Бенчмаркинг как метод антикризисного управления

NovaInfo 56, с.229-234, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

Нестабильные условия рыночной экономики заключаются в необходимости предприятиям в условиях кризиса разрабатывать и внедрять изменения с минимальным затратами для компании и, при этом, максимальной эффективностью на выходе с помощью различных антикризисных мероприятий. Одним из современных и наиболее эффективных антикризисных мероприятий является бенчмаркинг.

Ключевые слова

ВНЕДРЕНИЕ, ПРОЕКТ, АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, БЕНЧМАРКИНГ, КРИЗИС, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ИЗМЕНЕНИЯ

Текст научной работы

В настоящее время весь мир стремится перейти в постиндустриальное общество, общество, где самой большой ценностью является информация, но глобальный кризис значительно тормозит развитие. Финансовый кризис ударил практически по всем странам, курс валют постоянно меняется, политика нестабильна, настроение в обществе довольно пессимистичное, в большей степени кризис затронул экономическую сферу. Предприятия, в настоящий момент, находятся в шатком положении, многие становятся банкротами. Для того, чтобы успешно пройти через кризис, предприятия сокращают свои издержки, но подобное действие, как правило, вызывает много возмущений у персонала, что сказывается на эффективности работы предприятия. Для того, чтобы справиться с кризисом и сохранить позицию на рынке необходимо применять эффективные методы антикризисного управления. В настоящее время большую популярность набирает бенчмаркинг, как метод эффективного антикризисного управления. В создавшейся ситуации для того чтобы стать преуспевающей компанией, недостаточно только производить продукцию или предоставлять услуги, необходимо делать это лучше конкурентов, с меньшими затратами, используя последние мировые достижения в науке и технике, в организации производства. Практика мирового бизнеса показывает, что для достижения конкурентного преимущества необходимо изучать, знать и использовать опыт своих конкурентов, уже добившихся успехов в различных направлениях деятельности. Всем вышеперечисленным условиям удовлетворяет бенчмаркинг как эффективный метод антикризисного управления предприятием.

Термин "бенчмаркинг" является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Этот термин произошел от слова "benchmark", которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения.

Бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы. На первый взгляд может показаться, что, речь идет о старом методе предприятия и, не только, они всегда подвергались шпионажу, их деятельность анализировалась и изучалась, лучшее использовалось. Однако на рубеже 70-х гг. некоторые предприятия начали развивать теорию, в основу которой положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Концепция и методы, фирм которые они разработали, позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.

Польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей. Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

В качестве объекта исследования была выбрана компания «М.видео».

ПАО «М.видео» - крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России. «М.видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года. Данная компания действует в рамках установленных ценностей, клиент и максимальное удовлетворение его потребностей – является приоритетной задачей организации. В ноябре 2007 года ПАО «М.Видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями компании идет на крупнейшей российской биржевой площадке – Московской Бирже.

В ходе анализа предприятия было выявлено, что компания успешно развивается, но, тем не менее, кризис все-таки оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности компании. С целью снижения воздействия негативных кризисных явлений необходимо активно проводить антикризисные мероприятия.

В ходе анализа деятельности магазина №464, расположенного в г.о. Тольятти Самарской области, было выявлено, что продавцы-консультанты в данном магазине не полностью удовлетворяют потребности клиентов в предоставляемом качестве обслуживания покупателей в торговом зале. Качество обслуживания – один из наиболее значимых показателей любой компании. Если покупатель удовлетворен, существует высокая вероятность, что он вернется в понравившийся магазин – в чем и заинтересовано предприятие.

Для выявления причин неудовлетворенности покупателей было проведено научное исследование методом анкетирования.

В результате анкетирования посетителей магазина, были выявлены следующие данные (таблица 1):

Таблица 1. Результаты опроса

Варианты ответа

Оценка, %

Удовлетворенность обслуживанием

Да

76

Нет

24

Пришлось ли ожидать, пока консультант освободится

Да

68

Нет

32

Время ожидания консультанта

Менее 5 минут

36

5-10 минут

23

10-15 минут

26

Более 15 минут

15

Все показатели превышают нормальное значение и указывают на то, что необходимо предпринять меры по повышению качества обслуживания и, прежде всего, необходимо выяснить причину подобного результата.

В результате анализа было выявлено, что время, проводимое продавцом в торговом зале, расходуется неэффективно, для выявления причин, была проанализирована организационная структура предприятия и работа в торговом зале.

Выделим основные проблемы с учетом действующей организационной структурой и ответов покупателей на анкету: существующая система малоэффективна, поскольку клиенты передвигаются по залу между разными секциями, и им требуется консультация по разным группам товара, а консультант изучает технику только своей секции и не может дать клиенту полный ответ на его вопрос. Либо ответ продавца будет носить субъективное мнение, которое может быть ошибочным, так как оно не будет основываться на достоверных знаниях. Зачастую приходится искать продавца нужной секции, что значительно сокращает эффективность работы и снижает имидж, как продавца, так и компании в целом. Более того, все это занимает большое количество времени.

При работе с юридическими лицами возникают большие затруднения в плане того, что клиенту приходится сотрудничать с несколькими специалистами. Работа сотрудников не отлажена, так как они находятся в разных местах, и одним клиентом занимается несколько специалистов. Следовательно, возникающие проблемы клиента решаются с большими затруднениями и отнимают большое количество времени. Аналогичные проблемы есть и у клиентов, сделавших свой заказ через интернет: обслуживание, оплата и получение товара происходит в разных местах и у разных специалистов.

Старший кассир и секретарь часто занимаются ведением совместной документации, что приводит к частым ошибкам или погрешностям.

Некоторые должности дублируют друг друга в различных секциях, что неэффективно, так как в таком случае компания несет лишние затраты на оплату труда сотрудников, работа которых не приносит прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в компании не эффективная организационная структура.

Правильно подобранная организационная структура позволит предприятию работать эффективнее, избегать лишних затрат и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Для повышения эффективности работы магазина, необходимо модернизировать существующую организационную структуру, выполнить данные изменения можно с помощью бенчмаркинга.

Так как, компания «М.видео» занимает лидирующие позиции на российском рынке, было принято решение обратиться к опыту зарубежных компаний. На данный момент зарубежные компании определяют приоритет деятельности на интернет-продажи, поэтому круг выбора компаний, успешных непосредственно в розничных продажах, значительно сужается.

В качестве оппонента была выбрана компания «Best Buy».

«Best Buy» — американская компания, владеющая крупной сетью магазинов бытовой электроники и сопутствующих товаров. Входит в Fortune 1000, крупнейший ритейлер потребительской бытовой электроники на рынке США и Канады (около 17 % рынка). Компания имеет более 1000 магазинов в США, Канаде и Китае.

Журнал Business Week присвоил «Best Buy» 43-е место в списке самых инновационных компаний мира за модель развития сети магазинов. «Best Buy» придерживается концепции ориентирования на покупателя, поэтому нередко магазины направлены на определённую целевую аудиторию. «Best Buy» имеет ряд собственных брендов электроники и торговых марок, включая Insignia, Geek Squad, Dynex, Future Shop и другие.

Таким образом, успешная американская компания «Best Buy» по всем параметрам и критериям походит в качестве оппонента по бенчмаркингу для российской компании «М.Видео».

В компании «Best Buy» организационная структура построена по принципу выделения функциональных подразделений. С помощью данного метода компания избегает дублирования должностей, повышает эффективность работы сотрудника, позволяет ему экономить время. В отличие от работы консультантов компании «М.Видео», здесь покупатель контактирует только с одним продавцом, что значительно повышает уровень доверия покупателя к продавцу, и, соответственно, более склоняет потенциального клиента к покупке. Установление доверительных отношений с продавцом также ориентирует покупателя на долгосрочные связи, так, если этот же покупатель вернется в магазин, он будет искать именно этого продавца, который так доходчиво и понятно рассказал про предыдущую покупку, от которой покупатель остался доволен. Такие долгосрочные связи приводят покупателей в понравившийся магазин снова и снова, также универсальность всех продавцов и знание ими всех категорий товаров оказывает значительное влияние на мнение потребителей о продавце, как о профессионале своего дела.

Организационная структура «Best Buy» отличается от структуры «М.Видео» не только методом построения связей, но и эффективностью. Структура «Best Buy» позволяет компании на рынке в конкурентных условиях работать эффективнее компаний-конкурентов. При использовании функциональной организационной структуры значительно повышается эффективность работы компании, исключается дублирование должностей, упрощается работа специалистов, сокращается время на обслуживание одного клиента.

Замена линейной организационной структуры на функциональную позволит компании «М.видео» решить проблемы, которые существуют в организации на данный момент. При разработке проекта, основанного на методе бенчмаркинга, следует уделить особое внимание адаптации проекта под специфику функционирования предприятия. Следует учесть особенности внешней рыночной среды, и только после всестороннего анализа и корректировки проекта под конкретное предприятие, его можно внедрять. Только так можно обеспечить эффективность проекта, разработанного на основе бенчмаркинга.

Бенчмаркинг является эффективным инструментом развития предприятия. Ровняясь на примеры успешных компаний, руководитель организации применяет методы и приемы, которые привели компанию-оппонента на высокие позиции на рынке, но не стоит забывать о том, что важно проводить полный анализ проекта перед его внедрением, так как условия внешней среды быстро меняются и требуют от компании значительной гибкости и умения адаптироваться. Только так компания сможет добиться успеха в своей деятельности.

Таким образом, бенчмаркинг является одним из эффективных мероприятий антикризисного управления, но при этом необходимо правильно выбирать компанию-оппонента, а также учитывать особенности деятельности предприятий и условия внешней среды.

Читайте также

Список литературы

  1. Хайниш, С. В. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями / С. В. Хайниш, Э. Т. Климова ; [под общ. ред. Ю. С. Емельянова] ; Междунар. науч.-исслед. ин-т проблем упр., Междунар. центр упр. и инвестиц. консультирования. - М.: Едиториал УРСС. - 2013. – С. 134-136.
  2. Емельянов, Ю. Бенчмаркинг как инструмент быстрого «перехвата» инноваций / Ю. Емельянов, С. Хайниш // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 6. – С. 105-118.
  3. Гераськина, И. Н. Формирование инновационной активности предприятий региона на принципах синергетического бенчмаркинга / И. Н. Гераськина, Т. И. Шерстобитова // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 14 . – С. 16–21.
  4. Корпоративное управление [Электронный ресурс] // Официальный корпоративный сайт компании «М.видео» 06.12.2016. URL: http://invest.mvideo.ru/ (дата обращения: 06.12.2016)
  5. Корпоративная информация [Электронный ресурс] // Официальный корпоративный сайт компании «Best Buy» 2016. URL: https://corporate.bestbuy.com (дата обращения: 06.12.2016)

Цитировать

Звонарёва, Н.Э. Бенчмаркинг как метод антикризисного управления / Н.Э. Звонарёва, Ю.В. Маенова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 229-234. — URL: https://novainfo.ru/article/9271 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться