Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности

№94-1,

психологические науки

В статье определено понятие стресс, проанализированные научные издания, представлены виды профессионального стресса , факторы вызывающий стресс, виды профессионального стресса, описываются признаки организационного стресса и основные его последствия.

Похожие материалы

В настоящее время проблема стресса становится все более актуальна. Современный человек сталкивается со стрессовыми ситуациями ежедневно, во всех сферах своей жизни. Как следствие, человек, не умеющий конструктивно реагировать на стрессогенные факторы становится раздражительным, вспыльчивым, у него ухудшается самочувствие, теряется желание ставить и добиваться новых целей. Все эти реакции могут стать причиной снижения эффективности в профессиональной деятельности [3].

Впервые понятие «стресс» было описано Гансом Селье в отношении адаптационного синдрома. Как самостоятельный термин, он стал использоваться позднее. Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обозначаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке и вошло в справочники, учебники, энциклопедии. Ученый говорит о том, что стресс — это не просто нервное напряжение, это состояние, которое связано с приятными и неприятными переживаниями [9].

У человека может быть несколько видов стресса которые проявляться по разному, в зависимости от ситуации и личностных факторов. Н.В Самоукина разделяет их по следующим факторам [8]:

  • частоте и силе проявления (каждый день, через день и т.д.);
  • направлению стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в не сделанной работе виноваты не грамотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);
  • механизму запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний.

Американский исследователь Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций [6]:

  • необходимость ускорения переработки информации;
  • конфликтность окружения;
  • осознанная угроза;
  • нарушение физиологических функций, в том числе болезнь человека;
  • социальная изоляция;
  • заключение, лишение свободы;
  • остракизм (изгнание и преследования);
  • групповое давление.

Среди основных стрессоров, оказывающих влияние на человека в профессиональной среде, выделяют:

  • физические;
  • физиологические;
  • социально-психологические;

Стресс дезорганизует работу человека, нарушает нормальный ход его поведения. В последние время очень вырос интерес к исследованиям рабочего стресса.

Так же Самоукина Н.В. выделяет несколько основных видов профессионального стресса [8]:

  • информационный стресс;
  • эмоциональный стресс;
  • коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с нехваткой или переизбытком информации, поступающей работнику. Особенно часто он возникает в ситуации «цейтнота», когда время на выполнение задания четко ограничено. Причем чем более ответственный человек, чем более важное задание, тем вероятность появления подобного стресса увеличивается. Также информационный стресс может возникнуть в ситуации неопределенности и длительного ожидания. Когда решается ваша судьба или судьба вашего проекта, а вы длительное время не получаете никакой обратной связи.

Эмоциональный стресс связан с возникновением у работника ощущения угрозы его безопасности в профессиональной среде. Он может возникать благодаря интуиции работника, нарушенных отношений с коллегами, чувства вины за невыполненную работу, не сочетания уровня компетентности работника и возложенной на него ответственности, отсутствие опыта работы.

Коммуникативный стресс связан с проблемами построения коммуникативных отношений в коллективе. Проявляется он в повышенной конфликтности, возникновении признаков нездорового психологического климата, неспособностью контролировать себя в стрессовых ситуациях.

Так Баженова Н.Г. Орлова Н. М, Окунева Н.В исследуют профессиональный стресс у медицинских работников. В их исследовании статистически доказано, что чем чаще сотрудники отделений экстремального родовспоможения сталкиваются со сложными профессиональными ситуациями, тем сильнее проявляется профессиональный стресс, проявляющийся в вялости, эмоциональном истощении, появлении агрессии, вспыльчивости, тревожности, раздражения во внешнем поведении сотрудников экстремальной медицины, неуверенности в своих профессиональных действиях и снижение самооценки. [2]

Труфанова Т.А в статье «Современные подходы к управлению профессиональными стрессами» пишет, что стрессы, испытываемые сотрудниками, оказывают созидательное воздействие как на них самих, так и на компанию в целом. По мнению автора актуальность исследования профессиональных стрессов и подходов к их преодолению особенно растет в последние годы, что связано с процессами общественно-экономических изменений и мировым экономическим кризисом.

Труфанова Т.А предлагает различные способы борьбы с профессиональным стрессом :

  • социальная поддержка;
  • психологические тренинги;
  • программы оздоровления;
  • методики релаксации;
  • методики отреагирования;
  • психологическое консультирование.

В итоге автор делает вывод о том, что для грамотного управления профессиональными стрессами у своих сотрудников современному руководителю нужно знать главные методы и подходы к управлению стрессами и умение выявить признаки и источники стресса. Подобрать эффективные подходы и методы управления профессиональными стрессами можно тогда, когда будут обнаружены основные источники возникновения стрессов и стресс-факторы. [12]

Тимошина Ю.В считает, что у каждого современного индивидуума на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от маленьких до больших, приводящих к ряду будущих проявлений.

Так, среди признаков профессионального стресса можно назвать низкую производительность труда, пассивность или, наоборот, агрессивность сотрудника, появление и усугубление вредных привычек, физические недомогания и т. д. Все это может стать ключом тяжелых проблем для компании: низкие показатели производительности и качества выпускаемой продукции компании, повышение количество больничных листов сотрудников, повышение конфликтной ситуации в коллективе и усилий руководства компании на минимизацию и устранение конфликтов, высокая текучесть кадров.

Автор предлагает различные методики: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и здорового образа жизни, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них стресса и причин.[13]

В зарубежных статьях, так же актуально исследование по теме: «Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности профессиональный стресс»

А. Дхандапани, С.С. Армугам, С.К. Чатурведи исследуют профессиональный стресс среди психиатров. По их мнению, профессиональный стресс — это несоответствие между навыками и требованиями работы. Обнаружено, что оно распространено среди психиатров и влияет на их личную и профессиональную жизнь.

В результате исследования, авторы пришли к выводу, что профессиональный стресс у индийских психиатров в значительной степени вторичен для увеличения рабочей нагрузки и недостаточной поддержки. Требуются изменения уровня системы, такие как увеличение рабочей силы и преодоление стигмы в отношении психиатрии.[5]

Седигх Эбрахими и Захра Каргар провели исследование среди медработников в больницах. Их цель была оценить уровень стресс, среди различных медицинских специальностей. Исследование проводилось с помощью опросника Осипова. Авторы пришли к выводу, что стресс влияет на качество жизни жителей и чтоб уменьшить стресс, нужно сократить рабочие нагрузки и час работы. [10]

Проанализировав научные издания можно говорить о том, что в исследованиях тема профессиональный стресс встречается довольно часто в сферах, связанных с медициной, управлением и образованием.

Для того, чтобы обеспечить профилактику профессионального стресса, необходимо, уделять внимание развитию толерантности, как одному из факторов, определяющих психологическую склонность к усугублению профессионального стресса.

Философский словарь определяет понятие толерантности следующим образом: «Толерантность (от лат. Tolerantia — терпение) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий» [14].

В советском энциклопедическом словаре толерантность трактуется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, необходимых всем людям. [11]

Исходя из определения понятия толерантности, как «способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей» можно предположить, что толерантность — своего рода механизм совладения с ситуацией (coping styles), где присутствуют неблагоприятные для личностные факторы. [7]

Профессиональная толерантность — это совокупность типов толерантности характерны для специалиста как компетентного профессионала. [7]

В нашем исследовании, мы рассматриваем толерантность как одно из качеств, необходимых для запуска механизмов совладения со стрессовыми ситуациями. Это качество необходимо проявлять в неблагоприятных, а иногда и психотравмирующих для личности ситуациях. В основе профессиональной толерантности, как одного из важнейших профессиональных качеств, лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой.

Мы считаем, что развитие толерантности — одна из важных задач в профессиональной деятельности. Чем выше уровень толерантности, тем меньшее проявляются последствия профессионального стресса и тем большую эффективность приносят мероприятия, направленные на его профилактику.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что руководству предприятий, чьи работники находятся в постоянных ситуациях стрессах, важно включать в работу с персоналом профилактические мероприятия на развитие толерантного отношения к стрессоформирующим ситуациям.

Список литературы

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 1987.-240 с.
  2. Баженова Т.А. Орлова Н.А. Окунева Н.В Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание мед.работнков // Азимут научных исследований: педагогика и психология// Концепт 2018 № 2(23) ст 335- 337 КиберЛеника: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnyy-stress-i-emotsionalnoe-vygoranie-meditsinskih-rabotnikov
  3. Волкова Т. Виктимологическая ситуация как компонент в исследовании образа «я» виктимной личности старшекласников. //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета//2018 №3 стр 11-22. http://journal.asu.ru/vfp/article/view/4461
  4. Гольцман Е. Век тревоги// Наука и жизнь, №2, 2001, С. 53-61
  5. Дхандапани А. Армугам С. Чатурведи С. Профессиональный стресс среди психиатров.// Европейская психиатрия// Том 33 Март 2016
  6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. // Практикум по социальной психологии – СПб: Питер, 2001.
  7. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности № 2, 2002, С.104-117.
  8. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999.
  9. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1992
  10. Седигх Э.Каргар З. Профессиональный стресс среди медиков в больницах // Ebrahimi and Kargar Annals of // Концепт 2018 https://aoemj.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40557-018-0262-8
  11. Советский энциклопедический словарь ред. Прохоров, А.М. Издательство: М.: Советская Энциклопедия; Издание 4-е, испр. и доп
  12. Труфанова Т.А Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки// Концепт 2015 № 144 КиберЛеника:https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-tambovskogo-universiteta
  13. Тимошина Ю.В Причины и последствия стресса сотрудников в современных компаниях //Молодой ученый // Концепт 2017 № 145 https://moluch.ru/archive/145/40799/
  14. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина М., Политиздат,1963,544 с.