Анализ кредитоспособности клиента банка

№56-1,

экономические науки

В данной статье говорится о важности оценки кредитоспособности заемщика для прогнозирования своей прибыли и рассматриваются основные способы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка, подробно анализируется оценка финансовой устойчивости заемщика.

Похожие материалы

В современном мире ситуацию на рынке невозможно представить без такой важной составляющей как коммерческий банк. Сегодня банки предоставляют огромное количество услуг, которыми пользуется каждый.

Одним из самых востребованных услуг банка является кредит, но прежде чем выдавать его банк должен оценить его кредитоспособность.

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику [1].

Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка тесно взаимосвязано с процессом планирования доходов и расходов данного учреждения, так как именно от способности заемщика отвечать по своим обязательствам зависит объём получаемой прибыли.

На сегодняшний день существуют несколько способов оценки кредитоспособности клиента банка [2]:

  • оценка менеджмента;
  • оценка финансовой устойчивости клиента;
  • анализ денежного потока;
  • сбор информации о клиенте;
  • наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Рассмотрим подробнее оценку финансовой устойчивости клиента.

Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о финансовых результатах, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.

Выбор финансовых коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Можно выделить пять групп коэффициентов[2]:

I — ликвидности;

II — эффективности, или оборачиваемости;

III — финансового левериджа;

IV — прибыльности;

V — обслуживания долга.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам: КТЛ = Текущие активы / Текущие пассивы.

Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т. е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т. е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным [3].

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (КБЛ) рассчитывается следующим образом: КБЛ = Ликвидные активы / Текущие пассивы.

С помощью коэффициента быстрой ликвидности прогнозируют способность заемщика быстро высвобождать из оборота денежные средства для погашения долга банка в срок.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика. Коэффициенты эффективности рассчитывают так (таблица 1).

Таблица 1. Формулы расчета коэффициентов эффективности.

Оборачиваемость запасов

Название

Формула

Длительность оборота в днях

Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации

Количество оборотов в периоде

Выручка от реализации за период / Средние остатки запасов в периоде

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях

Средние остатки задолженности в периоде / Однодневная выручка от реализации

Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов)

Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде

Оборачиваемость активов

Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде

Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициент финансового левериджа характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных), тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности [3].

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидности представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Формулы расчета коэффициентов нормы прибыли и рентабельности.

Коэффициенты нормы прибыли

Формула

1

Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи

2

Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов) / Выручка от реализации или чистые продажи

3

Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи

Коэффициенты рентабельности

4

Прибыль до уплаты процентов и налогов / Активы или собственный капитал

5

Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Активы или собственный капитал

6

Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов) / Активы или собственный капитал

Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность предприятия.

Таблица 3. Формулы расчета коэффициента нормы прибыли на акцию.

Коэффициенты нормы прибыли на акцию

Название

Формула

Доход на акцию

Дивиденды по простым акциям / Среднее количество простых акций

Дивидендный доход (%)

Годовой дивиденд на одну акцию х 100 / Средняя рыночная цена одной акции

Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа.

Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Формулы их расчета приведены в таблице 4.

Таблица 4. Формулы расчета коэффициентов обслуживания долга.

Коэффициенты обслуживания долга

Название

Формула

Коэффициент покрытия процента

Прибыль за период / Процентные платежи за период

Коэффициент покрытия фиксированных платежей

Прибыль за период / (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным акциям + Прочие фиксированные платежи)

Методика определения числителя коэффициентов покрытия процентов и покрытия фиксированных платежей зависит от того, относятся процентные или фиксированные платежи на себестоимость либо уплачиваются из прибыли [3].

Коэффициенты обслуживания долга особое значение приобретают при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или превышать его. Чем больше прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента.

Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности рассчитывают на основе прогнозных величин на планируемый период, средних остатков по балансам на отчетные даты. Показатели на 1-е число не всегда отражают реальное положение дел. Поэтому в мировой практике используется система коэффициентов, рассчитываемых на основе счета результатов (он содержит отчетные показатели оборотов за период). Исходный оборотный показатель — выручка от реализации.

Для определения кредитоспособности может проводиться более подробный дополнительный анализ, рассчитываться коэффициенты деловой активности, финансовой устойчивости, рентабельности и т.п.

С предприятиями-заемщиками каждого класса банки по-разному строят свои отношения.

Первоклассные заемщики могут рассчитывать на открытие кредитной линии, кредитование по контокоррентному счету, выдачу в разовом порядке бланковых кредитов, — с установлением во всех случаях более низкой кредитной ставки, чем для всех остальных заемщиков.

Кредитование второклассных заемщиков осуществляется в общем порядке, т.е. при наличии соответствующих форм обеспечения. Процентная ставка зависит от вида обеспечения.

Предоставление кредитов третьеклассным заемщикам сопряжено для банка с высоким кредитным риском. В большинстве случаев таким заемщикам стараются кредитов не выдавать. В случае выдачи – особое внимание к обеспечению, и процентная ставка на самом высоком уровне.

Огромные неплатежи в стране были связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике. При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт.

Анализ и оценка кредитоспособности заемщика необходима для того, чтобы решить вопрос о том, стоит ли давать ему кредит и, если да, на каких условиях: сумма, предоставляемая банком, срок, процентная ставка, график выплаты процентов, необходимость залога по нему и тому подобное. Сделав все необходимые расчеты и выводы по ним, коммерческий банк сможет сделать прогноз о том, сколько денежных средств ему необходимо выдать, на сколько денежных единиц ему необходимо создать резерв. Таким образом, оценив кредитоспособность заемщика банк планирует объём кредитования на будущее.

Список литературы

  1. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: научный электронный сайт. URL: http://www.cfin.ru/ (дата обращения 04.11.2016)
  2. Романова Л.Е. Определение кредитоспособности клиентов коммерческого банка с учетом влияния внешних факторов [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 04.11.2016)
  3. Аскарова, А.А. Экономическая эффективность деятельности предприятия [Текст] / А.А. Аскарова, В.И. Юсупов // сборник научных статей, приуроченный к 50-летию образования кафедры "Экономика аграрного производства". Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет, Экономический факультет, Кафедра Экономики аграрного производства. Уфа, 2014. С. 439-442.
  4. Аскарова, А.А. Налоговое планирование на предприятии [Текст] / А.А. Аскарова // Экономические и социальные проблемы развития АПК на рубеже XXI века. Сб. статей к научной конф. сотрудников экономических факультетов, посвященной 70-летию БГАУ. 2000. С. 127-128.
  5. Лукьянова, М. Т. Страхование риска в АПК [Текст] / М. Т. Лукьянова // 50 лет на службе экономической науке. Кликич Л.М., Аскаров А.А., Галиев Р.Р. Сборник научных статей, приуроченный к 50-летию образования кафедры «Экономика аграрного производства». Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский ГАУ, Экономический факультет, Кафедра Экономики аграрного производства. Уфа, 2014. – С. 88-92.
  6. Лукьянова, М. Т. Сущность предпринимательского риска [Текст] / М. Т. Лукьянова, Э. Р. Кипчакбаева // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2012. – С. 150-151.
  7. Зарипова, Г.М. Совершенствование информационных потоков в системе управления организацией средствами логистики / Г.М. Зарипова // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации Материалы международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. С. 40-42.
  8. Зарипова, Г. М. Роль нормы процента в устойчивости экономического равновесия/Г. М Зарипова, Р. И. Муллагирова//Вестник ВЭГУ: Научный журнал. №2 (34). Экономика. -Уфа: Восточный университет, 2008. -С. 36-46.
  9. Зарипова Г.М. Инновационное развитие АПК / Г.М.Зарипова // Инновационному развитию агропромышленного комплекса - Научное обеспечение Министерство международной научно-практической конференции в рамках XXII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс - 2012". Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет", ООО "Башкирская выставочная компания". 2012. С. 105-106.
  10. Зарипова, Г.М. Проверка и оценка результатов обучения / Г.М. Зарипова, Р.Р. Сираева // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы международной научно-методической конференции. – Уфа, 2014. - С. 103-104.
  11. Зарипова Г.М. Японский менеджмент/ Г.М. Зарипова, А.В. Гилязова // Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества (экономика, социология, философия, право) Материалы международной научно-практической конференции. -Саратов,2012. С. 19-20.