Губернаторский отчет: переход от экономгеографических описаний к унифицированному представлению статистических данных (по материалам западной Сибири и степного края XIX — начало XX в.)

№56-3,

исторические науки и археология

В статье раскрывается переход от экономгеографических описаний к унифицированному представлению статистических данных посредством губернаторского отчета. Определены проблемы и сложности по формированию статистических данных для отчета. Проанализирован эволюция форм и причины этого. Сделан вывод о том, что губернаторский отчет - форма учета представляющая собой текущее статистическое наблюдение, результатом которого являлась отчетность. Его особенностью являлось массовое планомерное систематическое, научно организованное наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключалось в сборе и регистрации отдельных признаков по каждой единице совокупности.

Похожие материалы

По мере формирования и развития административно-государственных статистических учреждений представители центральных органов власти, статистической науки и региона неоднократно поднимали вопрос о формах статистических обследований. Принципиально важной стороной являлось наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте. Это включало этапы сбора статистической информации и ее первичную обработку, сведение и группировку результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщение и анализ полученных данных. В одной из работ статистиков второй половины XIX в. отмечалось, что «государственная потребность в единых статистических данных неизмеримо высока». К тому же теоретико-методологические наработки в статистике как науке и практике обследований способствовали развитию качественно нового подхода к проблемам формирования статистических сведений.

Период оформления форм статистического учета напрямую был взаимосвязан с организацией статистических учреждений и определением направлений их деятельности. Правительственные круги отмечали значимость и важность данного вопроса еще в первой половине XIX в., поскольку понимали, что от этого зависит достоверность статистического материала, который после формирования его губернскими и областными статистическими комитетами, а впоследствии переданный в ЦСК, являлся инструментом управления всей вертикали власти.

Статистическими службами осуществлялся поиск оптимальных форм формирования статистических сведений. Существенное влияние на этот процесс оказали экономические, социальные и политические факторы развития государства в целом и регионов в частности. Достижения статистической науки и практики ко второй половине XIX в. Позволяли целостно подходить к разработке данной проблемы. К тому же возрастали потребности в оперативном формировании и представлении статистических сведений, являющихся итоговым материалом о вверенной территории.

Большая часть формируемых статистических сведений по региону сосредотачивались у начальников губерний и областей. Для сбора и приведения в порядок статистического материала они действовали посредством статистических служб, где статистические комитеты выступали передаточным звеном между региональной и центральной властью в вопросе предоставления статистических данных. В документе, определяющим роль и значимость статистических данных, а вместе с тем и деятельность региональных центров статистического учета, отмечалось, что «начальник губернии наблюдал за исправностью их содержания и имел всегда самые точные и подробные сведения о состоянии губернии во всех отношениях, которые в последствии представлял во всеподданнейших отчетах – как годовую статистику губернии».

В соответствии с Положением «О статистических комитетах», были определены места, которые служили источниками статистических сведений, которыми являлись «разные учреждения в городах, селениях, статистический материал которых был важен для общественного управления». Сбор и обработка сведений были на основании существующих правил и лежали на статистических комитетах как региональных центрах статистического учета, консолидирующих административно-территориальную статистическую сеть.

Вопрос об упорядочении и систематизации статистических данных, поступающих из губерний и областей в МВД, назревал долгие годы. Этому способствовали как объективные факторы, которые проявлялись в необходимости наличия системно сгруппированного статистического материала для управленческих нужд, отдаленности губерний и областей, так и субъективные – неточность и несвоевременность в предоставлении требуемых сведений или вовсе их отсутствие, а также кадровая и финансовая обеспеченность статистических учреждений.

Форма губернаторского отчета определена в отдельный вид по причине законченного предоставления ежегодного статистического материала. Годовой отчет представлял собой систему, формуляр его складывался в течение всей первой половины и развивался во второй половине XIX в. Результатом этой формы работы являлись завершенные таблицы. Табличная форма представления статистических сведений была самой распространенной формой статистического учета. Определение разделов было вызвано реальной действительностью, поскольку они охватывали все сферы жизни и деятельности регионов. До определения табличных форм высылаемый статистический материал из губерний и областей по структуре не был унифицирован, что существенно сказывалось на его достоверности, а также невозможности системного использования в практических целях. Фактически с 1804 г. губернаторы обязаны были регулярно предоставлять статистические данные о вверенной им территории, но по факту, вплоть до конца 50-х гг. XIX в., предоставляемые сведения не имели системно-унифицированной формы. С созданием Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в 1852 г. были разработаны и утверждены статистические разделы, определяющие губернский статистический отчет. Они охватывали такие объекты статистических обследований, как «Местность», «Население», «Образование и нравственность», «Хозяйство и промышленность», «Действия управления». Все статистические сведения содержались в 77 таблицах, которые охватывали все стороны жизнедеятельности региона.

Данные формы губернаторской отчетности являлись прецедентом в формировании сгруппированных статистических данных по всей империи. Они были нацелены на бесперебойное функционирование статистической системы, в первую очередь, региональной. Именно деятельность региональных статистических служб призвана была обеспечивать административные структуры качественным статистическим материалом. В областях Степного края процесс формирования статистических сведений под непосредственным контролем статистических комитетов начался позже. Так, циркуляр на имя начальника Акмолинской области о формировании статистических сведений по области в соответствии с разработанными формулярами поступил только в 1865 г. Табличные формы статистического учета способствовали системному накоплению и представлению статистических данных. Весь учет по представленным формам осуществлялся под непосредственным контролем статистических комитетов, в сборе были задействованы непременные, действительные и почетные члены комитета, а также представители административно-территориальной статистической сети. Структура губернаторского отчета была следующей.

Раздел «Местность» включал в себя 4 таблицы. Статистический материал по этим формулярам поступал единовременно из губернской чертежной, городской думы, местного епархиального начальства, духовных консисторий, удельных контор, местного начальства отдельного ведомства. В данный раздел вменялось включать «объяснение географического положения губернии, уездов, климата, почв земли, гор, рек, озер, а рудники, каменоломни и соляные озера показывали особым примечанием число десятин ими занимаемых». Раздел представлял собой географическое описание региона. Для формирования сведений от вышеопределенных структур им рассылались бланки за подписью секретаря статистического комитета, в которых указывались срок предоставления и объем информации. Работа по данному разделу была менее продолжительной, нежели по последующим. Чаще всего данный раздел дублировал ранее предоставленные сведения с незначительными корректировками.

Раздел «Население» был самым объемным как по количеству формуляров, так и по количеству формируемого материала. Он состоял из 40

таблиц. Формируемый статистический материал был всесторонним и обширным, что требовало групповой систематизации и обобщения. Здесь требовались сведения по большему числу показателей, которые сосредотачивались в городских полициях, земских судах и становых приставах. Для обобщения и дополнения сформированных данных к губернскому отчету привлекались ревизские сказки, в которых содержались сведения об обывателях, инородцах и их положении. Формирование статистического материала, касающегося воинских чинов, временноотпускных было возложено на губернское правление. Более полная статистическая информация по сословиям сосредотачивалась в городовых обывательских книгах (о городских обывателях), бархатной книге (о первостатейном купечестве) и ведомстве пахотных солдат. Сведения по военным поселениям отражались в особо прилагаемых таблицах. Неопределенные в статистических формах социальные категории населения, вносились в представленный формуляр произвольно. Статистические сведения о духовенстве находились у епархиального начальника и в местных духовных правлениях. Сведения о числе родившихся и умерших сосредотачивались в ведомствах по вероисповеданиям и метрических книгах, о воинских чинах – в книгах, которые велись полковыми священниками. Статистические сведения по данному разделу охватывали широкий круг вопросов, что приводило нередко к неполному, а порой к необъективному представлению запрашиваемых статистических сведений. Процесс сбора сведений затягивался и длительно обременялся перепиской. Так, при формировании сведений к губернаторскому отчету по Тобольской губернии за 1862 г., согласно делопроизводственной документации статистического комитета, сведения о числе родившихся и умерших запрашивались несколько раз. Данные случаи были не редкостью и отмечались в деятельности всех комитетов. Не исключением были запросы окружных исправников о заполнении статистических форм за отчетный период или невозможности сообщить сведения. Так, Барнаульским окружным исправником на имя секретаря Томского статистического комитета при подготовке отчета за 1891 г. был составлен рапорт с указанием на невозможность предоставить запрашиваемые сведения по определенным статистическим формам в силу их отсутствия. В отчете секретаря Семипалатинского статистического комитета Н. Я. Коншина за 1899 г. отмечалось несвоевременное предоставление статистических сведений по вопросу населения от уездных начальников. К формированию сведений в данный раздел привлекались практически все действовавшие учреждения и ведомства региона. Основываясь на анализе делопроизводственных документах, отметим, что у секретарей статистических комитетов длительной была переписка с уездным и волостным начальством по вопросам организации обследований, заполнения переписных листов и их представлению. Анализируя содержание отчетов по годам, приходим к выводу, что комитеты порой не только несвоевременно предоставляли их, но и в содержательной части данного раздела ряд показателей оставался незаполненным. В большинстве случаев это приводило к переписке с центральными ведомствами с целью уточнения или конкретизации данных.

Раздел «Образование и нравственность» формировался из 12 таблиц. Статистическая информация поступала из ведомств Народного просвещения (гимназии, пансионы, училища), военного (школы военных кантонистов, училища), духовного (семинарии, училища, приходы), удельного ведомства государственных имуществ и Министерства внутренних дел. По вопросам нравственности сведения поступали от городских и земских полиций, земских судов и становых приставов. Большая часть статистического материала содержалась у начальника губернии и в губернском правлении. Отдельные вопросы, касающиеся казенных долгов, сосредотачивались в казенных палатах и приказах общественного призрения.

Статистические сведения по губерниям и областям о занятиях населения, сельском хозяйстве, промышленности включались в обобщенный раздел «Хозяйство и промышленность», который состоял из 12 таблиц. Материалы по данному разделу формировались административно-территориальной статистической сетью. Сведения по сезонным работам вносили по истечении периода деятельности. В отдельных случаях требовалось подробное описание промысла, если целые уезды или волости занимались одним ремеслом или промышленностью (выделка овчины, кожи, изготовление сапог, деревянной посуды и др.). Так, в Тобольской губернии к отчету за 1885 г. были собраны сведения по данным волостных правлений и отдельных корреспондентов и систематизированы К. М. Голодниковым. Данные группировались по округам (Тобольский, Тюменский, Туринский, Ялуторовский, Курганский, Ишимский, Тарский, Тюкалинский, Березовский, Сургутский), а внутри них в соответствии с классификацией выделялись: «промысла обрабатывающие, добывающие промыслы, лесной промысел». Позднее данные сведения предоставлялись самостоятельно в обобщенном виде. Что касается торговых свидетельств и билетов, выдаваемых на право торговли, то информация об их числе и роде находилась в уездных казначействах, а в последствии в казенных палатах, городских думах или ратушах, которым уездное казначейство отсылало списки купцов по гильдиям, торгующих мещан и крестьян по родам и приказчиков по классам. Сведения о числе несостоятельных купцов, которые передавались в правление, находились в коммерческих судах и ратушах. Заполненные формуляры поступали в статистические комитеты и приводились в единообразный порядок. Анализируя переписку секретарей статистических комитетов с ведомствами, представляющими сведения, отметим, что нередкими были случаи «несоответствующего заполнения», что заключалось в «указании неверных цифр или их отсутствии». Данное обстоятельство побуждало статистические комитеты к очередному запросу сведений от административных структур, располагающих ими.

Завершающим разделом годовой губернской отчетности был раздел «Действия управления», который включал в себя 9 таблиц. Предоставляемый материал включал информацию о числе служащих чиновников, почетных гражданах, действующих приютов, хлебных запасах губернии, о капиталах для народного продовольствия, почтовых станциях и о числе магазинов. Информацию по этим вопросам в систематизированной форме предоставляли: казенная палата, городская полиция, комиссия народного продовольствия, уездные казначейства и городские думы. Предложенные формуляры губернаторского отчета в первый же год отразили многочисленные проблемы и сложности в формировании и предоставлении систематизированного статистического материала. В 1857 г. на имя начальников Томской и Тобольской губерний поступили письма о «необходимости предоставления статистических сведений за истекшие 1854-1856 гг.». В письме отмечалось, что «губернский статистический комитет подавал сведения за 1853, 1854, 1855 гг., но ЦСК не имел никакой возможности сделать из полученных статистических данных выводы, не только по всем, но даже по главнейшим статистическим предметам, заключающимся в формах».

Вместе с тем, статистические обследования губерний и областей по предложенным формулярам продолжались до 1857 г. Основными проблемами, с которыми сталкивались на местах при формировании сведений, были неясность и противоречивость таблиц, а также сложность в подведении итогов. Со стороны министерства основным пояснением в отчетной документации было указание на «небрежность и несвоевременность в сообщении первоначальных данных». Чтобы упорядочить и систематизировать работу статистических учреждений и наладить своевременное предоставление сведений по регионам, статистическим комитетом МВД были скорректированы формы статистической отчетности. Министерские чиновники пошли по пути их сокращения и упрощения. В результате в декабре 1857 г. был издан Циркуляр за № 162, который закреплял 13 новых форм для годовых отчетов.

Представленные формуляры полноценно охватывали все сферы провинции. С целью недопущения дублирования статистических сведений в 1858 г. Были отменены таблицы «О числе населенных местностей» и «Сведения о посеве и сборе хлебов и картофеля». Взамен таблицы «Сведения о числе выданных торговых свидетельств» вводилась новая большая таблица «Составление полного алфавитного указателя всех населенных местностей в губерний». В результате статистическая отчетность губернаторов, начиная с 1859 г., подавалась по одиннадцати таблицам вместо тринадцати. Эта корректировка позволила окончательно сформировать механизм и формы сбора статистического материала по региону и обеспечить инструктивно-методической документацией региональные власти. Данные формы, которые содержались в Обзорах, оставались практически неизменными до 1912 г. Сведения по губерниям и областям в качестве приложения к губернаторским отчетам собирались с периодичностью один раз в пять лет и ежегодно. Один раз в пять лет в приложение включались данные о численности населения в городах и уездах с делением по полу; сословию и вероисповеданию; о количестве скота; о землевладении; о количестве зданий и др. Ежегодно в отчет включались сведения о посеве и урожае хлеба; о количестве промышленных предприятий, сумме производства и числе рабочих; о естественном движении населения; о количестве учебных заведений и статистике преступности.

Таким образом, губернаторский отчет как форма учета представлял собой текущее статистическое наблюдение, результатом которого являлась отчетность. Данная форма учета представляла собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности всех хозяйствующих структур и их элементов за отчетный период. Его особенностью являлось массовое планомерное систематическое, научно организованное наблюдение за явлениями и процессами социально- экономической жизни, которое заключалось в сборе и регистрации отдельных признаков по каждой единице совокупности. В финансовом обеспечении дополнительного финансирования не требовалось, поскольку вся работа являлась функциональной частью действующих статистических учреждений.

Список литературы

  1. Ободовский А. Г. Теория статистики в настоящем состоянии, с присовокуплением краткой истории статистики. СПб., 1839.
  2. Милютин Д. А.. Критическое исследование значения военной географии и военной статистики. СПб., Воен. тип., 1846.
  3. Надеждин Н. И. Объем и порядок обозрения народного богатства, составляющего предмет хозяйственной статистики. СПб., 1845.
  4. Журавский Д. П. Об источниках и употреблении статистических сведений. Соч. Д.П. Журавский. Киев, тип. И. Вальнера, 1846.
  5. Каблуков Н. А. Курс статистики. М., 1911.
  6. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 37.
  7. Скопа В. А. История организации и деятельности региональной сети статистических служб Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. // Вестник ТГПУ. Вып.9 (99). Томск, 201. С.33-39.
  8. Вернадский И. Задачи статистики // Журнал министерства народного просвещения. 1852. май.
  9. Бертильон Ж. Курс административной статистики М., 1897. С. 227.
  10. Скопа В. А. История статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX – начале XX века: монография. Барнаул, 2015.
  11. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 21.
  12. Скопа В. А. Томская губернская статистика и общественные организации во второй половине XIX – начале XX веков: к постановке проблемы // Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые науч. чтен. памяти проф. А.П. Бородавкина: сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Скубневского, Ю.М. Гончарова. Барнаул: «АзБука», 2005. С. 48-50.
  13. Литвак Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации. М., 1979.
  14. Скопа В. А. Формы и методы статистической работы на территории Алтайского округа в конце XIX-начале XX веков // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). Белово: Беловский полиграфист, 2006 - Ч. 3. С. 398-401
  15. Вернадский И. В. Исторический очерк практической статистики. М., 1855.
  16. Блинов И. А. Губернаторы: историко-юридический очерк. СПб., 1905.
  17. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 86–156.
  18. Государственный архив в г. Тобольске Ф. 417. Оп. 1. Д. 697. Л. 251–286.
  19. Губернаторские отчеты Томской губернии за 1868–1870 гг. Томск, 1868–1870.
  20. Скопа В. А. История статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX – начале XX века: монография. Барнаул, 2015.
  21. ЦГА РК Ф. 393. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.
  22. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 88–90.
  23. Государственный архив в г. Тобольске Ф. 417. Оп. 1. Д. 448. Л. 92–94.
  24. Скопа В. А. К проблеме инструкционного руководства по заполнению переписных форм (по материалам статистических обследований Томской губернии в конце XIX – начале XX вв.) // Документ как социокультурный феномен. Томск, 2010. С.274-277.
  25. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 90–97.
  26. ГАТО Ф. 3. Оп. 6. Д. 14. Л. 32.
  27. Государственный архив в г. Тобольске Ф. 417. Оп. 1. Д. 538. Л. 109–111.
  28. Государственный архив в г. Тобольске Ф. 417. Оп. 1. Д. 605. Л. 48–49.
  29. Скопа В. А. История Томского губернского статистического комитета как центра региональной статистики в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: гуманитарные науки (История, Археология, Этнография). Томск, 2007. № 3 (66). С. 125-131.
  30. Отчеты Томского статистического комитета за 1881, 1885, 1886, 1889; Отчеты Акмолинского статистического комитета за 1890, 1904, 1907.
  31. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 130–142.
  32. ГАТО Ф. 196. Оп. 1. Д. 115. Л. 42.
  33. ГАТО Ф. 234. Оп. 1. Д. 2. Л. 147–156.
  34. Скопа В. А. Инструктивно-методическое обеспечение статистических кампаний по материалам Западной Сибири и Степного края второй половины XIX – начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. – 2014 - №6. (http://www.science-education.ru/120-16124).
  35. Государственный архив в г. Тобольске Ф. 417. Оп. 1. Д. 679. Л. 74.
  36. Скалозубов Н. Л. Опыт обзора крестьянских промыслов Тобольской губернии. Тобольск, 1895. С. 2–4.
  37. Скопа В. А. Экономгеографические описания в XVIII-первой половине XIX в. как ранняя форма статистических обследований // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – 2 (www.science-education.ru/129-22160).
  38. ГАТО Ф. 196. Оп. 1. Д. 115. Л. 46.
  39. Сборник циркуляров и распоряжений Министерства внутренних дел, относящихся до господ губернаторов, вице-губернаторов, советников губернских правлений, канцелярий господ губернаторов, губернских типографий, строительных и врачебных отделений с 1858 по 1894 г / сост. В. П. Урусов. М., 1894.