Использование интерактивных форм обучения для формирования профессионально-значимых качеств обучающихся

№54-3,

Педагогические науки

Проблема развития профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих специалистов имеет важное социальное, экономическое и психологическое значение. Использование интерактивных форм обучения при подготовке дипломированных специалистов позволит вызвать у обучающихся интерес к выбранной профессии; эффективней усваивать учебный материал, привить навыки самостоятельного поиска путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, обучить работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, сформировать у обучающихся мнения и отношения.

Похожие материалы

В настоящее время происходит реформирование многих государственных органов власти. В условиях развития социально-экономических условий государство предъявляет высокие требования к морально-психологической и профессиональной подготовке поступающих на государственную службу сотрудников. Именно поэтому в образовательных учреждениях различных силовых ведомств уделяется серьезное внимание развитию профессионально-деловых качеств обучающихся.

Проблема развития профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих специалистов имеет важное социальное, экономическое и психологическое значение. В современном мире выпускники вузов должны быть подготовлены к профессиональной деятельности на основе профессиональных знаний, обладать профессиональными умениями и навыками в деятельности своего профиля, использовать опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем. Профессиональная подготовка проявляется через качество приобретаемых знаний, методы обучения, выбор путей постоянного развития профессионального интереса на протяжении всего периода обучения в вузе [1].

Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его стадий и этапов, но особая роль должна быть отведена стадии профессиональной подготовки в период обучения в образовательных учреждениях, где укрепляется профессиональное становление будущего специалиста, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения.

В своем большинстве молодые специалисты, закончившие вузы, приходят в различные подразделения государственной власти, обладая необходимыми знаниями и навыками, но тем не менее есть и пробелы в подготовке молодых специалистов. В основном это недостаточный опыт практической деятельности и, иногда, неспособность самостоятельно принимать ответственные решения.

Восполнить этот пробел при подготовке выпускника можно более активным внедрением в образовательный процесс интерактивных образовательных технологий, которые прежде всего ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

Основной целью применения в образовательном процессе интерактивных форм является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, получение знаний и навыков, а также создание базы для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими студентами или курсантами.

Использование интерактивных форм обучения при подготовке дипломированных специалистов позволит вызвать у обучающихся интерес к выбранной профессии; эффективней усваивать учебный материал, привить навыки самостоятельного поиска путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, обучить работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, сформировать у обучающихся мнения и отношения.

На наш взгляд из всего многообразия применяемых сегодня в высшей школе интерактивных форм обучения для выпускников вузов, направляемых на службу в государственные органы власти, для обучающихся наилучшим образом будут способствовать деловые и ролевые игры.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников должно происходить в процессе совместной деятельности. При этом каждый обучающийся решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Использование такой интерактивной формы при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин позволит качественней сформировать у выпускника профессионально-значимые качества такие как умение четко излагать мысли в устной и письменной речи, общительность, способность устанавливать психологический контакт, а также сократить адаптационный процесс вхождения в должность и повысить уровень профессионализма.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Материалы VII Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего образования». – 2015. – С. 44-49.
  2. Покровский А.А., Никитина С.А., Киселев В.В., Зарубин В.П. Опыт применения информационных технологий в преподавании профессиональных дисциплин. / Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов». – 2014. – С. 63-66.
  3. Киселев В.В., Пучков П.В., Мальцев А.Н. Развитие рейтинговой оценки знаний обучающихся по дисциплине «Прикладная механика». / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании»: в 3-х частях. – 2016. – С. 54-55.
  4. Мельников А.А., Киселев В.В., Смирнов В.В. Проблемы повышения качества обучения графическим дисциплинам. / Сборник материалов международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс)». – 2013. – № 2 (1). – С. 429-430.
  5. Киселев В.В. Разработка электронных учебных изданий по дисциплине механика для реализации дистанционных образовательных технологий. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 53. – С. 271-275.
  6. Киселев В.В. Актуальность разработки электронных учебников по дисциплине механика. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 53. – С. 275-278.