Формирование правосознания заключенных в зарубежных странах

NovaInfo 55, с.240-245, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования правосознания заключенных в зарубежных странах, история развития пенитенциарной системы. Дается сравнительная характеристика особенностей работы с заключенными в Великобритании, Китае, Кубе, Монголии, Индии, Японии.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА, РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ, ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА, НАДЗОР

Текст научной работы

Общие подходы к исполнению наказаний (в основном, уголовного), выработанные международным сообществом, и закрепленные в международных правовых актах, оказали существенное влияние на национальные законодательства и на практику исполнения наказаний. При этом можно выделить и общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний. Существует целый ряд очень важных проблем, с которыми сталкиваются в зарубежных странах при исполнении наказаний (различных видов) и путей их решения.

Во всем мире, а особенно в европейских странах, основным видом учреждений для исполнения уголовного наказания является тюрьма. В настоящее время тюрьма воспринимается как средство цивилизации и демократизации пенитенциарной системы. Одна из главных целей – обеспечить безопасность общества и безопасность заключенного. Например, в Великобритании все осужденные делятся на определенные группы (крайне опасные для общества; склонные к побегу и непослушанию; заключенные, которым нельзя доверять в открытых условиях; заключенные, которым в определенных условиях вполне можно доверять). После назначения судом наказания каждый заключенный проходит процедуру классификации: медицинское, психологическое, психиатрическое обследование. Выявляется личная мотивация заключенного, разрабатывается программа его реабилитации, составляется список потребностей, связанных, например, с профессиональной подготовкой. Также выявляются родственники, которые могут оказать заключенному моральную поддержку. Регулярно (не реже одного раза в год) заключенному дается соответствующими органами комплексная характеристика, которая может привести к ужесточению условий отбывания наказания, либо, наоборот, к смягчению режима. Камеры обычно рассчитаны на 2-3 человек, в дневное время заключенные могут свободно передвигаться по территории тюрьмы. В течение недели заключенных привлекают к посильной работе и обучающим курсам, которые воспитывают личную ответственность и развивают положительные качества, что должно в дальнейшем повлиять на перспективу успешного трудоустройства и исключению рецидива преступления. В целом в западных странах поощряется сохранение постоянной связи заключенного с внешним миром. Заключенный может посылать в неделю одно письмо, оплачиваемое государством, второе письмо оплачивается самостоятельно. Как правило, на входящие письма ограничения нет[1].

В Великобритании одним из главных направлений работы тюрем является ресоциализация заключенного. Задача системы реабилитации – помочь бывшему заключенному вновь устроится в жизни, получить работу и вернуться к семье. В последний год отбывания наказания могут проводиться курсы по укреплению личности, формированию позитивного настроя, улучшению социальных навыков заключенного. Также важной задачей является отказ от алкоголя и курения, наркотиков, азартных игр, формирование правопослушного поведения. В последние годы в Великобритании все больше практикуется домашний арест и комендантский час, а также досрочное освобождение заключенных, особенно в молодом возрасте. Связано это еще и с тем, что в странах Европы и США постоянно растут расходы на содержание заключенных. Так, например, в США они могут достигать 20-30 тыс. долларов в год. В Германии и Венгрии в последнее десятилетие появились частные тюрьмы. Их работа соответствует национальному законодательству, но на территории подобных тюрем, как иметь свое производственное предприятие. Это позволяет тюрьме перейти на самоокупаемость и дать возможность заработать заключенным.

В настоящее время в большинстве европейских стран развиваются виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества. Первыми, еще в1972 г. Англия и Уэльс ввели у себя общественные работы. Их примеру последовали Германия, Португалия, Франция, Нидерланды, Финляндия. Основной целью уголовного наказания в виде общественных работ является лишение правонарушителя свободного времени, компенсация ущерба, контакт нарушителя с законопослушными гражданами, установление связи с местной общиной [2].

Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные по примеру англичан так называемые «переходные дома». Цель данных учреждений - помочь осужденным к длительным срокам наказания быстрее адаптироваться к жизни на свободе. Проживая за пределами тюрьмы, они подвергаются процессам социализации. В целом, реализация задач по социальной адаптации осужденных к лишению свободы в зарубежных странах возложены на тюрьмы открытого типа или специализированные учреждения [3]. Исследователь Керефов И.Р. в своей работе подчеркнул важное значение бесплатной юридической помощи осужденным в зарубежных странах. В настоящее время международное пенитенциарное сообщество придает огромное значение гарантиям обеспечения прав и свобод заключенных, особенно несовершеннолетних, включая право на юридическую помощь. В западных странах особое внимание обращается на право лица быть уведомленным о возможности получения бесплатной квалифицированной юридической помощи, определяется категория заключенных, нуждающихся в подобной помощи. Также государство следит за тем, чтоб список адвокатов и юристов, оказывающих помощь, был в свободном доступе [4].

В странах Азии существует, по сравнению с Европой, несколько иное представление о системе наказания и воспитании гражданина, соблюдающего законы государства. Например, для японцев с их культом семьи и предков всегда считается тяжелым моральным испытанием вовлечение членов семьи в расследовании уголовного дела. Также большинство жителей Японии разграничивают такие понятия как законность и справедливость. При этом, японцы мало интересуются действующим законодательством, отодвигая его на второй план. По данным обследования, проведенного в 1970-1980-х гг. юристами Киотского университета, почти 70% японцев ни разу в жизни не открывали Гражданский кодекс, в котором записаны их права и обязанности. Ни разу не попадали в ситуацию, требующую знания закона, 87% граждан, а когда-либо обращались в юридические консультации всего 8% населения. При этом большинство японцев было уверено, что несправедливый закон можно не соблюдать.

В начале XXI века лишь один из каждых трёх японцев знал основное содержание Конституции. Свои традиции в Японии имеет и система наказаний. При этом количество заключенных в Японии достаточно небольшое (около 80 тысяч на 140 миллионов жителей страны). В японских тюрьмах поддерживается строгий порядок, существует очень много одиночных камер.

Одним из важных моментов является то, что японское правосудие уверено в том, что любого заключенного можно перевоспитать. Например, в частных тюрьмах заключённые решают арифметические задачи, разгадывают загадки и головоломки, делают упражнения на развитие воображения и смекалки, занимаются иероглифической письменностью. Японские психологи утверждают, что чем выше интеллект человека, тем реже он совершает преступления. Поощряется создание в тюрьмах обширных библиотек и чтение книг. После выхода из тюрьмы, бывшим заключенным помощь оказывают многочисленные бюро по реабилитации и трудоустройству. Основную работу в них выполняют добровольцы на общественных началах.

В уголовно-исполнительном законодательстве Монголии функцию пенитенциарной системы тесно связывали с такими понятиями, как «воспитание» и «оказание воспитательного воздействия». Терминология, включающая в себя такие понятия как «просвещение», «перевоспитание», исправительно-воспитательная», «политико-воспитательная», «культурно-воспитательная работа», «профессиональное обучение», «обучение трудовым навыкам» закреплены на уровне правовых норм и институтов в связи с обеспечением цели наказания. Важная направленность социальной работы в учреждениях заключается в предотвращении совершения новых преступлений. Для этого необходимо, по мнению монгольских властей, оказание на осужденного воспитательного воздействия, усвоение навыков и умений трудиться, коррекция поведения осужденного и формирование необходимого правосознания и другое. Необходимо отметить и проведение различных мероприятий по повышению уровня знаний и навыков осужденных по тематике быта, рыночной экономики, гражданского общества, психологии, истории и традиций [5].

Достаточно интересным представляется изучение формирования правосознания в обществе в Китайской Народной Республике. При этом надо учитывать и то, что Россия и Китай имеют много общего: одни исторические корни, и налаженные социальные связи. Несомненным является то, что правовая система в КНР является социалистической с присущей ей «китайской спецификой». Об этом можно говорить, исходя из следующего: главенство социалистической идеологии, концентрация власти в руках одной правящей партии (Коммунистическая партия Китая), осуществление надзора и контроля КПК над всеми государственными органами власти, плановая экономика, культивирование коллективизма, высокая роль корпоративных норм в системе источников власти и другое.

В целом, тюремная система КНР является достаточно прогрессивной. В китайской тюрьме распространена система поощрений при отбытии наказания в виде лишения свободы. Это, несомненно, является стимулирующим фактором для заключенного. Если заключенный ведет себя примерно, то для него увеличивается срок свидания с родственниками. Балльная системы поощрений, снижение сроков отбывания наказания и условно-досрочное освобождение за хорошее поведение также распространены в пенитенциарной системе Китая.

Еще одним социалистическим государством, имеющим богатый пенитенциарный опыт, является республика Куба. При этом государство регламентирует, что все заключенные имеют право на гуманное отношение к себе, охрану здоровья, заботу со стороны социальных служб. Особенно интересна практика охраны здоровья заключенных и реабилитация их после заключения. В целом, заключенные на Кубе получают гуманное и соответствующее всем требованиям лечение. В больницах для заключенных к осужденным относятся как к обычным пациентам, используются те же методы лечения, препараты, аппаратура, как и в обычных больницах. Лечение заключенные проходят в 6 национальных госпиталях. Интересным является подход по трудовому обучению в кубинской уголовной системе мужчин-медбратьев. Данная программа нацелена на то, чтобы превратить тюрьмы в школы. Главная задача – обеспечить доступность профессионального образования для бывших заключенных. Они со временем могут стать медицинскими лаборантами, специалистами по ультразвуку и рентгену. Кроме того, большинство библиотек снабжаются необходимой литературой, в том числе медицинского характера. Один из заключенных признался в том, что уход за больными гуманная профессия и тюрьма дает возможности учиться и делать что-то полезное для общества. Обычно у обучающихся заключенных имеется сильная мотивация, к таким профессиям не допускаются люди, совершившие насильственные преступления. Выпускники получают дипломы медбратьев, при этом не указывается, что образование получено в местах лишения свободы. Заботу и медицинский уход получают также матери и новорожденные в кубинских тюрьмах. Им положено улучшенное питание, ежедневная смена белья, специальные адаптированные блоки. Чаще всего, матерей с детьми освобождают условно-досрочно и далее их ведут патронажные службы [6].

В настоящее время, по официальным данным, индийских правоохранителей, в Индии насчитывается около 350 тысяч заключенных, которые содержатся в 37 тюрьмах. Самыми крупными тюрьмами являются «Тихар», а также тюрьма особого режима «Артур-Роуд» в Бомбее, калькуттская «Бихар» и тюрьма «Форт-Блэр», где практикуется «клеточное» содержание арестантов. Большинство тюрем Индии не приспособлены для содержания заключенных. Условия отбывания наказания очень тяжелые. Исключение составляют только для отдельных категорий заключенных: иностранцы, политзаключенные и брахманов. Остальных заключенных содержат в бетонных блоках, которые за день сильно нагреваются, воду включают раз в день, Кормят очень скудно только похлебкой со специями два раза в день. Работать не обязательно. Часто заключенных жестоко избивают. Очень интересно в Индии отношение к преступлениям, носящим религиозный характер. Например, в городе Лахор водитель грузовика сбил корову (за это полагается, по индийским законам, от 5 до 15 лет лишения свободы). Он раскаивался, рыдал и ждал полицию. Его не столько страшил острог, сколько то, что в своей последующей жизни он будет находиться в положении изгоя (неприкасаемого). Индийские тюремные психологи обратили на это внимание и стали использовать в работе с заключенными медитацию, классическую музыку для того, чтобы очистить преступников от скверны. Последнее навело психологов на мысль: а не использовать ли в качестве положительного воздействия на разум медитацию, которая призвана очищать ум от скверны или слушать классическую музыку. Ведутся постоянно душеспасительные беседы [7].

Таким образом, становится очевидно, что система изменения и формирования правосознания заключенных в зарубежных странах разнообразна и в последнее время претерпевает существенные изменения. Так в европейских странах мы видим активные процессы гуманизации исполнения наказания, и на этом фоне – улучшение содержания заключенных, соблюдение их прав и свобод, ресоциализация. Кроме того, заключенный не только отбывает наказание, но и получает основы правовых знаний, образование, психологическую помощь. Он готов выйти на свободу и знает, что получит необходимую помощь и от социальных служб. В это же время в ряде стран Азии складывается несколько иная ситуация. Налицо, также, стремление к гуманизации наказания, индивидуальная работа с заключенными, активизация процессов ресоциализации. Интересно отношение японцев к исправлению заключенных. Пожалуй, это единственная нация, полагающая, что преступника можно полностью перевоспитать, причем с использованием не только правовых норм, но и моральных. Свой отпечаток на формирование правосознания заключенных наносит система социалистического права в Китае. Вместе с нормами конфуцианства это дает положительный результат в работе с заключенными. Вместе с нормами конфуцианства это дает положительный результат в работе с заключенными. И, наконец, совершенно иная ситуация складывается в странах, где большинство населения очень бедно, а уровень преступности высок. В Индии права заключенных нарушаются повсеместно, существуют тяжелые условия заключения, высокая смертность. Конечно, чаще всего, целенаправленное формирование правосознания заключенных в тюрьмах не предполагается, стремление к европейским стандартам выражено крайне слабо. При этом с заключенными практикуются беседы и занятия по изучению основ права, социалистической идеологии, привития духа коллективизма и общей ответственности. Необходимо учитывать и то, что в Китае в настоящее время сохраняется применение смертной казни, причем, часто она производится публично. Все это свидетельствует о сохранении старых конфуцианских устоев и привнесении социалистических мотивов. На основании анализа практики применения смертной казни в КНР автор делает вывод, что институт исполнения смертной казни в настоящее время остается противоречивым в силу того, что, с одной стороны, в стране идет борьба за сохранение старых традиций и устоев социалистического Китая. Не надо забывать и о том, что и родственники казненного подвергаются общественному осуждению, могут лишиться престижной работы. С другой стороны, сейчас наблюдается стремление китайского общества приблизиться европейским странам, гуманизировать некоторые виды исполнения наказаний. Разрабатывается система микрорайонной реабилитации, вводится режим общественно полезных работ под надзором.

Читайте также

Список литературы

  1. Общие тенденции исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Режим доступа: htpp:www.studme.org (дата обращения 1.11.2016).
  2. Там же.
  3. Горбань Д.В. Сравнительный анализ правового регулирования проживания осужденных за пределами исправительных учреждений России и зарубежных стран//Юридическая наука.2013.№2.С.78.
  4. Керефов И.Р. Бесплатная юридическая помощь осужденным: правовое регулирование, практика реализации. Автореф. дисс… канд.юрид. наук..Акад. права и упр. Федер. Службы исполнения наказаний. Рязань, 2012. С.8-9.
  5. Наваан Гантулга. Социальная работа в учреждениях по отбыванию наказания в виде лишения свободы в Монголии: ее особенности и актуальные проблемы// Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2014 г.). – Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России. 2014. С.38, 47.
  6. Е. Литвак. Положение в кубинских тюрьмах [Электронный ресурс] // Режим доступа: htpp://Left.ru/info (дата обращения 20.11.2016).
  7. Тюрьмы Индии и Шри-Ланки // За решеткой. 2012. №6. С.5.

Цитировать

Гилёва, Н.В. Формирование правосознания заключенных в зарубежных странах / Н.В. Гилёва. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 240-245. — URL: https://novainfo.ru/article/8940 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться