Рынок или рыночная экономика подразумевает собой упорядоченную систему, документированную собственность, свободу выбора и конкуренции, а также ограничение роли государства на управлении различных сфер хозяйственной деятельности.
Современный рынок позволяет людям получить право собственности на имущество, что в свою очередь гарантирует стабильность и невмешательство других лиц в вашу экономическую свободу. Так же рынок может предложить не только обмен капитальных товаров и собственностей в системе свободных цен, но и такое динамично развивающееся явление в современном обществе, как рынок услуг.
Рынок услуг это древнее явление, которое неразрывно связано с появлением обмена и движением денег, включающих в себя и круг услуг оказываемых населению. Постепенное усиление значения рынка услуг положительно влияло (и влияет) на развитие не только рынка в целом, но и является одной из особенностей развития современного общества.
В настоящее время к сфере услуг относится широкий круг видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение личных потребностей населения (услуги населению) и нужд производства (производственное потребление услуг), а также потребностей общества в целом. В качестве субъектов этого рынка выступают предприятия и организации различных форм собственности, позволяющие использовать свободу рынка, выбирая наилучшие варианты. Организации могут отличаться не только собственником, но и организационно-правовыми нормами; они могут производить или потреблять услуги, поставлять сырье, товары, материально-техническое оснащение и т.д.
Объем, удельный вес и структура услуг в общем ВВП государства позволяет судить о уровне развития экономики в целом. Весомую долю в данном секторе рынка занимают частные организации и предприятия. Однако роль государственных предприятий и государства, как потребителя и продавца некоторых услуг (образование, здравоохранение, оборона и т.д.), достаточно велика.
Формирование российского рынка услуг можно отнести к 90-м годам XX века, так как происходил процесс реформ и приватизации. До того времени деятельность рынка жестко регулировалась государством, которое являлось основным поставщиком товаров и услуг. В настоящее время в руках государства полностью или частично остается небольшой ряд сервисной деятельности, такой как: жилищно-коммунальные услуги, железнодорожный транспорт, почта/телеграф/домашний телефон, образование, здравоохранение, оборонная и военная промышленность и значительная часть социокультурных услуг. По состоянию, на 2009 год в РФ, оказание услуг в материальной и нематериальной сферах, обеспечивало порядка 59 % от ВВП страны. Численность же занятых в этой сфере постоянно растет и к 2009 году ее показатель в России достиг – 67%, в США – 77%, в Японии – 67%, в странах G8 – не ниже 70% от числа всех работающих. Предоставленный выше список оказываемых услуг государством населению, так же как и платные услуги (бытовые, услуги транспорта, жилищно-коммунальные, услуги связи, туристические, услуги учреждений культурного и развлекательного сектора, услуги физической культуры и спорта, медицинские и ветеринарные, услуги правового характера и услуги банков, услуги в системе образования, услуги торговли, рынков и общественного питания, страховые и охранные, услуги рекламы.), определяет правовой статус этого сегмента и указывает на необходимость соответствия услуги ее целевому назначению, т.е. на выполнение установленных функций.
Динамика развития и рыночных преобразований в различных сферах отлична друг от друга. Ввиду значительной доли государственных предприятий в определенных частях рынка, процесс преобразования имеет ряд ограничений и специфических условий. Однако, в целом, рынок переживает бурное развитие, это связано с растущей конкуренцией, стремлением фирм повысить свои доходы и усложнением материального производства.
Следует отметить, что значительную роль в формировании структурно – функциональной специфики рынка услуг играет региональный аспект. Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. По причине отсутствия стратегического управления региональными системами сдерживается не только рост экономики, но так же это влияет на качество жизни и обособление регионов. Так, анализируя официальные данные государственной статистики за 2009 год, следует отметить, что объем потребления большинства видов услуг в Свердловской области близок к средним значениям по России и УрФО. Однако, нужно выделить, что доля потребления коммунальных услуг превышает среднее значение по стране на 4-5 %, в сфере же оказании транспортных услуг населению, показатель потребления в Свердловской области, напротив, ниже на 5%, а в Челябинской области – на 6%.
Такие структурные особенности региона обусловлены несколькими причинами:
- В сфере коммунальных услуг объясняется монополизмом коммунальных организаций, затратной системой тарифного регулирования, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности, постоянное падение качества оказываемых услуг и рост тарифов, что вместе и не позволяет эффективно оказывать конечную услугу, приводя к постоянному увеличению расходов населения на услуги коммунального хозяйства.
- В сфере транспортного обслуживания, а в частности Свердловская и Челябинская области, главная, сдерживающая развитие, проблема - это устаревший транспортный парк (Более 40% транспортных средств в Свердловской области, и 50% в Челябинской области, подлежит списанию) и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Значительное увеличение парка личных автомобилей приводит к еще большему уменьшению потребности в общественном транспорте. К 2012 году, по количеству автомобилей на душу населения, Челябинская область занимает 30-е место по России, а УрФО – второе среди округов.
Как нам кажется, местные рынки в России должны развиваться следующим образом:
- Особенности местного самоуправления проявляются в различии уровней экономического развития, социального обеспечения, территориальных размеров и географического положения муниципальных образований, являющихся объектами муниципального управления.
- Органы муниципального управления должны уделять большее внимание поддержке технических предприятий, занимающихся производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг и соответственно выступают наиболее стабильным источником средств.
- Целью муниципальной экономической политики, осуществляемой посредством муниципального управления, является обеспечение местного сообщества необходимым объемом услуг на основе имеющихся ресурсов.
Рынок услуг, как динамично развивающееся явление в современном обществе должен быть непосредственно связан с воспроизводством человеческой жизни и способствовать созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил разных и отдельных регионов. Ведь цель предприятий сферы сервиса – конкурентоспособность и прибыль, достигнуть которые можно благодаря высокому качеству организации услуг и доведение ее до потребителя.
Подводя конечный итог вышесказанному, следует отметить, что рынок услуг будет и дальше развиваться и на пути производства, и при получении услуги потребителем.
Российский же рынок формирует специфическую структуру конечного потребления. Он характеризуется неоднородностью и наличием структурных диспропорций в регионах. Это связано с незрелостью рыночных и социально-экономических механизмов функционирования и трансформации сферы услуг в целом, а также ее специфическими особенностями объектов данной сферы, позволяющих удовлетворять потребности конечного потребителя. На всем пространстве Российской Федерации должен функционировать единый рынок, основным принципом которого, должны быть свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями; свободное движение товаров, услуг и капитала по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок разных форм собственности.