Продовольственная безопасность в учреждениях уголовно-исполнительной системы

№69-1,

экономические науки

В данной статье автор рассматривает особенности продовольственной безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Похожие материалы

Являясь «подсистемой» в системе экономической безопасности, продовольственная безопасность одновременно имеет собственное содержание и иерархическую структуру.

Большинство трактовок национальной продовольственной безопасности содержат указания на следующие моменты:

  1. достаточное предложение продовольствия на внутреннем рынке, включая импорт;
  2. эффективный платежеспособный спрос и адекватные распределение и потребление продовольствия;
  3. стабильность национальной «продовольственной системы», минимизирующей влияние различного рода эндогенных и экзогенных колебаний на ситуацию на внутреннем продовольственном рынке.

Конкретизация указанных выше моментов применительно к УИС дает следующий перечень элементов и параметров продовольственной безопасности:

  1. способность соответствующих подразделений УИС производить, обеспечивать снабжение и хранение продовольственной продукции в объемах, необходимых для удовлетворения рациональных (научно обоснованных) потребностей арестованных, осужденных и сотрудников УИС;
  2. равенство всех социальных групп «внутри» УИС, в том числе по регионам в потреблении минимально достаточного в количественном отношении, сбалансированного по ассортименту набора продовольственных товаров, отвечающего принятым стандартам питательности и качества;
  3. максимальная автономность и экономическая самостоятельность подсистемы обеспечения продовольственной безопасности УИС, уменьшающая ее уязвимость по отношению к колебаниям рынка и другому внешнему неблагоприятному давлению («продовольственная независимость»);
  4. надежность» как способность подсистемы обеспечения продовольственной безопасности УИС минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием арестованных, осужденных и работников УИС всех без исключения регионов страны, то есть обеспечивать их бесперебойное снабжение продуктами питания в соответствии с установленными законами нормами потребления при нестабильности текущего производства и закупок продовольственных товаров, и в целом — конъюнктуры продовольственного рынка ;
  5. устойчивость», означающая, что подсистема обеспечения продовольственной безопасности УИС развивается в режиме сбалансированности всех процессов, гарантирующих как минимум поддержание достигнутого уровня. При этом в качестве так называемой подсистемы обеспечения продовольственной безопасности УИС можно понимать единство: субъектов подсистемы (тех, от которых зависит уровень продовольственной безопасности) — подразделений в составе УИС (в том числе представляющих определенные отрасли и подотрасли), объектов инфраструктуры, участвующих в производстве и снабжении УИС (прежде всего исправительных учреждений) продовольствием; объектов подсистемы (тех, которые испытывают на себе негативные проявления угроз продовольственной безопасности) — потребителей продовольственных товаров (спецконтингента и сотрудников УИС); механизмов регулирования процессов производства и распределения продовольствия (административных и экономических).

Состояние собственно подсистемы обеспечения продовольственной безопасности УИС с позиций комплекса критериальных показателей может оцениваться следующим образом.

«Физическую доступность» следует характеризовать совокупными ресурсами продовольствия собственного (внутрисистемного) производства и покупаемых на стороне (на «свободном» рынке, в том числе с использованием специальных схем приобретения), что окончательно выражается в показателях потребления продуктов питания всеми группами лиц «внутри» УИС.

«Экономическая доступность» может определяться составом и объемами продовольственных товаров, приобретаемых лицами, входящими в структуру УИС при сложившемся уровне цен, доходов, социальных пособий и льгот (с учетом наличных ресурсов подсобных хозяйств работников УИС). В некоторой степени экономическая доступность отражает распределение наличных ресурсов продовольствия между группами лиц, относящимися к УИС, и по региональному признаку.

«Независимость» рекомендуется оценивать ролью закупок продовольствия в формировании продовольственных ресурсов УИС. Проблема продовольственного самообеспечения УИС имеет особое значение по следующим причинам.

Во-первых, развитие собственного производства и переработки способствует рациональному использованию имеющихся в распоряжении исправительных учреждений экономических ресурсов и экономии бюджетных средств.

Во-вторых, увеличивается занятость арестованных, осужденных и ускоряется процесс их последующей ресоциализации.

И, в-третьих, поддержка со стороны ведомственных агропромышленных формирований нередко оказывается значимым фактором развития сельских населенных пунктов и предотвращения их деградации.

Однако сущность продовольственной безопасности заключается не столько в самообеспеченности продовольствием, которая может сильно различаться по регионам и исправительным учреждениям, сколько в способности государства и руководства УИС обеспечить своим работникам, а также осужденным достойный уровень потребления продовольственных товаров, используя все имеющиеся в распоряжении производственные, финансовые ресурсы, политические и иные возможности. Угрозу продовольственной безопасности представляет не закупка продуктов питания сама по себе, а возможные последствия резкого сокращения наличия этих товаров на рынке или их ощутимого удорожания. Необходимо рассматривать все факторы продовольственной независимости, подразумевающей не только самообеспечение продовольствием, но и ресурсами, требующимися для его производства. Так, в странах ЕС, несмотря на высокий уровень самообеспечения агропродукцией, фиксируется значительная зависимость от импорта некоторых видов производственных ресурсов, поставки которых очень чувствительны к колебаниям внешнеэкономических условий.

«Устойчивость» подсистемы обеспечения продовольственной безопасности УИС может оцениваться с позиций сбалансированности потоков продовольствия и ресурсов для его производства, последовательного роста технического и технологического уровня агропромышленного производства и показателей его эффективности.

В настоящее время можно отметить следующие возможные угрозы продовольственной безопасности УИС:

  • ухудшение качественного состава арестованных и осужденных, выражающееся в увеличении доли лиц, отбывающих наказание за тяжкие преступления и слабо мотивированных к труду, концентрация их в определенных исправительных учреждениях;
  • сокращение количества исправительных учреждений, что может негативно сказаться на реализации возможностей использования положительного потенциала географических и природно-климатических условий их размещения, приводить к закрытию уже действующих сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, разрыву налаженных хозяйственных связей и разрушению действующих производственных систем, ликвидации «опеки» исправительных учреждений над сельскими населенными пунктами с последующим обострением социальных проблем на местном уровне (например, росту уровня безработицы), а для производственного сектора УИС — к потере квалифицированных местных кадров;
  • сокращение персонала исправительных учреждений, вследствие чего могут увольняться специалисты, значимые для обеспечения продовольственной безопасности УИС.

К положительно сказывающимся на продовольственной безопасности УИС процессам можно отнести следующие:

  • смягчение мер наказания к лицам за преступления небольшой и средней тяжести, внедрение в практику наказаний, альтернативных лишению свободы;
  • планируемое увеличение количества колоний-поселений, что может способствовать росту профессиональной квалификации осужденных, занятых в агропромышленном производстве УИС, и увеличению показателей эффективности их деятельности (основные из которых — рост объемов производства и снижение себестоимости продукции);
  • укрупнение исправительных учреждений, в связи, с чем появляются дополнительные возможности для улучшения организации или увеличения размеров агропромышленных формирований, более выраженному проявлению положительного эффекта масштабов производства.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ "Уголовно-исполнительный кодекс российской федерации"
  2. Приказ ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы"
  3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
  4. Новожилова Ж.С. Оптимизация продовольственного самообеспечения в уголовно-исполнительной системе : практ. рек. – Рязань : Академия ФСИН России, 2012. – Кн. 65. – 20 с.