Организация маркетинговой деятельности в учреждениях УИС

№69-1,

экономические науки

В данной статье автор раскрывает особенности маркетинговой деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системе.

Похожие материалы

Уголовно-исполнительная система России долгое время была закрытой для общественности. Да и сами учреждения, исполняющие уголовные наказания, еще десять лет назад вызывали настороженное, а иногда и просто негативное отношение населения.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 14 октября 2010 года возникла необходимость в разработке новой Концепции, определяющей идеологию взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний со средствами массовой информации, которые являются одним из основных инструментов рublic relations.

Уголовно-исполнительная система России долгое время была закрытой для общественности. Да и сами учреждения, исполняющие уголовные наказания, еще десять лет назад вызывали настороженное, а иногда и просто негативное отношение населения.

В момент перехода в Минюст России пенитенциарная система находилась в очень сложном положении. Материальная база многих объектов и сооружений, инженерно-технических средств охраны, связи и вооружения и т. д. в течение многих лет не обновлялась и не поддерживалась на должном уровне, находилась в крайне изношенном и запущенном состоянии. Ситуация усугублялась хроническим недофинансированием. В течение целого ряда лет УИС обеспечивалась средствами из государственного бюджета в размерах, не превышающих 60 % ее реальных потребностей, а по некоторым статьям расходов, например на медицинское обеспечение осужденных, — в объемах не более 20 %. В течение трех месяцев, предшествующих передаче уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции Российской Федерации, на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания, средства вообще не поступали.

В условиях формирования открытого демократического гражданского общества и правового государства острой проблемой становится формирование имиджа УИС, изменение отношения российского социума к деятельности пенитенциарных организаций. Связи с общественностью сегодня также являются основой совершенствования деятельности исправительных учреждений, способствуют наиболее полной реализации целей уголовного наказания.

В соответствии с законодательными документами общественные объединения должны оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, а также участвовать в исправлении осужденных.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 14 октября 2010 года возникла необходимость в разработке новой Концепции, определяющей идеологию взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний со средствами массовой информации, которые являются одним из основных инструментов рublic relations. Сотрудничество в данной области уголовно-исполнительной системой ведется более 15 лет, но системный характер так и не приобрело.

Реализация рublic relations в уголовно-исполнительной системе ограничивается взаимодействием руководителей структурных подразделений ФСИН России, территориальных органов, образовательных учреждений ФСИН России лишь с несколькими участниками PR — общественными и религиозными объединениями, пресс-службами. Но и это взаимодействие зачастую не соответствует современным требованиям из-за уже обозначенных выше причин. Проведя анализ данного направления, можно заметить, что пресса мало внимания уделяет формированию информационных предлогов для освещения деятельности, прежде всего, руководителей территориальных органов и образовательных учреждений.

Еще одним важным направлением является отсутствие осведомленности населения о принимаемых в подразделениях УИС мерах, относительно решения ряда имеющихся проблем, а также не всегда адекватная реакция руководителей региональных подразделений на конструктивную критику СМИ и правозащитных организаций.

В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Они носят негосударственный, сугубо добровольный характер, их участие в управлении государством подчиняется действующим законам и собственным уставным положениям. Они не допускают жесткой регламентации со стороны государственных и правительственных структур, обладают должной автономией и независимость.

Также осужденные имеют право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные формирования, в том числе и международные. В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают содействие в работе свыше 150 благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций. Они принимают участие в нравственном, правовом, трудовом, физическом воспитании осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содействуют повышению их образовательного и профессионального уровня.

Основными направлениями содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, являются правовое просвещение осужденных и сотрудников, оказание им юридической, социальной, психологической, медицинской, материальной помощи, а также помощи в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания. Ряд общественных организаций содействует также организации трудовой занятости осужденных, их досуга, в получении образования, участвует в духовно-нравственном, правовом, физическом и культурном воспитании и развитии.

С целью быстрейшей социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы неправительственные организации оказывают помощь осужденным в восстановлении, поддержании и развитии социально-полезных связей, подготовке к освобождению, решению вопросов трудового и бытового устройства, медицинского и социального обеспечения.

Представители общественных формирований участвуют в работе комиссий по вопросам помилования, созданных в соответствии с Указом Президента РФ № 1500 в субъектах Российской Федерации. Наряду с предварительным рассмотрением ходатайств о помиловании осужденных и подготовкой материалов по ним комиссии осуществляют общественный контроль за условиями содержания осужденных.

В исправительных учреждениях УИС России построено 343 храма (часовни, домовые церкви). Из них 324 — Русской Православной Церкви, 3 домовые церкви евангелистских христиан-баптистов, костел Римско-католической церкви, 10 мечетей и 5 буддийских дуганов. Возводятся еще 75 культовых сооружений. Там, где нет возможности построить капитальные здания, действуют 628 молитвенных комнат, за всеми учреждениями закреплены священнослужители для пастырских посещений. Создано около 1000 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 40 тысяч верующих осужденных (5,5% от среднесписочной численности). В большинстве регионов организованы 262 воскресные школы (библейские курсы), где проходят религиозное и духовное обучение около 9 тыс. осужденных

В решении проблем православного просвещения в местах лишения свободы участвуют и общественные организации: Общероссийское общественное движение "Россия Православная", Общество милосердия в тюрьмах "Вера, Надежда, Любовь", Российское Библейское общество, общественная просветительская организация "Древо добра".

Деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание осужденных, оказание им гуманитарной помощи и социальную реабилитацию освободившихся из мест лишения свободы, проводят в установленном порядке и другие традиционные для России религиозные конфессии. Так, Федерацией еврейских общин России осуществляется реализация программ по религиозной поддержке, социальной защите осужденных иудейского вероисповедания, а также оказание им благотворительной помощи. Председатель союза муфтиев России Шейх Равиль Гайнутдин по просьбе осужденных мусульман регулярно направляет в исправительные учреждения и следственные изоляторы Москвы и Московской области представителей попечительского совета Московской соборной мечети для встреч с указанной категорией лиц Болтков С. Российский опыт привлечения общественности к помощи заключенным и их последующей адаптации

Пиар в уголовно-исполнительной системе находится в зачаточном состоянии. Необходимо оптимизировать данное направление маркетинговой деятельности, расширить инструменты связей с общественностью для повышения информированности населения о деятельности УИС, чтобы добиться объективности в этом аспекте.

Нехватка бюджетного финансирования и коррупция при заключении контрактов на изготовление продукции в системе исправительных учреждений заставили руководство ФСИН кардинально пересмотреть экономическую составляющую работы пенитенциарного ведомства. В связи с этим появилась острая необходимость оптимизации производственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Так, с 1 июня 2014 года был создан Торговый дом ФСИН, который курирует данное направление деятельности российских колоний.

Одна из основных задач — борьба с коррупцией при заключении прямых контрактов представителей колонии с коммерческими организациями. Торговый дом устраняет необходимость прямого контакта между начальниками колоний и коммерсантами, следовательно, риск недобросовестных договоренностей снижается до нуля.

Торговый дом располагается в Москве и имеет пять филиалов в регионах — во Владимирской, Ростовской, Саратовской областях, Красноярском крае и Приморье. Управление строго вертикально, то есть все филиалы подчиняются и согласовывают деятельность с Москвой.

Благодаря Сбербанку, с которым заключено партнерское соглашение, ФСИН имеет в распоряжении все его торговые площадки плюс его банковскую площадку.

Маркетинг в уголовно-исполнительной системе в лице маркетинговой службы является своеобразным мозговым центром — на основании поступающей информации формируется производственная, научно-исследовательская, сбытовая, кадровая, финансовая политика учреждения.

Список литературы

  1. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №8.С. 2-7.
  2. Газета "Коммерсантъ" №127 от 23.07.2014, стр. 4
  3. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 329 с
  4. Диссертация на тему: «Управление маркетинговой деятельностью уголовно-исполнительной системы». Автор – Сергеев С.Б. Москва 2000.