Общие подходы к исполнению наказаний (в основном, уголовного), выработанные международным сообществом, и закрепленные в международных правовых актах, оказали существенное влияние на национальные законодательства и на практику исполнения наказаний. При этом можно выделить и общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний. Существует целый ряд очень важных проблем, с которыми сталкиваются в зарубежных странах при исполнении наказаний (различных видов) и путей их решения.
Во всем мире, а особенно в европейских странах, основным видом учреждений для исполнения уголовного наказания является тюрьма. В настоящее время тюрьма воспринимается как средство цивилизации и демократизации пенитенциарной системы. Одна из главных целей – обеспечить безопасность общества и безопасность заключенного. Например, в Великобритании все осужденные делятся на определенные группы (крайне опасные для общества; склонные к побегу и непослушанию; заключенные, которым нельзя доверять в открытых условиях; заключенные, которым в определенных условиях вполне можно доверять). После назначения судом наказания каждый заключенный проходит процедуру классификации: медицинское, психологическое, психиатрическое обследование. Выявляется личная мотивация заключенного, разрабатывается программа его реабилитации, составляется список потребностей, связанных, например, с профессиональной подготовкой. Также выявляются родственники, которые могут оказать заключенному моральную поддержку. Регулярно (не реже одного раза в год) заключенному дается соответствующими органами комплексная характеристика, которая может привести к ужесточению условий отбывания наказания, либо, наоборот, к смягчению режима. Камеры обычно рассчитаны на 2-3 человек, в дневное время заключенные могут свободно передвигаться по территории тюрьмы. В течение недели заключенных привлекают к посильной работе и обучающим курсам, которые воспитывают личную ответственность и развивают положительные качества, что должно в дальнейшем повлиять на перспективу успешного трудоустройства и исключению рецидива преступления. В целом в западных странах поощряется сохранение постоянной связи заключенного с внешним миром. Заключенный может посылать в неделю одно письмо, оплачиваемое государством, второе письмо оплачивается самостоятельно. Как правило, на входящие письма ограничения нет[1].
В Великобритании одним из главных направлений работы тюрем является ресоциализация заключенного. Задача системы реабилитации – помочь бывшему заключенному вновь устроится в жизни, получить работу и вернуться к семье. В последний год отбывания наказания могут проводиться курсы по укреплению личности, формированию позитивного настроя, улучшению социальных навыков заключенного. Также важной задачей является отказ от алкоголя и курения, наркотиков, азартных игр, формирование правопослушного поведения. В последние годы в Великобритании все больше практикуется домашний арест и комендантский час, а также досрочное освобождение заключенных, особенно в молодом возрасте. Связано это еще и с тем, что в странах Европы и США постоянно растут расходы на содержание заключенных. Так, например, в США они могут достигать 20-30 тыс. долларов в год. В Германии и Венгрии в последнее десятилетие появились частные тюрьмы. Их работа соответствует национальному законодательству, но на территории подобных тюрем, как иметь свое производственное предприятие. Это позволяет тюрьме перейти на самоокупаемость и дать возможность заработать заключенным.
В настоящее время в большинстве европейских стран развиваются виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества. Первыми, еще в1972 г. Англия и Уэльс ввели у себя общественные работы. Их примеру последовали Германия, Португалия, Франция, Нидерланды, Финляндия. Основной целью уголовного наказания в виде общественных работ является лишение правонарушителя свободного времени, компенсация ущерба, контакт нарушителя с законопослушными гражданами, установление связи с местной общиной [2].
Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные по примеру англичан так называемые «переходные дома». Цель данных учреждений - помочь осужденным к длительным срокам наказания быстрее адаптироваться к жизни на свободе. Проживая за пределами тюрьмы, они подвергаются процессам социализации. В целом, реализация задач по социальной адаптации осужденных к лишению свободы в зарубежных странах возложены на тюрьмы открытого типа или специализированные учреждения [3]. Исследователь Керефов И.Р. в своей работе подчеркнул важное значение бесплатной юридической помощи осужденным в зарубежных странах. В настоящее время международное пенитенциарное сообщество придает огромное значение гарантиям обеспечения прав и свобод заключенных, особенно несовершеннолетних, включая право на юридическую помощь. В западных странах особое внимание обращается на право лица быть уведомленным о возможности получения бесплатной квалифицированной юридической помощи, определяется категория заключенных, нуждающихся в подобной помощи. Также государство следит за тем, чтоб список адвокатов и юристов, оказывающих помощь, был в свободном доступе [4].
В странах Азии существует, по сравнению с Европой, несколько иное представление о системе наказания и воспитании гражданина, соблюдающего законы государства. Например, для японцев с их культом семьи и предков всегда считается тяжелым моральным испытанием вовлечение членов семьи в расследовании уголовного дела. Также большинство жителей Японии разграничивают такие понятия как законность и справедливость. При этом, японцы мало интересуются действующим законодательством, отодвигая его на второй план. По данным обследования, проведенного в 1970-1980-х гг. юристами Киотского университета, почти 70% японцев ни разу в жизни не открывали Гражданский кодекс, в котором записаны их права и обязанности. Ни разу не попадали в ситуацию, требующую знания закона, 87% граждан, а когда-либо обращались в юридические консультации всего 8% населения. При этом большинство японцев было уверено, что несправедливый закон можно не соблюдать.
В начале XXI века лишь один из каждых трёх японцев знал основное содержание Конституции. Свои традиции в Японии имеет и система наказаний. При этом количество заключенных в Японии достаточно небольшое (около 80 тысяч на 140 миллионов жителей страны). В японских тюрьмах поддерживается строгий порядок, существует очень много одиночных камер.
Одним из важных моментов является то, что японское правосудие уверено в том, что любого заключенного можно перевоспитать. Например, в частных тюрьмах заключённые решают арифметические задачи, разгадывают загадки и головоломки, делают упражнения на развитие воображения и смекалки, занимаются иероглифической письменностью. Японские психологи утверждают, что чем выше интеллект человека, тем реже он совершает преступления. Поощряется создание в тюрьмах обширных библиотек и чтение книг. После выхода из тюрьмы, бывшим заключенным помощь оказывают многочисленные бюро по реабилитации и трудоустройству. Основную работу в них выполняют добровольцы на общественных началах.
В уголовно-исполнительном законодательстве Монголии функцию пенитенциарной системы тесно связывали с такими понятиями, как «воспитание» и «оказание воспитательного воздействия». Терминология, включающая в себя такие понятия как «просвещение», «перевоспитание», исправительно-воспитательная», «политико-воспитательная», «культурно-воспитательная работа», «профессиональное обучение», «обучение трудовым навыкам» закреплены на уровне правовых норм и институтов в связи с обеспечением цели наказания. Важная направленность социальной работы в учреждениях заключается в предотвращении совершения новых преступлений. Для этого необходимо, по мнению монгольских властей, оказание на осужденного воспитательного воздействия, усвоение навыков и умений трудиться, коррекция поведения осужденного и формирование необходимого правосознания и другое. Необходимо отметить и проведение различных мероприятий по повышению уровня знаний и навыков осужденных по тематике быта, рыночной экономики, гражданского общества, психологии, истории и традиций [5].
Достаточно интересным представляется изучение формирования правосознания в обществе в Китайской Народной Республике. При этом надо учитывать и то, что Россия и Китай имеют много общего: одни исторические корни, и налаженные социальные связи. Несомненным является то, что правовая система в КНР является социалистической с присущей ей «китайской спецификой». Об этом можно говорить, исходя из следующего: главенство социалистической идеологии, концентрация власти в руках одной правящей партии (Коммунистическая партия Китая), осуществление надзора и контроля КПК над всеми государственными органами власти, плановая экономика, культивирование коллективизма, высокая роль корпоративных норм в системе источников власти и другое.
В целом, тюремная система КНР является достаточно прогрессивной. В китайской тюрьме распространена система поощрений при отбытии наказания в виде лишения свободы. Это, несомненно, является стимулирующим фактором для заключенного. Если заключенный ведет себя примерно, то для него увеличивается срок свидания с родственниками. Балльная системы поощрений, снижение сроков отбывания наказания и условно-досрочное освобождение за хорошее поведение также распространены в пенитенциарной системе Китая.
Еще одним социалистическим государством, имеющим богатый пенитенциарный опыт, является республика Куба. При этом государство регламентирует, что все заключенные имеют право на гуманное отношение к себе, охрану здоровья, заботу со стороны социальных служб. Особенно интересна практика охраны здоровья заключенных и реабилитация их после заключения. В целом, заключенные на Кубе получают гуманное и соответствующее всем требованиям лечение. В больницах для заключенных к осужденным относятся как к обычным пациентам, используются те же методы лечения, препараты, аппаратура, как и в обычных больницах. Лечение заключенные проходят в 6 национальных госпиталях. Интересным является подход по трудовому обучению в кубинской уголовной системе мужчин-медбратьев. Данная программа нацелена на то, чтобы превратить тюрьмы в школы. Главная задача – обеспечить доступность профессионального образования для бывших заключенных. Они со временем могут стать медицинскими лаборантами, специалистами по ультразвуку и рентгену. Кроме того, большинство библиотек снабжаются необходимой литературой, в том числе медицинского характера. Один из заключенных признался в том, что уход за больными гуманная профессия и тюрьма дает возможности учиться и делать что-то полезное для общества. Обычно у обучающихся заключенных имеется сильная мотивация, к таким профессиям не допускаются люди, совершившие насильственные преступления. Выпускники получают дипломы медбратьев, при этом не указывается, что образование получено в местах лишения свободы. Заботу и медицинский уход получают также матери и новорожденные в кубинских тюрьмах. Им положено улучшенное питание, ежедневная смена белья, специальные адаптированные блоки. Чаще всего, матерей с детьми освобождают условно-досрочно и далее их ведут патронажные службы [6].
В настоящее время, по официальным данным, индийских правоохранителей, в Индии насчитывается около 350 тысяч заключенных, которые содержатся в 37 тюрьмах. Самыми крупными тюрьмами являются «Тихар», а также тюрьма особого режима «Артур-Роуд» в Бомбее, калькуттская «Бихар» и тюрьма «Форт-Блэр», где практикуется «клеточное» содержание арестантов. Большинство тюрем Индии не приспособлены для содержания заключенных. Условия отбывания наказания очень тяжелые. Исключение составляют только для отдельных категорий заключенных: иностранцы, политзаключенные и брахманов. Остальных заключенных содержат в бетонных блоках, которые за день сильно нагреваются, воду включают раз в день, Кормят очень скудно только похлебкой со специями два раза в день. Работать не обязательно. Часто заключенных жестоко избивают. Очень интересно в Индии отношение к преступлениям, носящим религиозный характер. Например, в городе Лахор водитель грузовика сбил корову (за это полагается, по индийским законам, от 5 до 15 лет лишения свободы). Он раскаивался, рыдал и ждал полицию. Его не столько страшил острог, сколько то, что в своей последующей жизни он будет находиться в положении изгоя (неприкасаемого). Индийские тюремные психологи обратили на это внимание и стали использовать в работе с заключенными медитацию, классическую музыку для того, чтобы очистить преступников от скверны. Последнее навело психологов на мысль: а не использовать ли в качестве положительного воздействия на разум медитацию, которая призвана очищать ум от скверны или слушать классическую музыку. Ведутся постоянно душеспасительные беседы [7].
Таким образом, становится очевидно, что система изменения и формирования правосознания заключенных в зарубежных странах разнообразна и в последнее время претерпевает существенные изменения. Так в европейских странах мы видим активные процессы гуманизации исполнения наказания, и на этом фоне – улучшение содержания заключенных, соблюдение их прав и свобод, ресоциализация. Кроме того, заключенный не только отбывает наказание, но и получает основы правовых знаний, образование, психологическую помощь. Он готов выйти на свободу и знает, что получит необходимую помощь и от социальных служб. В это же время в ряде стран Азии складывается несколько иная ситуация. Налицо, также, стремление к гуманизации наказания, индивидуальная работа с заключенными, активизация процессов ресоциализации. Интересно отношение японцев к исправлению заключенных. Пожалуй, это единственная нация, полагающая, что преступника можно полностью перевоспитать, причем с использованием не только правовых норм, но и моральных. Свой отпечаток на формирование правосознания заключенных наносит система социалистического права в Китае. Вместе с нормами конфуцианства это дает положительный результат в работе с заключенными. Вместе с нормами конфуцианства это дает положительный результат в работе с заключенными. И, наконец, совершенно иная ситуация складывается в странах, где большинство населения очень бедно, а уровень преступности высок. В Индии права заключенных нарушаются повсеместно, существуют тяжелые условия заключения, высокая смертность. Конечно, чаще всего, целенаправленное формирование правосознания заключенных в тюрьмах не предполагается, стремление к европейским стандартам выражено крайне слабо. При этом с заключенными практикуются беседы и занятия по изучению основ права, социалистической идеологии, привития духа коллективизма и общей ответственности. Необходимо учитывать и то, что в Китае в настоящее время сохраняется применение смертной казни, причем, часто она производится публично. Все это свидетельствует о сохранении старых конфуцианских устоев и привнесении социалистических мотивов. На основании анализа практики применения смертной казни в КНР автор делает вывод, что институт исполнения смертной казни в настоящее время остается противоречивым в силу того, что, с одной стороны, в стране идет борьба за сохранение старых традиций и устоев социалистического Китая. Не надо забывать и о том, что и родственники казненного подвергаются общественному осуждению, могут лишиться престижной работы. С другой стороны, сейчас наблюдается стремление китайского общества приблизиться европейским странам, гуманизировать некоторые виды исполнения наказаний. Разрабатывается система микрорайонной реабилитации, вводится режим общественно полезных работ под надзором.