические и социальные механизмы данных отношений, основанных на единой природе, а также понимать тот факт, что они образуют различные слои групповой активности в студенческом коллективе (Рисунок 1).

Далее повторимся, что в ходе социально-психологического изучения группы особую роль уделяют взаимоотношениям в коллективе, которые можно присвоить следующие характеристики [1; 4; 5; 10]:

  • взаимоотношение и взаимовлияние между участниками коллектива, без чего существование ее не представляется возможным;
  • определенность ролей и функций, выполняемых индивидуумом;
  • выделение лидеров, влияющих на мнение остального коллектива;
  • выявление единой общей цели, деятельности и организации;
  • появление у членов коллектива чувства «мы», т.е. единство, единение коллектива и др.
Межличностные и межгрупповые отношения
Рисунок 1. Межличностные и межгрупповые отношения

Итак, выделим в структуре коллектива формальную и неформальную оргструктуру. Формальная структура студенческого коллектива находится в зависимости от функциональных обязанностей, которые закреплены за определенным человеком — членом коллектива. Неформальная структура — это «паутина» (сеть) сложившихся взаимоотношений людей. Причинами установления «неофициальных» связей, нами видится, потребность в дружбе, привязанности, получении помощи и т.д.

Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе в определенной степени зависит от активизации образовательного процесса, включающей применение активных инновационных методов обучения [2; 7].

Таким образом, в результате научного исследования можно сделать вывод, что знание психологических особенностей студенческого возраста — явление значительное и существенное, особенно в рамках образовательной организации высшего образования в современных условиях. Личность находится в коллективе, формируется и развивается. Студенческий коллектив представляет собой определенную ступень в развитии личности, который формирует определенные качественные характеристики личности, способность функционировать в коллективе, решать задачи, выходить из конфликтных ситуаций, т.е. быть полноценным субъектом социальной жизни человечества.

Читайте также

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Формирование механизма толерантности у студентов СПО как фактор устранения их девиантного поведения // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 170-175.
  2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. К вопросу о необходимости формирования толерантности у студентов как фактор устранения их девиантного поведения // Общество и этнополитика. Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. С. 212-217.
  3. Жильников А.Ю. Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации // Синергия. 2016. № 3. С. 31-36.
  4. Захлебаева В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.
  5. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Перспективы развития социального партнерства в системе «образование-наука-бизнес» на основе кластерного подхода // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества. Материалы I международной научно-практической конференции. АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт» в г. Старый Оскол, 2015. С. 409-412.
  6. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе // Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 91-96.
  7. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.
  8. Плаксина Н.И. Концептуальные подходы к изучению корпоративной культуры в среде высшего учебного заведения // Территория науки. 2012. № 2. С. 104-11.
  9. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
  10. Руднева Н.В. Значение профилактики девиантного поведения в молодежной среде при формировании правовой культуры студентов вуза // Территория науки. 2016. № 2. С. 144-149.
  11. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Организация самостоятельной работы иностранных студентов как механизм адаптациии профессионального развития // Реализация политики экспорта образовательных услуг на современном образовательном пространстве. 2015. С. 158-163.
  12. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы адаптации студентов из сельской местности в условиях городской среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1855-1859.

Цитировать

Сорокина, А.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия межличностных отношений молодежи в студенческом коллективе / А.А. Сорокина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 320-324. — URL: https://novainfo.ru/article/8539 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться