Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития

NovaInfo 56, с.408-410, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

Общение детей с близкими взрослыми характеризуется рядом особенностей. Взрослые общаются с детьми старшего дошкольного возраста на разные темы, с преобладанием общения по поводу ситуативно-бытовых действий и норм социального взаимодействия. Ведущей формой общения детей старшего дошкольного возраста становится внеситуативно-личностное общение.

Ключевые слова

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ, ЗПР, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, СОПРОВОЖДЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ

Текст научной работы

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного развития ребенка дошкольного возраста является социально-коммуникативное развитие. В современной педагогике социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный, многогранный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить

Особое значение проблема социально-коммуникативного развития приобретает в воспитании детей с задержкой психического развития. В работах ряда исследователей - Н. В. Бабкиной, Н. Ю. Боряковой, О. В. Защиринской, Е. А. Завалко, Е. В. Локтевой, Е. С. Слепович, У. В. Ульенковой и др., отмечается, что у дошкольников данной категории снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Кроме того, социально-коммуникативное развитие детей с ЗПР, протекает в условиях сниженной познавательной активности и ограниченном представлении об окружающем мире, что еще больше препятствует их благоприятной социализации, становлению личности.

Для повышения эффективности социально-коммуникативного развития детей с ЗПР необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие – психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС).

Опираясь на наиболее продуктивные теоретико-методологические подходы - системный, личностно-деятельностный, онтогенетический, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида: Модель включает взаимосвязанные компоненты – диагностический, коррекционно-развивающий, консультативно-методический, отличающиеся специально отобранным содержанием и последовательностью реализации на трех этапах: подготовительном, исполнительском, контрольно-обобщающем.

Для каждого компонента модели определены соответствующие содержание, формы и методы ППС, которые направлены на достижение необходимых результатов.

Диагностический компонент содержит проведение начальной, промежуточной и итоговой психолого-педагогической диагностики, направленной на оценку актуального уровня социально-коммуникативного развития дошкольников с ЗПР и определения зоны ближайшего развития.

Коррекционно-развивающий компонент. На основе проведенной психолого-педагогической диагностики осуществляется разработка направлений и содержания коррекционной работы по социально-коммуникативному развитию детей всеми участниками психолого-педагогического сопровождения. Формы и методы определяются в соответствии с закономерностями возрастного развития.

Консультативно-методический компонент включает деятельность по психолого-педагогической поддержке родителей и методической поддержке участников ППС.

На первом - подготовительном этапе психолого-педагогического сопровождения принимают участие воспитатели, педагог-дефектолог, педагог-логопед, психолог. Этот этап включает в себя диагностический и консультативно-методический компоненты. Его задачей является установление контакта со всеми участниками сопровождения, определяется объем работы и последовательность процесса сопровождения..

На втором - исполнительском этапе психолого-педагогического сопровождения принимают участие воспитатели, педагог-дефектолог, педагог-логопед, психолог. Данный этап включает в себя коррекционно-развивающий и консультативно-методический компоненты.

На третьем - обобщающем этапе принимают участие воспитатели, педагог-дефектолог, педагог-логопед, психолог. Здесь осуществляется диагностика результатов и динамики социально-коммуникативного развития детей с ЗПР, выработка рекомендаций, консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми; консультативную помощь семье.

Таким образом, представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения направлена на эффективное повышение социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, что было подтверждено в экспериментальной работе.

Читайте также

Список литературы

  1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. - № 1. – С. 23 – 31.
  2. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб. : Речь, 2004. С. 25-240.
  3. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 2004. – С. 174-289.

Цитировать

Максачук, Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития / Т.П. Максачук. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 408-410. — URL: https://novainfo.ru/article/9050 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться