Специальная компетентность как результат профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования

NovaInfo 54, с.276-280, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 39
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о сформированности специальных компетенций как необходимом условии профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ, СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Текст научной работы

В настоящее время, говоря о повышении требований к современному учителю технологии, прежде всего речь идет о повышении уровня его профессиональной компетентности. В компетентностном подходе на первое место выдвигается не информированность обучающегося, а умение решать последним проблемы, возникающие в определенных учебных ситуациях, способность осознавать постановку самой задачи, оценивать опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. В федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям педагогического образования дано определение понятия компетенция – это способность применять знания, умения, личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Психолого-педагогические, методические и специальные (по предмету) знания - необходимое условие профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1].

Ключевыми называют универсальные компетентности широкого спектра использования [2]. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть профессиональных компетенций специалиста. В профессиональном образовании перечень и иерархическая структура ключевых компетенций конкретизируются с учетом таких его основных характеристик, как уровень и профиль. Иными словами, для каждого уровня и профиля профессионального образования должен быть определен свой набор ключевых компетенций в рамках выделенных основных групп.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Для учителя предметника базовые компетенции можно было бы назвать общепрофессиональными.

Базовые и ключевые компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или специальной компетенции).

Специальная компетентность - компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности. Они привязаны к определенному ее виду и составляют вариативную часть профессиональных компетенций [3]. Специальные компетенции выражают собственно профессиональный профиль выпускника, идентифицирующий его профессиональную деятельность в конкретной предметной области на соответствующем квалификационном уровне.

  1. В подготовке учителей технологии в соответствии с традиционным делением дисциплин на укрупненные блоки – модули представляется оправданным мнение Фролова Ю.В. [4] о выделении трех интегрированных групп компетенций, которыми должен овладеть будущий педагог:
  2. общекультурные (мировоззренческие) компетенции;
  3. методологические (психолого-педагогические) компетенции;
  4. предметно-ориентированные компетенции.

Профессор, академик РАО В.Д. Шадриков предлагает следующую системную модель специалиста - бакалавра и магистра [5]. Выпускник, освоивший образовательную программу бакалавра/магистра - специалиста, должен характеризоваться компетенциями социально-личностными, общепрофессиональными и специальными. Социально-личностные и общепрофессиональные компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий и характеризуются информационными, расчетными, эксплуатационными, управленческими, организаторскими, конструкторскими, экономическими, проектировочными компетенциями, включающими поведение на рынке труда. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда. Специальные компетенции или профессиональные знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту труда, предмету труда обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций.

При подготовке бакалавров педагогического образования предпочтение следует отдавать предметам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям и разнообразию, дают возможность приобрести такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и приспособляемость, а также позволяют им более уверенно работать в современной производственной среде. В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпускник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подготовки решает блок специальных компетенций, профессионально ориентированных знаний и навыков.

Важнейшим компонентом специальной компетентности учителя технологии является его способность к творческой деятельности. Учителю следует постоянно развивать свой творческий потенциал, повышать педагогическое мастерство, культуру педагогического общения, работать над формированием собственного имиджа. Переход к личностно-ориентированному, творческо-деятельностному обучению технологии на основе проектного метода требует специальной подготовки будущего учителя технологии. Можно говорить о специальной компетентности учителя технологии и предпринимательства как о понятии многоаспектном, интегрированном из различных областей профессиональной деятельности.

С точки зрения компетентностного подхода в образовании обязательными видами учебной деятельности в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства являются педагогическая и учебно-технологическая практики. Педагогическая практика, проводимая на базе школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования, ведущих подготовку по профилю специальности, формирует профессионально-педагогическую и методическую компетентность. Учебно-технологическая практика проводится на базе учебных мастерских соответствующего профиля подготовки с целью закрепления полученных студентами технологических знаний, умений и навыков, и включает в себя знакомство с передовыми технологическими и техническими достижениями в промышленности, сфере услуг и других областях производства. Она формирует технологическую и специальную компетентности. Процесс профессиональной подготовки студентов должен строиться таким образом, чтобы имелась возможность постоянного повышения специальной компетентности будущего учителя технологии. Для этого целесообразно расширять в образовательной программе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. Речь идет о практиках, выполнении расчетных и проектных работ, учебно-исследовательской работе студентов, деловых, ролевых, имитационных играх и в более общем плане - творческой самостоятельной работе студентов.

Программы обучения бакалавров педагогического образования имеют широкий спектр дисциплин профессиональной подготовки (по технологиям обработки различных материалов, по декоративно-прикладному творчеству, технических, предпринимательских, экономических, экологических и других дисциплин), определяющих уровень сформированности специальной компетентности будущего учителя технологии; складывается необходимая база для специальной подготовки бакалавров педагогического образования. Открывается возможность большего удовлетворения студентами своих склонностей и профессиональных интересов, создается заинтересованность в повышении образовательного уровня.

Читайте также

Список литературы

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография/ Под ред. Проф. В.А.Козырева, проф.Н.Ф.Радионовой и проф. А.П.Тряпициной – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 392 с.
  2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – М., 2005. - №4. - С. 23-27
  3. Присяжная А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых // Педагогика. М., 2005. - №5. - С.74
  4. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. М., 2004. - №8. - С. 34-41
  5. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход //Высшее образование сегодня. М., 2004. -№8. - С. 31

Цитировать

Шилова, Л.А. Специальная компетентность как результат профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования / Л.А. Шилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 276-280. — URL: https://novainfo.ru/article/8652 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться