Анализ источников финансирования социальных программ в разрезе развития кадрового потенциала предприятия

NovaInfo 57, с.292-296, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В современных условиях хозяйствования все больше предприятий обращают внимание на социальное развитие персонала, тем не менее, так как данное направление развития персонала является относительно новым для отечественной предпринимательской практики, многие экономические субъекты сталкиваются с проблемой финансирования данного направления.Основной проблемой финансирования социальных программ отечественных предприятий является, как правило, недостаток собственных средств. Для решения данной проблемы предприятия могут привлекать заемные средства. Наиболее применимым способами являются создание инвестиционных проектов для социального развития персонала, либо привлечение заемных средств путем банковского кредитования.

Ключевые слова

КАДРЫ, ПЕРСОНАЛ, КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования все больше предприятий обращают внимание на социальное развитие персонала, тем не менее, так как данное направление развития персонала является относительно новым для отечественной предпринимательской практики, многие экономические субъекты сталкиваются с проблемой финансирования данного направления.

Расходы на социальное развитие работников являются неотъемлемой составляющей операционных расходов предприятия. Для большинства отечественных предприятий, удельный вес расходов на социальные нужды не превышает 5-15% операционных расходов. В любом случае работодатели должны решить главную задачу - за счет каких средств будут обеспечиваться расходы на социальные нужды работников.

Двумя основными источниками финансирования социальных расходов является фонд оплаты труда и прибыль предприятия, получения последнего не гарантируется, особенно с учетом экономических проблем.

Решение первой задачи связано с другой, не менее важной, - из какого источника выгоднее обеспечивать социальное развитие работников. Тратя средства на социальные нужды работников, предприятия прежде всего стремятся получить максимальный социально-экономический эффект от этих затрат, поэтому важно знать, какому источнику финансирования необходимо отдать предпочтение, чтобы оптимизировать расходы на социальную защиту и избежать лишних затрат.

В общем, можно выделить 4 основных источника финансирования социальных программ на предприятии:

  1. Фонд оплаты труда;
  2. Налогооблагаемая прибыль;
  3. Прибыль после налогообложения;
  4. Специально созданный фонд (подобные фонды, как правило, создаются за счет прибыли после налогообложения и выплаты дивидендов, поэтому разделение 3 и 4 источника является достаточно условным).

Первым источником финансирования социальных программ является фонд оплаты труда. Тем не менее, отнесение определенных социальных расходов в фонд оплаты труда означает для предприятий уменьшение налогооблагаемой прибыли, за счет увеличения себестоимости продукции или услуг предприятия.

Подобная ситуация противоречит интересам предпринимателей, так как в рыночных условиях невозможно достичь успеха при высокой себестоимости выпускаемых товаров или услуг.

Кроме того, на расходы, относящиеся к фонду оплаты труда, начисляются налоги и сборы. Чрезмерное увеличение расходов сокращает налогооблагаемую прибыль, негативно влияет на интересы государства и чистая прибыль, снижение которого негативно сказывается на деятельности предприятия [4, c. 207]. Поэтому и субъекты хозяйствования, и государство заинтересованы в оптимальном распределении социальных расходов. Именно поэтому фонд оплаты труда не является оптимальным источником финансирования социальных программ.

Особенностью социальных расходов является двузначность возможности отнесения их к фонду оплаты труда.

Главным условием отнесения расходов на социальную защиту работников в фонд оплаты труда является возможность их персонификации. Только расходы, которые имеют индивидуальный характер и размер которых можно определить для конкретного работника, законодательство позволяет относить в фонд оплаты труда как расходы на оплату труда. Расходы, размер которых нельзя определить персонифицировано, в фонд оплаты труда не относятся, однако могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, если это предусмотрено законодательством.

Далее представим основные группы социальных расходов предприятия и отнесение их к фонду оплаты труда:

Возможно отнести к фонду оплаты труда:

  1. Расходы в размере страховых взносов предприятий в пользу работников, связанных с добровольным страхованием
  2. Оплата или дотации на питание работников
  3. Оплата за содержание детей работников в дошкольных учреждениях
  4. Стоимость путевок работникам и членам их семей на лечение и отдых
  5. Стоимость проездных билетов, которые персонально распределяются между работниками
  6. Выплаты, носящие индивидуальный характер (оплата квартиры и наемного жилья)

Невозможно отнести к фонду оплаты труда:

  1. Взносы предприятий по договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников и членов их семей
  2. Единовременное пособие работникам, уходящим на пенсию, согласно действующему законодательству и коллективным договорам
  3. Надбавки и доплаты к государственным пенсиям работающим пенсионерам
  4. Расходы на платное обучение работников и членов их семей, не связанное с производственной необходимостью, согласно договору между предприятием и учебным заведением
  5. Стоимость выданной согласно действующим нормам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств
  6. Стоимость приобретенных предприятием проездных билетов, которые персонально не распределяются между работниками
  7. Расходы на перевозку работников к месту работы как собственным, так и арендованным транспортом
  8. Стоимость подарков к праздникам и билетов на зрелищные мероприятия для детей работников
  9. Расходы на подготовку и переподготовку кадров
  10. Расходы на проведение культурно-образовательных и оздоровительных мероприятий и содержание общественных служб
  11. Стоимость жилья, переданного в собственность работникам
  12. Расходы предприятий на оплату услуг по лечению работников, предоставленных учреждениями здравоохранения
  13. Расходы предприятия на уплату единого социального взноса технике безопасности, совершенные в соответствии с законодательством

Расходы на социальную защиту работников занимают особое место в системе расходов предприятия, они стоят на пересечении социальных и экономических интересов работников, работодателей и государства. Каждый субъект заинтересован в получении максимальной выгоды для себя:

  • работники - разнообразных социальных услуг и льгот от предприятия с минимальной оплатой с их стороны;
  • работодатели - социально-экономического эффекта от осуществления социальных расходов, прежде всего стимулирования труда персонала;
  • государство - в оптимизации расходов на социальную защиту за счет перераспределения ответственности между субъектами хозяйствования, работниками и законодательно уполномоченными органами [1, c. 199].

Государством стимулируются меры социального характера, позволяющие субъектам хозяйствования увеличивать расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, а соответственно и уменьшать налог на прибыль. Однако увеличение социальных расходов, которые можно относить в фонд оплаты труда, не всегда уместно.

Тем не менее, существуют ситуации, когда предприятие не имеет возможности финансирования собственных социальных программ за счет собственных средств, тогда могут быть привлечены заемные средства.

Как правило, привлечение заемных средств для финансирования социальных программ развития персонала предприятия рассматривается в качестве инвестиционных проектов. Подобная позиция может быть аргументирована тем, что грамотно разработанные и эффективно выполненные социальные программы существенно влияют на качество труда персонала предприятия, вследствие чего растет финансовая отдача и возрастает прибыль предприятия. Тем не менее, на сегодняшний день, внутренние инвесторы пока неохотно финансируют проекты социального развития персонала, так как подобная практика для нашей страны довольно нова, а нестабильная экономическая ситуация в стране делает подобные проекты высоко рискованными.

Эффективность расходов на социальную защиту работников зависит от многих факторов: выбранной кадровой и социальной политики, стимулирования со стороны государства, структуры затрат, их учета, а также безусловно от источника финансирования. Государством на законодательном уровне стимулируются определенные виды социальных услуг и льгот, однако чрезмерное увеличение расходов негативно влияет на конечный финансовый результат. Преобладающим источником финансирования является прибыль при ее наличии, оптимальным же вариантом обеспечения социальных гарантий работников является распределение ответственности между государством, предприятиями и самими работниками.

Основной проблемой финансирования социальных программ отечественных предприятий является, как правило, недостаток собственных средств. Для решения данной проблемы предприятия могут привлекать заемные средства. Наиболее применимым способами являются создание инвестиционных проектов для социального развития персонала, либо привлечение заемных средств путем банковского кредитования. Тем не менее, оба из этих способов требуют высокой эффективности и отдачи от применяемых социальных программ, так как низкая эффективность применяемых на предприятии социальных программ не сможет обеспечить надлежащего уровня роста производительности труда, и соответственно, расходы на привлечение средств не будут покрываться, что будет не выгодно для предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Владимирова Л.П. Экономика труда [Текст]: учебное пособие / Л.П. Владимирова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2012. - 300 с.
  2. Комаров, Е. И. Методологический инструментарий современного социального управления [Электронный ресурс] : Учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров; Под ред. профессора Е. И. Комарова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 316 с.
  3. Компенсационный менеджмент: управление вознаграждением работников: учебное пособие / Р. И. Акмаева, Н. Ш. Епифанова. - С-Пб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. - 391 с.
  4. Радько С.Г. Теоретические основы управления трудовым потенциалом: Учеб. пособ. / Радько С.Г. - СПб.: «Просвещение», 2013. - 318 с
  5. Управление персоналом организации [Текст]: учеб. / Ред. А.Я. Кибанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра - М, 2014. - 640 с.
  6. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 263 с.
  7. Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 660 с.

Цитировать

Базанова, Т.В. Анализ источников финансирования социальных программ в разрезе развития кадрового потенциала предприятия / Т.В. Базанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 292-296. — URL: https://novainfo.ru/article/9758 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться