Экономическая сущность и управление уровнем рентабельности

NovaInfo 56, с.266-270, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ трактовок понятия рентабельность, дано общее определение, описаны резервы роста рентабельности предприятия, их расчёт, пути повышения и факторы их определяющие.

Ключевые слова

ПРЕДПРИЯТИЕ, РЕЗЕРВ, ПРИБЫЛЬНОСТЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛЬ

Текст научной работы

Для оценки эффективности функционирования хозяйственной деятельности предприятия некоторые авторы предлагают использовать показатели рентабельности. Они представляют собой соотношение показателя прибыли или с предполагаемой суммой дохода, или с величиной затрат, или с объемом авансированного капитала. Показатели рентабельности дают более объективную оценку об эффективности работы предприятия за определенный отчетный период. Они измеряют прибыльность фирмы с различных сторон и объединяются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Прибыльность организации характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютным показателем доходности является сумма прибыли или доходов. А относительным показателем — уровень рентабельности.

В экономической литературе нет единой трактовки понятия рентабельности. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика трактовок понятия рентабельность.

Таблица 1. Сравнительный анализ понятия рентабельности

Авторы

Понятие рентабельности

Абдукаримова И.Т. и Беспалова М.В.

Рентабельность исходит из латинского слова, означающее прибыльность, т.е. долю прибыли по отношению к затратам, вложенному капиталу и т.п.

Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степени использования ресурсов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Рентабельность (от немецкого слова доходный) — эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли.

Савицкая Г.В.

Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса.

Чечевицына Л.Н. и Чечевицын К.В.

Под рентабельностью понимают относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов, рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Эпштейн Д.

Рентабельность является сложной категорией, которая показывает, насколько прибыльна деятельность компании. Чем выше показатели рентабельности, тем успешнее деятельность предприятия.

Таким образом, не существует единого мнения авторов в отношении трактовки рентабельности, т.к. это комплексное понятие, которое применяется в разных направлениях деятельности. Рентабельность отражает, насколько прибыльна деятельность компании.

Управление рентабельности означает обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Любое предприятие стремиться к увеличению рентабельности. Рассмотрим резервы роста рентабельности предприятия.

К основным источникам резервов повышения уровня рентабельности продукции относится увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижения её себестоимости (Р↓С).

Для подсчёта резервов используется формула (1):

Р↑R=Rв — R1= Пв:Зв — П11 =(П1+ Р↑П): ×Сiв) — (П1: З1), (1)

где Р↑R- резерв роста рентабельности; Rв — рентабельность возможная; R1 – рентабельность фактическая; П1, Пв — фактическая и возможная сумма прибыли; (Р↑П) — резерв роста прибыли от реализации продукции; VРПв — возможный объем реализации продукции с учётом выявленных резервов его роста; Сiв — возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учётом выявленных резервов снижения; З1, Зв — соответственно фактическая и возможная сумма затрат по реализованной продукции в отчетном периоде.

Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала рассчитывается в формуле (2).

Р↑Rск= ((БП1+ Р↑БП): (СК1 – Р↓СК+СКд)) × 100 — R1, (2)

где БП — обшая сумма брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов; Р↑БП — резерв увеличения суммы брутто-прибыли; СК1– фактическая среднегодовая сумма совокупного капитала; Р↓СК– резерв сокращения суммы капитала за счёт ускорения его оборачиваемости; СКд — дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли от операционной деятельности.

В таблице 2 представлены пути повышения рентабельности и факторы их определяющие.

Таблица 2. Взаимосвязь путей повышения рентабельности на предприятии и факторов, способствующих их достижению

Пути

Факторы

Обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие.

Структура производства и реализации товаров, цены реализации, оптимизация издержек производства, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер рентабельности.

Обеспечение устойчивого финансового положения промышленного предприятия.

Структура производства и реализации товаров, цены реализации, оптимизация издержек производства, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер рентабельности.

Удовлетворение интересов собственника предприятия.

Рост прибыли предприятия за счёт повышения эффективности и объёма использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов, использование эффекта финансового рычага, размер рентабельности.

Обеспечение социального потребления и социального развития коллектива.

Издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры стимулирующего характера (премии за высокую производительность, прогрессивная шкала начисления зарплаты и т.д.), размер рентабельности.

Все обозначенные пути и факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому важно чтобы все мероприятия, проводимые организацией, при использовании всех её возможностей, способствовали достижению возможных целей его развития.

С учётом данных факторов, определяются и основные направления поиска резервов роста рентабельности продукции, представлены на рисунке (1).

Основные направления поиска резервов роста рентабельности выпускаемых промышленных товаров, производимых предприятиями.
Рисунок 1. Основные направления поиска резервов роста рентабельности выпускаемых промышленных товаров, производимых предприятиями

Таким образом, рассмотрены основные источники резервов повышения уровня рентабельности на предприятии. Руководитель предприятия должен в изменяющихся условиях развития организации выявлять и использовать резервы повышения рентабельности, т.е. принимать правильные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов М.: Инфра-М, 2012. 320 с.
  2. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник. 6-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2012. 416 с.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.
  4. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. — 14-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. 649 с.
  5. Чечевицына Л.Н., Чечевицын К.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 368 с.
  6. Новиков М.А. Резервы роста рентабельности товаров промышленных предприятий // Транспортное дело России. М.: Инфра-М, 2015. №2 (6). С. 8-11.
  7. Саакова Э.Б., Курицын А.В., Барткова Н.Н. Современная интерпретация показателя рентабельности совокупных активов предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. №10. С. 39-46.
  8. Чараева М.В. Основные направления повышения рентабельности промышленных предприятий в России // Вестник пермского университета. Серия: Экономика. Издательство: ПГНИУ (Пермь). 2016. №4. С. 33-39.
  9. Эпштейн Д. Рентабельность сельскохозяйственных предприятий России // АПК: Экономика и управление. 2015. № 8. С. 35–38.

Цитировать

Акбашева, Г.Х. Экономическая сущность и управление уровнем рентабельности / Г.Х. Акбашева, А.И. Кагарманова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 266-270. — URL: https://novainfo.ru/article/9205 (дата обращения: 02.04.2023).

Поделиться