Развитие профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

NovaInfo 25
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье предлагается целостное видение проблемы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержки психического развития, которое включает взаимодействие с семьей как реабилитационной структурой, создающей условия для развития и воспитания ребенка. Рассматриваются наиболее часто встречающиеся в педагогической практике трудности сотрудничества педагогов с родителями, которые носят обоюдный характер и детерминируются недостаточной профессиональной компетентностью специалистов в области работы с семьями воспитанников. С целью развития и совершенствования данного аспекта профессиональной компетентности педагогов разработаны условия организации и перспективный план взаимодействия сотрудников специализированного детского сада с семьями гиперактивных дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова

СЕМЬЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЗПР, СДВГ, ПЕДАГОГ, ДОШКОЛЬНИКИ, СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Текст научной работы

Развитие системы компенсирующего обучения влечет за собой необходимость поиска новых подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов. Этот вопрос всегда был одним из важнейших, однако современный этап развития общества наполняет его новым содержанием. Изменения в социальной сфере, растущий интерес государства и общества к семейному воспитанию, развитие современной науки требуют повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с семьями.Согласно исследованиям профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»: «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы ведут к увеличению числа детей с нарушениями, а значит и семей, взявших на себя огромную ответственность воспитания столь сложной категории детей» [4, с.30]. Поэтому эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

В области коррекционной педагогики представлен ряд исследований проблем семьи аномального ребенка (Т.Г. Богданова, Т.В. Волосовец, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, А.Г. Московкина, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева и др.). Авторы обращают внимание на различные стороны сложностей процесса восприятия ребенка с нарушениями в развитии близкими для него людьми, развития его личности в семье, утверждают необходимость оказания родителям психолого-педагогической помощи. Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что привлечение семьи к коррекционно-развивающей работе педагогов ДОУ с данными детьми значительно повышает эффективность коррекционного воздействия; взаимодействие с семьями воспитанников детерминируется профессиональной компетентностью педагога в данной области. Данная проблема вызывает интерес исследователей, однако в научной литературе до настоящего времени освещена не достаточно.

Особенно остро стоит вопрос сотрудничества с семьей ребенка, у которого наблюдается сочетание задержки психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Это наиболее часто встречающееся в современных коррекционных дошкольных учреждениях отклонение, характеризующееся помимо отставания в психическом развитии невнимательностью, двигательной гиперактивностью, импульсивностью [1]. Сопровождающиеся незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, конфликтность, аффективные вспышки приводят к возникновению у родителей перманентного чувства усталости от бесконечного сражения с неуемной энергией ребенка. Такие семьи нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической поддержке со стороны педагогов и активном вовлечении в коррекционно-образовательный процесс с целью овладениями умениями и навыками помощи своим детям, повышения их общей родительской компетентности [3].

Исследователями выделен ряд причин, определяющих трудности взаимодействия педагогов ДОУ и семей таких воспитанников: стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс взаимодействия с семьей (В.П. Дуброва); отсутствие установки на сотрудничество со стороны и педагогов и родителей (Т.А. Данилина, З.И. Теплова); различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий родителей и педагогов (Е.К. Эльяшевич); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко). В условиях дошкольного учреждения помимо вышеозначенных причин, создающих трудности в работе с семьями, присоединяются: деликатность самой проблемы существования у ребенка задержки интеллектуального развития, нежелание родителей смириться с фактом наличия у ребенка проблем в развитии, скрытые или явные попытки обвинить педагогов в предвзятом отношении к гиперактивному ребенку, нежелание сопровождать процесс коррекционного обучения медикаментозно, а также личностные особенности самих родителей.

Проведенное нами в 2011-2013 гг. экспериментальное исследование диагностического сопровождения уровня сформированности профессиональных компетенций сотрудников ДОУ по вопросам обучения и воспитания гиперактивных дошкольников с ЗПР включало также и аспекты компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями данных воспитанников. С помощью таких диагностических методов, как беседа, независимые характеристики педагогов и родителей, целенаправленное наблюдение за свободной игровой деятельностью родителя с ребенком, игровое моделирование педагогических ситуаций, наблюдение за взаимодействием педагогов с семьями дошкольников с ЗПР и СДВГ, «Опросник психолого-педагогической осведомленности педагога в области консультирования семьи ребенка с ЗПР», «Шкала самооценки личных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями Т.Н. Дороновой» было установлено, что для 32% специалистов (приблизительно для каждого третьего педагога) характерно недостаточное развитие всех компонентов профессиональной компетентности в области взаимодействия с семьями: теоретического, практического и личностного. Педагоги имеют слабое представление о современных принципах и методах изучения семьи, не планируют тесного и систематического взаимодействия с родителями, недооценивают возможности семейного воспитания и критично относятся к родителям воспитанников. Таким образом, была выявлена необходимость проведения целенаправленной работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями гиперактивных дошкольников с ЗПР.

Наблюдение за 20 семьями дошкольников с ЗПР и СДВГ показало, что большинство родителей (14 из 20 человек) проявляют формальный интерес к содержанию коррекционно-воспитательной работы в ДОУ и не стремятся к сотрудничеству с педагогами. Целенаправленное изучение взаимодействия родителей со своим ребенком в процессе свободной игры позволило выделить и описать типы взаимодействия родителей с ребенком: подавляющий, формальный и организующий. Обнаружилось, что большинство родителей практикуют формальный и подавляющий типы взаимодействия, испытывают трудности в установлении адекватного общения, соответствующего уровню психофизического развития ребенка с ЗПР и гиперактивностью и не могут обеспечить продолжение развития компенсаторных возможностей своего ребенка в условиях семьи.

Мы считаем, что развитие профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР и СДВГ будет наиболее эффективным, если: организация работы предусматривает комплексное развитие компонентов профессиональной компетентности специалиста (теоретического, практического и личностного); в качестве ведущего средства развития профессиональной компетентности используется методическая работа в ДОУ; коррекционно-образовательный процесс сопровождается регулярным целенаправленным взаимодействием педагога с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями должно осуществляться по всем направлениям: аналитическому, диагностико-консультативному, просветительскому, практическому и досуговому.

Создание специальных педагогических условий, обеспечивающих оптимальный уровень развития профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями предусматривает: построение процесса обучения на основе принципов повышения квалификации педагогических кадров, подбор адекватных форм и методов обучения, разработку содержания обучения, направленного на расширение теоретических знаний, развитие практических умений, профессионально значимых личностных качеств и устремлений к профессиональному совершенствованию в данной области; организацию процесса обучения сотрудников в дошкольном учреждении в квалифицированной среде опытных коллег в целях немедленного применения на практике новых знаний и умений по взаимодействию с семьями, отслеживания и корректировки результатов [2].

Комплексная работа по развитию и совершенствованию профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с семьями может проводиться в форме лекций, практических занятий, семинаров, деловых игр и психологических тренингов. Для повышения продуктивности учебного процесса и активизации педагогов рекомендуется использовать следующие методы и приемы: подбор примеров из собственного опыта работы, анализ собственной педагогической деятельности, использование метода конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы), обсуждение противоположных точек зрения на одну и ту же проблему, диалог, дискуссия, игровое моделирование. Исключительно важной является также и индивидуальная работа с сотрудниками ДОУ: консультирование, оказание помощи в решении конкретных ситуаций, составление плана и содержания взаимодействия, подбор теоретической и методической литературы, освещающей работу с семьями.

Мы предлагаем организовать практическое взаимодействие с семьями в ДОУ на основе годового перспективного планирования работы с родителями (таблица 1). В нем предусматривается регулярное проведение педагогами мероприятий с семьями в соответствии с современными принципами и направлениями. В процессе взаимодействия специалисты имеют возможность:

  • провести разъяснительную работу по организации коррекционно-образовательной помощи для гиперактивных детей с ЗПР;
  • привлечь членов семей к активному участию в ее осуществлении;
  • расширить психолого-педагогическую осведомленность родителей в области обучения и воспитания данной категории детей; обучить их некоторым методам и приемам оказания помощи своим детям;
  • оказать психологическую поддержку родителям;
  • стимулировать родителей к объединению в целях оказания эффективной помощи детям.

Таким образом, для успешного развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями гиперактивных дошкольников с ЗПР необходимо формирование у них теоретической основы взаимодействия с семьями (знаний о современных подходах, принципах и направлениях работы с семьями; методах диагностики семьи ребенка с данным нарушением и др.), развитие практических умений, необходимых сотрудникам ДОУ для работы в данной области (планирование и организация взаимодействия с семьями, навыки диагностики и консультирования родителей, проведение разнообразных форм работы с семьями и др.), дальнейшее развитие профессионально значимых личностных качеств педагогов, способствующих налаживанию доброжелательных партнерских отношений с родителями воспитанников.

Таблица 1. Перспективный план взаимодействия сотрудников специализированного детского сада с семьями гиперактивных дошкольников с задержкой психического развития

Направления деятельности

Форма работы

Цель

Условия реализации

Сроки проведения

Отчетная документация

Участие в родительских собраниях

Выступления

Знакомство с задачами и спецификой коррекционной работы. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития гиперактивного ребенка с ЗПР. Формирование представлений о возможностях детей.

Компетенция педагога; активность педагога; заинтересованность родителей.

Сентябрь-май

План работы с родителями. Протоколы собраний.

Проведение индивидуальных консультаций, бесед, мастер классов, открытых занятий

Индивидуальные консультации, беседы, открытые занятия

Повышение общего уровня компетенции родителей. Оказание психолого-педагогической поддержки.

заинтересованность, активность, открытость педагогов, родителей и детей; компетенция педагогов; подборка интересной, «нужной», понятной информации для родителей; интересные занятия и совместные практикумы.

В течение учебного года, по мере необходимости

Журнал консультаций

Групповые консультации

Групповая консультация«Особенности коррекционной работы с дошкольниками с гипрактивностью и ЗПР»

Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР и СДВГ при подготовке к обучению в школе.

Сентябрь

Консультации

Круглый стол «Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются родители во время занятий дома»

Индивидуальная помощь и поддержка семьи в решении конкретных проблем ребенка. Отработка навыков работы с детьми в домашних условиях.

Ноябрь

Семинары-практикумы: «Портрет гиперактивного ребенка с ЗПР», «Физические упражнения при гипактивности», «Лечебная гимнастика и массаж», «Лечебное питание» «Игровая терапия», «Аутогенная тренировка и релаксация» и другие.

Знакомство с особенностями нарушений при ЗПР и СДВГ и демонстрация родителям различных приемов помощи таким детям.

Ежемесячно в течение учебного года

Консультации: например, «Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?» и другие.

Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями. Индивидуальная помощь и поддержка семьи.

Апрель-Май

Оформление наглядной информации

Информационные буклеты, стенды для родителей. Например, «Родителю будущего первоклассника. Готовим гиперактивных детей к школе»

Оказание систематической и квалифицированной помощи семьям воспитанников в адаптации к школе детей с данными отклонениями, освещение основных школьных проблем, профилактика дезадаптации.

Подборка информации по теме; заинтересованность родителей

В течение учебного года

Материал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

Сеть Интернет

Размещение материала на сайте ДОУ; создание сайта педагога

Информированность родителей о жизни ребенка в д/с, вовлечение в активное участие в образовательный процесс.

Подборка интересной и нужной информации; заинтересованность родителей и их активность

Ежемесячно, по мере необходимости

Текстовый и фотоматериал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

Совместные

мероприятия

Совместные праздники, торжественные мероприятия, выставки семейного творчества

Вовлечение родителей в жизнь ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений.

Активность педагога, родителей, детей. Предварительное планирование и решение организационных вопросов.

В течение учебного года

Отчеты в форме фотографий, видеофильмов, стенгазет.

Читайте также

Список литературы

  1. Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008. – 96 с.
  2. Дрягина И.С. Профессиональная компетентность педагога как условие успешного обучения детей с задержкой психического развития/ И.С. Дрягина// Дефектология. – 2012. - №6. – с.44-53.
  3. Морова Н.С., Заболотских О.П. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии: программа и учебно-методическое пособие. - ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013. – 184 с.
  4. Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Н.С. Морова, О.П. Заболотских// Социальная педагогика в России. – 2012. - №3.- с.30-38.

Цитировать

Шагиева, Е.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Е.С. Шагиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2184 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться