Совершенствование системы качества на основе проведения внутренних аудитов

№57-1,

технические науки

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы качества. Обоснована значимость проведения внутренних аудитов. Показана роль внутренних аудитов в улучшении системы качества, изготавливаемой продукции и оказываемых услуг.

Похожие материалы

Качество продукции или услуги, его постоянное улучшение всегда признается наиболее значимым показателем эффективности деятельности любой организации и является одной из ее стратегических целей. При этом, понятие «качество» не имеет однозначной трактовки, так, в международных стандартах ИСО 9000 оно определяется как степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. В ряде других источников качество трактуется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Таким образом, мы видим, что вне зависимости от того какое определение имеет термин «качество», его смысл сводится к тому, чтобы продукция или услуга соответствовали определенным требованиям и в полной мере удовлетворяли конечного потребителя.

Для непрерывного улучшения качества продукции или оказываемых услуг необходимо постоянно заниматься совершенствованием системы качества. Она, несомненно, является залогом успешного развития и дает возможность организации оставаться конкурентоспособной, а совершенствование системы является одним из инструментов убеждения заказчика в том, что производитель соблюдает требования, предъявляемые к реализуемой продукции или оказываемой услуге.

Одним из инструментов совершенствования системы качества является проведение внутренних проверок – аудитов. В ходе данной проверки выявляются основные отклонения и несоответствия, а также потенциальные направления для улучшения. Весьма важно проанализировать процессы принятия управленческих решений на всех этапах деятельности организации.

Внутренний аудит представляет собой систему организационных и практических мероприятий, непосредственной целью которых является обеспечение постоянного контроля системы качества, посредством привлечения для этого работников организации. Это независимый, проводимый на постоянной основе документированный процесс получения результатов и их объективного оценивания. Одна из основных целей этого процесса заключается в определении степени соответствия системы качества требованиям стандарта ИСО 9001 и нормативным документам организации.

В процессе проведения внутреннего аудита наибольший акцент следует сделать на:

  1. соответствие процессов, связанных с производством и контролем продукции на соответствие требованиям национальных стандартов и стандартов организации;
  2. выявление свидетельств соответствия и, что более важно, не несоответствия системы качества, а также ее отдельных элементов требованиям отраслевых и международных стандартов на системы менеджмента;
  3. выполнение, оценку эффективности и результативности корректирующих и предупреждающих мероприятий по итогам предшествующих проверок.

По итогам внутреннего аудита разрабатывают и воплощают в жизнь план корректирующих и предупреждающих действий применительно к каждому отклонению или несоответствию. Ответственным за его составление и реализацию назначается руководитель того структурного подразделения организации, где было выявлено несоответствие. После того, как был разработан план, ответственное лицо согласовывает его с начальником службы качества, после чего проводится реализация и контроль выполнения плана.

При составлении плана корректирующих и предупреждающих действий необходимо выявить первопричины несоответствий и отклонений. Одной из вероятных причин несоответствий может являться неактуальная или некорректная документация. Поэтому важным элементом в улучшении системы качества является постоянный пересмотр и актуализация документации организации, которая так или иначе влияет на качество продукции или услуг.

Последним этапом необходимо провести повторный внутренний аудит, на котором проверяется выполнение всех замечаний. На этом шаге, как раз реализуется цикл PDCA ‒ модель непрерывного улучшения процессов. Так во время внутреннего аудита проверяется выполнение и результат предыдущих замечаний, потом снова проверяется деятельность той или иной организационной единицы и снова (при необходимости) составляется план корректирующих и предупреждающих действий. Таким образом и происходит постоянное улучшение системы качества.

В итоге, следует отметить, что совершенствование системы качества это непрерывный поиск новых путей оценки деятельности организации, в результате чего может быть достигнуто значительное улучшение работы всех структурных подразделений, на которые распространяется система качества.

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 01.11.2015. – М.: Стандартинформ, 2015. – 48 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 01.11.2015. – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.
  3. Губарев А.В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества: монография /А.В. Губарев – М: Горячая линия – Телеком. – 2013 c.
  4. Губарев А.В. Совершенствование системы менеджмента качества организации на основе улучшения ее информационного обеспечения: Автореф. дис. канд. техн. наук. – Брянск, 2010. – 20 с.
  5. Управление качеством: Учебник / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 532 с.
  6. Управление качеством: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организа¬ции» /Джеймс Р. Эванс; пер. с англ, под ред. Э.М. Коротко¬ва; предисловие Э.М. Короткова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.