Государственная поддержка студентов

№56-3,

экономические науки

В статье рассматриваются современные формы государственной политики России и других стран, направленной на поддержку студентов, представлены результаты ее влияния на сферы общественной жизни.

Похожие материалы

В Российской Федерации образование провозглашено приоритетной областью, а данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показали, что подавляющее большинство россиян считает высшее образование залогом успешной карьеры и достижения жизненных целей (76%) [1]. Чтобы понять, почему именно эта сфера ведущая, какова роль студентов в жизни страны и как государство поддерживает молодежь в профессиональной реализации, необходимо рассмотреть проводимую им политику.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3].

Согласно определению, высшее образование – яркий пример социально значимого блага, потребление которого представляет общественный интерес. Оно имеет совместный характер потребления, обладает положительным внешним эффектом и предоставляется государственными, общественными и частными структурами.

По данным Федеральной службы государственной статистики в России на 2015 год насчитывается 7461,3 тыс. студентов [4]. Студенты, как правило, не участвуют в производстве товаров и услуг, не имеют собственных материальных средств к существованию, и поэтому нуждаются в социальной защите и поддержке.

Цель государственной политики – создание фундамента для социально-экономического и духовного развития страны. Ввиду этого государство формирует условия для получения образования всеми гражданами, оказывает содействие лицам, проявившим выдающиеся способности в научной деятельности, и осуществляет финансовое обеспечение лиц, нуждающихся в поддержке в период обучения.

Программа поддержки студентов – инструмент государственного регулирования, обеспечивающий достижение поставленной цели.

Первая форма поддержки – стипендиальные выплаты, подразделяющиеся на академические, социальные, именные и стипендии Президента РФ и Правительства РФ. Нормированные стипендии выплачиваются в установленные сроки, причем их выплата производится при выполнении определенных условий, будь то успешно закрытая сессия, наличие необходимого основания (документа) или активная научная деятельность. Особенностью реализации данного метода зарубежными странами, такими как Германия и Франция, является «индивидуальное» финансирование, которое осуществляется с учетом доходов отдельной семьи [2].

Государственная материальная помощь является следующей формой поддержки студентов. Она нерегулярна и выплачивается в связи с затруднительным финансовым положением, или частично компенсирует затраты студентов на участие в различных конкурсах.

Третья форма – выдача грантов талантливым студентам на воплощение общественно полезных проектов. Фонды, выдающие гранты, существуют в США, Франции, Бельгии и других странах, их деятельность направлена на поддержку молодежной инициативы.

Возможность студентов взять кредит на льготных условиях является четвертой формой государственной поддержки. Как правило, при этом часть ставки рефинансирования субсидируется государством. В Китае и Канаде государство оплачивает половину процентов по студенческому кредиту [2].

Последствия от реализации программ поддержки студентов распространяются на сферы жизни общества.

Положительный эффект для государства заключается в обеспечении высококвалифицированными кадрами приоритетных направлений технического развития. В экономике страны, рассматривающей образование как фактор производства, происходит увеличение совокупного богатства. Домохозяйства, ориентированные на минимизацию расходов, получают финансовое послабление. Повышение образовательного уровня способствует снижению уровня преступности и количества люмпенизированного населения, что ослабляет социальную напряженность.

Образование – гарант стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а государственная поддержка студентов, являясь стимулирующим фактором для молодежи, обладает особой значимостью.

Список литературы

  1. На юристов и экономистов учится весь мир // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=10716
  2. Образовательная политика зарубежных стран // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2006/03/104573.shtml
  3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943
  4. Численность студентов высших учебных заведений по регионам РФ // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi