Развитие системы компенсирующего обучения влечет за собой необходимость поиска новых подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов. Этот вопрос всегда был одним из важнейших, однако современный этап развития общества наполняет его новым содержанием. Изменения в социальной сфере, растущий интерес государства и общества к семейному воспитанию, развитие современной науки требуют повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с семьями.Согласно исследованиям профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»: «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы ведут к увеличению числа детей с нарушениями, а значит и семей, взявших на себя огромную ответственность воспитания столь сложной категории детей» [4, с.30]. Поэтому эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
В области коррекционной педагогики представлен ряд исследований проблем семьи аномального ребенка (Т.Г. Богданова, Т.В. Волосовец, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, А.Г. Московкина, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева и др.). Авторы обращают внимание на различные стороны сложностей процесса восприятия ребенка с нарушениями в развитии близкими для него людьми, развития его личности в семье, утверждают необходимость оказания родителям психолого-педагогической помощи. Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что привлечение семьи к коррекционно-развивающей работе педагогов ДОУ с данными детьми значительно повышает эффективность коррекционного воздействия; взаимодействие с семьями воспитанников детерминируется профессиональной компетентностью педагога в данной области. Данная проблема вызывает интерес исследователей, однако в научной литературе до настоящего времени освещена не достаточно.
Особенно остро стоит вопрос сотрудничества с семьей ребенка, у которого наблюдается сочетание задержки психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Это наиболее часто встречающееся в современных коррекционных дошкольных учреждениях отклонение, характеризующееся помимо отставания в психическом развитии невнимательностью, двигательной гиперактивностью, импульсивностью [1]. Сопровождающиеся незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, конфликтность, аффективные вспышки приводят к возникновению у родителей перманентного чувства усталости от бесконечного сражения с неуемной энергией ребенка. Такие семьи нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической поддержке со стороны педагогов и активном вовлечении в коррекционно-образовательный процесс с целью овладениями умениями и навыками помощи своим детям, повышения их общей родительской компетентности [3].
Исследователями выделен ряд причин, определяющих трудности взаимодействия педагогов ДОУ и семей таких воспитанников: стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс взаимодействия с семьей (В.П. Дуброва); отсутствие установки на сотрудничество со стороны и педагогов и родителей (Т.А. Данилина, З.И. Теплова); различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий родителей и педагогов (Е.К. Эльяшевич); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко). В условиях дошкольного учреждения помимо вышеозначенных причин, создающих трудности в работе с семьями, присоединяются: деликатность самой проблемы существования у ребенка задержки интеллектуального развития, нежелание родителей смириться с фактом наличия у ребенка проблем в развитии, скрытые или явные попытки обвинить педагогов в предвзятом отношении к гиперактивному ребенку, нежелание сопровождать процесс коррекционного обучения медикаментозно, а также личностные особенности самих родителей.
Проведенное нами в 2011-2013 гг. экспериментальное исследование диагностического сопровождения уровня сформированности профессиональных компетенций сотрудников ДОУ по вопросам обучения и воспитания гиперактивных дошкольников с ЗПР включало также и аспекты компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями данных воспитанников. С помощью таких диагностических методов, как беседа, независимые характеристики педагогов и родителей, целенаправленное наблюдение за свободной игровой деятельностью родителя с ребенком, игровое моделирование педагогических ситуаций, наблюдение за взаимодействием педагогов с семьями дошкольников с ЗПР и СДВГ, «Опросник психолого-педагогической осведомленности педагога в области консультирования семьи ребенка с ЗПР», «Шкала самооценки личных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями Т.Н. Дороновой» было установлено, что для 32% специалистов (приблизительно для каждого третьего педагога) характерно недостаточное развитие всех компонентов профессиональной компетентности в области взаимодействия с семьями: теоретического, практического и личностного. Педагоги имеют слабое представление о современных принципах и методах изучения семьи, не планируют тесного и систематического взаимодействия с родителями, недооценивают возможности семейного воспитания и критично относятся к родителям воспитанников. Таким образом, была выявлена необходимость проведения целенаправленной работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями гиперактивных дошкольников с ЗПР.
Наблюдение за 20 семьями дошкольников с ЗПР и СДВГ показало, что большинство родителей (14 из 20 человек) проявляют формальный интерес к содержанию коррекционно-воспитательной работы в ДОУ и не стремятся к сотрудничеству с педагогами. Целенаправленное изучение взаимодействия родителей со своим ребенком в процессе свободной игры позволило выделить и описать типы взаимодействия родителей с ребенком: подавляющий, формальный и организующий. Обнаружилось, что большинство родителей практикуют формальный и подавляющий типы взаимодействия, испытывают трудности в установлении адекватного общения, соответствующего уровню психофизического развития ребенка с ЗПР и гиперактивностью и не могут обеспечить продолжение развития компенсаторных возможностей своего ребенка в условиях семьи.
Мы считаем, что развитие профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР и СДВГ будет наиболее эффективным, если: организация работы предусматривает комплексное развитие компонентов профессиональной компетентности специалиста (теоретического, практического и личностного); в качестве ведущего средства развития профессиональной компетентности используется методическая работа в ДОУ; коррекционно-образовательный процесс сопровождается регулярным целенаправленным взаимодействием педагога с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями должно осуществляться по всем направлениям: аналитическому, диагностико-консультативному, просветительскому, практическому и досуговому.
Создание специальных педагогических условий, обеспечивающих оптимальный уровень развития профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями предусматривает: построение процесса обучения на основе принципов повышения квалификации педагогических кадров, подбор адекватных форм и методов обучения, разработку содержания обучения, направленного на расширение теоретических знаний, развитие практических умений, профессионально значимых личностных качеств и устремлений к профессиональному совершенствованию в данной области; организацию процесса обучения сотрудников в дошкольном учреждении в квалифицированной среде опытных коллег в целях немедленного применения на практике новых знаний и умений по взаимодействию с семьями, отслеживания и корректировки результатов [2].
Комплексная работа по развитию и совершенствованию профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с семьями может проводиться в форме лекций, практических занятий, семинаров, деловых игр и психологических тренингов. Для повышения продуктивности учебного процесса и активизации педагогов рекомендуется использовать следующие методы и приемы: подбор примеров из собственного опыта работы, анализ собственной педагогической деятельности, использование метода конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы), обсуждение противоположных точек зрения на одну и ту же проблему, диалог, дискуссия, игровое моделирование. Исключительно важной является также и индивидуальная работа с сотрудниками ДОУ: консультирование, оказание помощи в решении конкретных ситуаций, составление плана и содержания взаимодействия, подбор теоретической и методической литературы, освещающей работу с семьями.
Мы предлагаем организовать практическое взаимодействие с семьями в ДОУ на основе годового перспективного планирования работы с родителями (таблица 1). В нем предусматривается регулярное проведение педагогами мероприятий с семьями в соответствии с современными принципами и направлениями. В процессе взаимодействия специалисты имеют возможность:
- провести разъяснительную работу по организации коррекционно-образовательной помощи для гиперактивных детей с ЗПР;
- привлечь членов семей к активному участию в ее осуществлении;
- расширить психолого-педагогическую осведомленность родителей в области обучения и воспитания данной категории детей; обучить их некоторым методам и приемам оказания помощи своим детям;
- оказать психологическую поддержку родителям;
- стимулировать родителей к объединению в целях оказания эффективной помощи детям.
Таким образом, для успешного развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями гиперактивных дошкольников с ЗПР необходимо формирование у них теоретической основы взаимодействия с семьями (знаний о современных подходах, принципах и направлениях работы с семьями; методах диагностики семьи ребенка с данным нарушением и др.), развитие практических умений, необходимых сотрудникам ДОУ для работы в данной области (планирование и организация взаимодействия с семьями, навыки диагностики и консультирования родителей, проведение разнообразных форм работы с семьями и др.), дальнейшее развитие профессионально значимых личностных качеств педагогов, способствующих налаживанию доброжелательных партнерских отношений с родителями воспитанников.
Направления деятельности | Форма работы | Цель | Условия реализации | Сроки проведения | Отчетная документация |
Участие в родительских собраниях | Выступления | Знакомство с задачами и спецификой коррекционной работы. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития гиперактивного ребенка с ЗПР. Формирование представлений о возможностях детей. | Компетенция педагога; активность педагога; заинтересованность родителей. | Сентябрь-май | План работы с родителями. Протоколы собраний. |
Проведение индивидуальных консультаций, бесед, мастер классов, открытых занятий | Индивидуальные консультации, беседы, открытые занятия | Повышение общего уровня компетенции родителей. Оказание психолого-педагогической поддержки. | заинтересованность, активность, открытость педагогов, родителей и детей; компетенция педагогов; подборка интересной, «нужной», понятной информации для родителей; интересные занятия и совместные практикумы. | В течение учебного года, по мере необходимости | Журнал консультаций |
Групповые консультации | Групповая консультация«Особенности коррекционной работы с дошкольниками с гипрактивностью и ЗПР» | Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР и СДВГ при подготовке к обучению в школе. | Сентябрь | Консультации | |
Круглый стол «Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются родители во время занятий дома» | Индивидуальная помощь и поддержка семьи в решении конкретных проблем ребенка. Отработка навыков работы с детьми в домашних условиях. | Ноябрь | |||
Семинары-практикумы: «Портрет гиперактивного ребенка с ЗПР», «Физические упражнения при гипактивности», «Лечебная гимнастика и массаж», «Лечебное питание» «Игровая терапия», «Аутогенная тренировка и релаксация» и другие. | Знакомство с особенностями нарушений при ЗПР и СДВГ и демонстрация родителям различных приемов помощи таким детям. | Ежемесячно в течение учебного года | |||
Консультации: например, «Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?» и другие. | Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями. Индивидуальная помощь и поддержка семьи. | Апрель-Май | |||
Оформление наглядной информации | Информационные буклеты, стенды для родителей. Например, «Родителю будущего первоклассника. Готовим гиперактивных детей к школе» | Оказание систематической и квалифицированной помощи семьям воспитанников в адаптации к школе детей с данными отклонениями, освещение основных школьных проблем, профилактика дезадаптации. | Подборка информации по теме; заинтересованность родителей | В течение учебного года | Материал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях. |
Сеть Интернет | Размещение материала на сайте ДОУ; создание сайта педагога | Информированность родителей о жизни ребенка в д/с, вовлечение в активное участие в образовательный процесс. | Подборка интересной и нужной информации; заинтересованность родителей и их активность | Ежемесячно, по мере необходимости | Текстовый и фотоматериал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях. |
Совместные мероприятия | Совместные праздники, торжественные мероприятия, выставки семейного творчества | Вовлечение родителей в жизнь ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений. | Активность педагога, родителей, детей. Предварительное планирование и решение организационных вопросов. | В течение учебного года | Отчеты в форме фотографий, видеофильмов, стенгазет. |