Социальная работа с замещающей семьей

NovaInfo 55, с.431-436, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Описаны особенности социальной работы с замещающей семьей.

Ключевые слова

ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Текст научной работы

Социальная политика российского государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время направлена на перевод детей из интернатов на семейные формы устройства. Среди таких форм выделяют опеку и попечительство, приемную семью, патронатную семью и усыновление. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, принято называть замещающими семьями.

Опека и попечительство - это принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в его содержании. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная к усыновлению форма.

Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требует решения суда.

На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца. Опекаемый ребенок имеет следующие льготы: льгота на проезд, право на получение жилья по достижении 18 лет (при отсутствии собственного жилища), льгота по квартплате, льгота при поступлении в учебное заведение, льготы на санаторно-курортное лечение, право на бесплатное питание в школе.

Однако эта форма устройства ребенка имеет существенные недостатки, а именно: ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна, не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка, нет тайны передачи ребенка под опеку, возможны контакты с кровными родственниками ребенка, затруднена смена его фамилии, невозможно изменение даты рождения.

Приемная семья - это форма воспитания ребенка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» -воспитателя. С помощью такой семьи пребывание ребенка в детском доме или приюте можно заменить на домашнее воспитание. Такая семья создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребенку приемные родители являются опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей - братьев и сестер. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях можно воспитывать от одного до 8 детей. Эта форма предполагает постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Приемному родителю платят заработную плату, его деятельность засчитывается в трудовой стаж. На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка, выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства - социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребенка и территориальными органами опеки. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) и работать по планам, устанавливаемым учреждением по патронату. Предполагаются постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора. Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон.

Эта форма воспитания пока используется не везде, а только в отдельных регионах [1].

Усыновление/удочерение - принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок становится родственником - дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста. Усыновители имеют возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения. Усыновление утверждается гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека. Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей. Органы опеки и попечительства предъявляют жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью.

Усыновителям выплачивается единовременное пособие на усыновляемого ребенка. Это пособие предусмотрено Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». При этом, размер выплаты сильно отличается в зависимости от того, какой несовершеннолетний подлежит усыновлению.

По общему правилу размер такого пособия с 1 января 2014 года по Омской области составляет 13 741,99 (тринадцать тысяч семьсот сорок один рубль девяносто девять копеек). Размер данной выплаты индексируется ежегодно Кроме того, матери предоставляется послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и иной), приемные родители имеют право на «материнский капитал».

Все эти формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, именуются «семейными». Являются ли они собственно семьей с точки зрения социологии? При определении семьи различные авторы опираются на различные семьеобразующие факторы. Среди них - любовь, общие предки, общая собственность или место проживания. Отечественный социолог А.Г. Харчев определяет семью как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2].

А.И. Антонов дает следующее определение семьи: «Семья - это основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства-супружества-родства, приводящими в соответствие удовлетворение личных потребностей и выполнение социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [3, с. 55-56]. Автор считает, что именно наличие супружества-родительства-родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме и предлагает именовать семейными группами те семейные объединения, в которых отсутствует какой-либо из вышеназванных элементов.

При осмыслении феномена замещающей семьи особое значение приобретает тройственность отношений супружества-родительства-родства, определенная А. И. Антоновым как семьеобразующий фактор. Действительно, отношения родительства в замещающих семьях основопологающи, так как именно отношения «родители-ребенок/дети» составляет смысл замещения. Юридическое закрепление супружества играет роль в формировании семьи с точки зрения законодательства (например, не состоящие в браке мужчина и женщина не могут одновременно усыновить одного и того же ребенка). Отношение родства имеет особое значение в случае усыновления, поскольку сам акт усыновления несет в себе именно смысл «принятия в родство». В.И. Добреньков и А.И. Кравченко называют родством совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Как видим, усыновление несет в себе способность включать в систему родства людей, не связанных между собой кровным родством.

Хотя в современном обществе родство перестало быть основной формой социальной организации, а семья выделилась из системы родства, тем не менее, принадлежность к определенной семье, фамилии несет в себе для ребенка признанную законом адресность, социальную «прописку» в данном обществе.

Только при усыновлении в семье присутствуют все три формы отношений, выделяемых А.И. Антоновым как семьеобразующие: отношения супружества, родительства и родства. В других формах семейного устройства детей отсутствует такая важная составляющая, как юридическое закрепление родства, принятие ребенком фамилии родителей. Отношения родительства в этих формах устройства предусмотрены до достижения ребенком совершеннолетия, т.е. опека/ попечительство, патронат и приемная семья являются временными формами устройства детей, в отличие от усыновления. Следовательно, только при усыновлении формируется собственно семья. Функциями усыновительской семьи («усыновительской семьей» будем называть такую семью, которая усыновила ребенка, либо находится в процессе усыновления) являются:

  1. специфические функции, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, а именно:
    • репродуктивная функция;
    • содержание и социализация детей;
  2. неспецифические функции, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанных с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению «я» каждого и др.

Эти функции присущи любым типам семьи, а не только усыновительской. Они отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье [4, с. 311-321].

В усыновительской семье репродуктивная функция заменена усыновлением, что не исключает предыдущее или последующее рождение детей в семье. Однако следует заметить, что качественная сторона выполнения усыновительской семьей ее специфических и в какой-то мере неспецифических функций определяется и усложняется именно усыновлением. Содержание и социализация усыновленного ребенка усложняются самим фактом усыновления, с одной стороны, тем, что усыновленный ребенок отличается от своей семьи физиологически, часто имеет наследственные или приобретенные заболевания. С другой стороны, он нуждается в социально-психологической

адаптации к новой семье и новому социальному окружению. Эта адаптация может быть растянута на годы, что обусловлено российскими современными социокультурными традициями и нормами [5].

Доля детей, усыновлённых гражданами Российской Федерации, в общей численности усыновлённых детей, процентов

(по данным Минобрнауки России)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Сибирский федеральный округ

68,0

67,1

66,8

65,9

65,0

64,9

Республика Алтай

98,0

100

95,7

96,8

100

100

Республика Бурятия

99,5

99,4

99,3

100

98,3

100

Республика Тыва

100

100

100

100

100

100

Республика Хакасия

78,6

78,8

78,1

78,1

80,7

82,5

Алтайский край

89,8

90,3

88,1

89,4

89,4

89,7

Забайкальский край

79,9

77,4

75,4

73,6

72,0

71,9

Красноярский край

63,5

52,8

50,4

47,7

47,7

46,9

Иркутская область

73,5

74,0

73,4

71,4

70,5

70,4

Кемеровская область

50,5

47,4

48,2

48,6

49,5

50,3

Новосибирская область

69,9

70,7

75,6

73,9

68,0

68,3

Омская область

76,2

74,3

72,2

69,9

67,9

65,2

Томская область

44,5

94,6

91,3

85,3

85,6

89,5

Таким образом, при сравнении различных форм замещающей семьи можно сделать вывод, что только усыновление является в полной мере семейным устройством ребенка со всеми присущими семье атрибутами: семейными функциями, принятием в родство и обретением родителей. Также можно прийти к заключению, что наибольшую поддержку со стороны государства имеют такие формы устройства, как опека, патронат и приемная семья. Что касается усыновления, то поддержка государства здесь ограничивается единовременным пособием без сохранения льгот. Если смотреть Омскую область, статистика показывает, что доля детей, усыновлённых гражданами Российской Федерации с каждым годом уменьшается, возможно основной причиной является недостаточная поддержка со стороны государства. Однако, если признавать усыновление единственной замещающей семьей, имеющей все признаки собственно семьи, и таким образом признать ее приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, это приводит к выводу о том, что именно усыновление следует поощрять на уровне государственных мер, социальной поддержки и пропаганды .

Читайте также

Список литературы

  1. Дементьева, И.Ф. Приемная семья - институт защиты детства : метод. рекомендации / И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. - М., 2010.
  2. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. - М., 2009.
  3. Антонов, А.И. Системное представление семьи, как объекта исследования / А.И. Антонов // Семья в России. - 2008. - №3-4.
  4. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов / А.И. Антонов. - М., 2008.
  5. Бобкин, А.Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов в родители / А.Е. Бобкин // Семья в России. - 2008. - №3-4.
  6. Мотивация патронатного воспитателя [Электронный ресурс]. http://www.usynovite.ru/adoption/patronage/ patronat/chapter7. - Загл. с экрана.

Цитировать

Хохлова, Е.А. Социальная работа с замещающей семьей / Е.А. Хохлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 431-436. — URL: https://novainfo.ru/article/8691 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться