Особенности управления предприятиями общественного питания

№60-1,

Экономические науки

В данной статье рассмотрены особенности управления предприятиями общественного питания. Кроме того, рассмотрена модель управления сферой общественного питания на уровне региона.

Похожие материалы

Общественное питание – это одна из отраслей экономики, предприятия которой различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг [1].

Общественное питание можно отнести к сфере услуг, так как характеристики услуг подходят и под услуги общественного питания, а именно, их неосязаемость, непостоянство качества, неразрывность производства и потребления, несохраняемость и др. Так как общественное питание это сфера услуг, то оно относится к третичному сектору экономики.

Сфера общественного питания отличается от других секторов экономики выполнением трех, неразрывно связанных функций – производство кулинарной продукции, её реализация и организация потребления.

Кроме того, сегодня, общественное питание, как отдельный сегмент рыночной экономики в равной степени решает как экономические, так и социальные задачи. Условия функционирования общественного питания определяют особенности формирования модели управления данным сегментом рыночной экономики региона [2].

Период становления рыночных отношений привел к слабоуправляемому развитию предприятий общественного питания. Начало рыночных реформ изменило форму собственности большинства предприятий общественного питания, и перспективы их развития требуют согласованных отношений с региональными органами управления. На данном этапе произошло перераспределение прав и обязанностей региональных администраций и трансформировал их вертикальные взаимоотношения, с одной стороны, с федеральными органами власти, с другой – с предпринимательскими структурами.

Вместе с тем, потребность в государственном регулировании структуры сети, кадрового обеспечения, контроля за качеством продукции и услуг остается. В этих условиях реальным инструментом объединения интересов региональных органов управления и предприятий общественного питания может стать новый механизм управления их деятельностью [3]. Решение социально-экономических задач, стоящих перед общественным питанием требует различной меры воздействия региональных органов управления с целью поддержания баланса между всеми элементами системы питания региона и обеспечения условий развития предприятий.

Система регионального маркетинга рассматривается как одна из форм совместной хозяйственной деятельности органов управления предприятиями и государственного органа управления регионом, направленная на удовлетворение нужд и потребностей предприятий и населения посредством обмена [1].

Что же касается самого рынка общественного питания, то сфера общественного питания в России до 2012 года развивается достаточно динамично. Так как ресторанный бизнес достаточно сложное и рискованное явление, то и управлять им следует с осторожностью, применяя особые методы и технологии. На данный момент существует огромное количество предприятий общественного питания на рынке и очень тяжело удержаться «на плаву» новому предприятию. Обычно 2–3 года такие предприятия существует и пользуется спросом, но затем наступает кризис, причин этому много.

Во-первых, учредители забывает о том, что предприятие общественного питания – это предприятие оказывающие услуги, и он всегда должен уметь привлечь клиента, его интерьер, оснащение помещений всегда должны быть в идеальном состоянии.

Во-вторых, при найме персонала, следует учитывать возрастную, языковую и психологическую совместимость людей, ведь именно они создают климат в ресторане.

В-третьих, везде и всегда должен быть постоянный контроль, в каждом помещении ресторана, везде должна быть чистота и порядок.

В-четвертых, ресторатор должен быть не только хорошим управленцем, но и знать азы бухгалтерии, ведь чаще всего никто не проверяет бухгалтера, а чаще всего бухгалтерская отчетность делается так, как это удобно главному бухгалтеру.

В-пятых, должен вестись постоянный учет всех расходных материалов на уборку помещений ресторана, чаще всего наблюдается огромный перерасход различных моющих средств [3].

Управление на предприятиях общественного питания достаточно сложный и многогранный процесс. Ресторатор должен быть не только управленцем, но и психологом, бухгалтером, и отличным контролером. Если ресторатор выполняет все эти роли, то управление будет эффективным и предприятие общественного питания долго удержится на плаву.

Таким образом, условия функционирования предприятий общественного питания предполагают высокую степень экономической независимости и, в то же время, – необходимость горизонтальных связей вплоть до образования различных договорных объединений по типу предлагаемой здесь региональной ассоциации общественного питания, единственно возможным средством образования объединений и привлечения в него новых членов является качественная и своевременная информация. В конечном итоге улучшение информационного обеспечения будет способствовать повышению эффективности регионального управления предприятиями общественного питания региона.

Список литературы

  1. Абалкин Л.И. Динамика и противоречия экономического роста [Текст]// Экономист. 2011. - №12. - С.
  2. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. [Текст]// Минск: Новое знание, 2014. -368 с.
  3. Карсекин В.И. Региональные проблемы развития общественного питания. [Текст]// Москва:. 2012. - 199 с.
  4. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
  5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
  6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
  7. ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
  8. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  9. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  10. Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». 2014. С. 263-265.
  11. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
  12. ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РБ Камалова З.Р., Хабибуллин Р.И., Шугаев А.Р., Гарифуллина Э.Ф., Гарифуллина А.Ф., Ягафаров Т.Ч. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2009. № 1. С. 51-57.
  13. ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РБ Камалова З.Р., Хабибуллин Р.И., Шугаев А.Р., Гарифуллина Э.Ф., Гарифуллина А.Ф., Ягафаров Т.Ч. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2009. № 1. С. 51-57.
  14. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 2-4.
  15. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТРУДРОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ Гарифуллина А.Ф., Бахтигареева А.А. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 392-393.
  16. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.