Согласно Бюджетному Кодексу РФ, межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. [1] Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление. Складываться они могут на основе разных принципов в зависимости от типа государственного устройства. Чем больше страна, тем актуальнее задача сбалансированности бюджетных интересов центра и территорий.
Межбюджетные отношения зависят от бюджетной системы страны, которая представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Принято выделять федеративные и унитарные бюджетные системы. Унитарная бюджетная система предполагает высокий уровень централизации бюджетных средств, взаимодействие федерального и местных бюджетов происходит напрямую, местные бюджеты наделены ограниченными полномочиями. Федеративная бюджетная система выделяет три уровня бюджета – федеральный бюджет, бюджет субъектов и местные бюджеты. Каждый из участников федеративной бюджетной системы наделен определенным уровнем самостоятельности, при этом соблюдается единство общегосударственных интересов.
Характер межбюджетных отношений проявляется на основе бюджетного федерализма - системы управления публичными финансами, основанной на разграничении между различными уровнями власти бюджетных полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. [2]
Выделяют два типа моделей бюджетного федерализма: децентрализованный и кооперативный. Особенности децентрализованной модели заключаются в том, что региональные и местные власти обладают большой самостоятельностью, им предоставлены широкие налоговые полномочия. Дисбаланс между бюджетами регионов сглаживаются только с помощью целевых трансфертов нуждающейся категории населения. К странам с децентрализованной системой бюджетного федерализма относятся такие федеративные государства как Австралия, США, Канада и унитарные – Япония и Великобритания. Кооперативная модель подразумевает сотрудничество центра и субъектов в рамках федеративного устройства. Действует идея «многообразия в единстве». Такая модель свойственна странам Европы.
Согласно ч.1 ст.1 Конституции России, Российская Федерация является федеративным государством. В соответствии с п.3 ст.5 Конституции федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. [3] Таким образом, принцип бюджетного федерализма закреплен в Российской Федерации законодательно. Каждый из 85 субъектов Российской Федерации имеет свои экономические, социально-культурные и климатические особенности. Соответственно каждый субъект имеет различный уровень доходов, поэтому перед государством стоит задача попытаться выровнять эти различия, чтобы достичь одинакового уровня социально-экономического развития регионов. Достичь сбалансированности можно с помощью движения финансовых потоков. Выделяют вертикальное и горизонтальное выравнивание. Горизонтальное выравнивание представляет собой пропорциональное распределение налогов между регионами, учет различий между доходами населения. Вертикальное выравнивание подразумевает собой соотнесение расходных обязательств регионов с их доходами, компенсируя дисбаланс с помощью межбюджетных трансфертов.
Важную роль в межбюджетных отношениях играют межбюджетные трансферты – средства, которые предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджеты субъектов в РФ могут принимать следующие формы:
- Дотации
- Субсидии
- Субвенции
- Иные межбюджетные трансферты
Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются межбюджетные трансферты, аналогичные федеральному уровню. Трансферты перечисляются ежемесячно. Можно выделить два вида трансферов: общие (дотации) и целевые (субсидии и субвенции). Если субсидии и субвенции были использованы не по назначению или не были использованы в установленные сроки, то они подлежат возврату. Распределение межбюджетных трансфертов по районам Санкт-Петербурга представлено в таблице 1 (см. Табл.1):
Таблица 1. Объемы межбюджетных трансфертов местных бюджетам по районам Санкт-Петербурга за 2014 и 2015 гг., тыс. руб. [5]
Наименование района |
ИТОГО финансовая помощь |
Дотации |
Субсидии |
Субвенции |
||||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
Адмиралтейский |
47 451,5 |
60 467,3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9 857,6 |
47 451,5 |
50 609,7 |
Василеостровский |
45 214 |
48 032,3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
45 214 |
48 032,3 |
Выборгский |
172 410 |
169 404,6 |
90 259,2 |
77 392,5 |
0,00 |
0,00 |
82 150,8 |
92 012,1 |
Калининский |
95 627,7 |
161 329,4 |
0,00 |
0,00 |
7 960 |
60 500,2 |
87 667,7 |
100 829,2 |
Кировский |
72 314,7 |
79 776,2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
72 314,7 |
79 776,2 |
Красногвардейский |
57 337,2 |
62 496,4 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
57 337,2 |
62 496,4 |
Красносельский |
172 089,6 |
197 711,8 |
89 620,9 |
102 899,6 |
0,00 |
0,00 |
82 468,7 |
94 812,2 |
Московский |
77 845,1 |
84 106,9 |
0,00 |
0,00 |
25 000 |
25 000 |
52 845,1 |
59 106,9 |
Невский |
165 372,8 |
149 958,3 |
0,00 |
0,00 |
63 042,6 |
37 619,5 |
102 330,2 |
112 338,9 |
Петроградский |
125 028,2 |
193 374,2 |
0,00 |
0,00 |
49 761,4 |
87 949,2 |
75 266,8 |
105 424 |
Приморский |
214 923,3 |
180 883,6 |
81 089,1 |
60 552,3 |
46 659,1 |
25 587,6 |
87 175,1 |
94 743,7 |
Фрунзенский |
67 109,5 |
74 751,6 |
0,00 |
1 380,6 |
0,00 |
0,00 |
67 109,5 |
73 371 |
Центральный |
49 484,2 |
50 905,8 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
49 484,2 |
50 905,8 |
Курортный |
215 890,1 |
266 750,2 |
143 681,5 |
195 223 |
0,00 |
0,00 |
72 208,6 |
71 527,2 |
Колпинский |
195 732,5 |
211 436,7 |
70 836,8 |
60 274,4 |
0,00 |
0,00 |
124 895,7 |
151 162,3 |
Кронштадский |
25 613 |
32 136,7 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
25 613 |
32 136,7 |
Петродворцовый |
239 369, |
263 899,9 |
111 671,9 |
150 476,5 |
0,00 |
22 616,1 |
127 697,6 |
90 807,3 |
Пушкинский |
132 863,3 |
140 006,7 |
17 786,3 |
12 913,8 |
0,00 |
0,00 |
115 077 |
127 092,9 |
ИТОГО по Санкт-Петербургу |
2 171 677,3 |
2 427 428,6 |
604 945,7 |
661 112,7 |
192 423,1 |
269 130,2 |
1 374 308,5 |
1 497 185,7 |
Санкт-Петербург выделяет следующие виды дотаций: на выравнивание, на сбалансированность и прочие. Субвенции в свою очередь подразделяются на субвенции на исполнение гос. полномочий, по протоколам, по уборке, на содержание органа опеки, на выплату пособий и вознаграждения приемным родителям. В целом на 2015 год объем межбюджетных трансфертов составил 2,4 млрд. рублей. По сравнению с 2014, объем межбюджетных трансфертов за год вырос на 255,8 млн. руб. (на 11,7%). Из них дотации выросли на 56,1 млн. руб. (на 9,3%), субсидии – на 76,7 млн. руб. (на 39,9%), субвенции – на 122,9 млн. руб. (на 8,9%). Дотационными являются 7 районов из 18: Выборгский, Красносельский, Приморский, Курортный, Колпинский, Петродворцовый и Пушкинский. Больше всего межбюджетных трансфертов получили следующие районы: Курортный (266,8 млн. руб.), Петродворцовый (263,9 млн. руб.) и Колпинский (211,4 млн. руб.). Меньше всего – Кронштадский (32,1 млн. руб.), Василеостровский (48,03 млн. руб.) и Центральный (50,9млн. руб.).
Таким образом, в Российской Федерации действует федеративная бюджетная система с тремя уровнями бюджетов – федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Каждый из участников бюджетной системы наделен определенным уровнем самостоятельности, но в то же время происходит тесное взаимодействие центра и регионов. Российской Федерации свойственна модель кооперативного бюджетного федерализма, при которой, несмотря на самостоятельность субъектов, происходит единство общегосударственных целей и интересов. Дифференциация между субъектами компенсируется движением денежных бюджетных средств с помощью методов горизонтального и вертикального выравнивания. Также в Российской Федерации законодательно выделено четыре вида межбюджетных трансфертов, которые обеспечивают вертикальное выравнивание. Планирование бюджета важно для обеспечения финансовой и социальной стабильности регионов и страны в целом. От качества бюджета зависят показатели социальной защищенности граждан и инвестиционного потенциала субъекта или муниципального образования.