Межбюджетные отношения особенности формирования и распределение межбюджетных трансфертов на примере города Санкт-Петербург

NovaInfo 57, с.308-312, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Какую роль играют межбюджетные отношения в обеспечении финансовой и социальной стабильности регионов и страны в целом? Почему в разных странах межбюджетные отношения формируются по-разному? Для ответа на эти вопросы в данной статье описаны особенности формирования межбюджетных отношений, рассмотрена зависимость межбюджетных отношений от вида бюджетной системы и типа бюджетного федерализма, виды межбюджетных трансфертов в Российской Федерации и их распределение на примере Санкт-Петербурга.

Ключевые слова

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ, БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Согласно Бюджетному Кодексу РФ, межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. [1] Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление. Складываться они могут на основе разных принципов в зависимости от типа государственного устройства. Чем больше страна, тем актуальнее задача сбалансированности бюджетных интересов центра и территорий.

Межбюджетные отношения зависят от бюджетной системы страны, которая представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Принято выделять федеративные и унитарные бюджетные системы. Унитарная бюджетная система предполагает высокий уровень централизации бюджетных средств, взаимодействие федерального и местных бюджетов происходит напрямую, местные бюджеты наделены ограниченными полномочиями. Федеративная бюджетная система выделяет три уровня бюджета – федеральный бюджет, бюджет субъектов и местные бюджеты. Каждый из участников федеративной бюджетной системы наделен определенным уровнем самостоятельности, при этом соблюдается единство общегосударственных интересов.

Характер межбюджетных отношений проявляется на основе бюджетного федерализма - системы управления публичными финансами, основанной на разграничении между различными уровнями власти бюджетных полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. [2]

Выделяют два типа моделей бюджетного федерализма: децентрализованный и кооперативный. Особенности децентрализованной модели заключаются в том, что региональные и местные власти обладают большой самостоятельностью, им предоставлены широкие налоговые полномочия. Дисбаланс между бюджетами регионов сглаживаются только с помощью целевых трансфертов нуждающейся категории населения. К странам с децентрализованной системой бюджетного федерализма относятся такие федеративные государства как Австралия, США, Канада и унитарные – Япония и Великобритания. Кооперативная модель подразумевает сотрудничество центра и субъектов в рамках федеративного устройства. Действует идея «многообразия в единстве». Такая модель свойственна странам Европы.

Согласно ч.1 ст.1 Конституции России, Российская Федерация является федеративным государством. В соответствии с п.3 ст.5 Конституции федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. [3] Таким образом, принцип бюджетного федерализма закреплен в Российской Федерации законодательно. Каждый из 85 субъектов Российской Федерации имеет свои экономические, социально-культурные и климатические особенности. Соответственно каждый субъект имеет различный уровень доходов, поэтому перед государством стоит задача попытаться выровнять эти различия, чтобы достичь одинакового уровня социально-экономического развития регионов. Достичь сбалансированности можно с помощью движения финансовых потоков. Выделяют вертикальное и горизонтальное выравнивание. Горизонтальное выравнивание представляет собой пропорциональное распределение налогов между регионами, учет различий между доходами населения. Вертикальное выравнивание подразумевает собой соотнесение расходных обязательств регионов с их доходами, компенсируя дисбаланс с помощью межбюджетных трансфертов.

Важную роль в межбюджетных отношениях играют межбюджетные трансферты – средства, которые предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджеты субъектов в РФ могут принимать следующие формы:

  • Дотации
  • Субсидии
  • Субвенции
  • Иные межбюджетные трансферты

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются межбюджетные трансферты, аналогичные федеральному уровню. Трансферты перечисляются ежемесячно. Можно выделить два вида трансферов: общие (дотации) и целевые (субсидии и субвенции). Если субсидии и субвенции были использованы не по назначению или не были использованы в установленные сроки, то они подлежат возврату. Распределение межбюджетных трансфертов по районам Санкт-Петербурга представлено в таблице 1 (см. Табл.1):

Таблица 1. Объемы межбюджетных трансфертов местных бюджетам по районам Санкт-Петербурга за 2014 и 2015 гг., тыс. руб. [5]

Наименование района

ИТОГО финансовая помощь

Дотации

Субсидии

Субвенции

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Адмиралтейский

47 451,5

60 467,3

0,00

0,00

0,00

9 857,6

47 451,5

50 609,7

Василеостровский

45 214

48 032,3

0,00

0,00

0,00

0,00

45 214

48 032,3

Выборгский

172 410

169 404,6

90 259,2

77 392,5

0,00

0,00

82 150,8

92 012,1

Калининский

95 627,7

161 329,4

0,00

0,00

7 960

60 500,2

87 667,7

100 829,2

Кировский

72 314,7

79 776,2

0,00

0,00

0,00

0,00

72 314,7

79 776,2

Красногвардейский

57 337,2

62 496,4

0,00

0,00

0,00

0,00

57 337,2

62 496,4

Красносельский

172 089,6

197 711,8

89 620,9

102 899,6

0,00

0,00

82 468,7

94 812,2

Московский

77 845,1

84 106,9

0,00

0,00

25 000

25 000

52 845,1

59 106,9

Невский

165 372,8

149 958,3

0,00

0,00

63 042,6

37 619,5

102 330,2

112 338,9

Петроградский

125 028,2

193 374,2

0,00

0,00

49 761,4

87 949,2

75 266,8

105 424

Приморский

214 923,3

180 883,6

81 089,1

60 552,3

46 659,1

25 587,6

87 175,1

94 743,7

Фрунзенский

67 109,5

74 751,6

0,00

1 380,6

0,00

0,00

67 109,5

73 371

Центральный

49 484,2

50 905,8

0,00

0,00

0,00

0,00

49 484,2

50 905,8

Курортный

215 890,1

266 750,2

143 681,5

195 223

0,00

0,00

72 208,6

71 527,2

Колпинский

195 732,5

211 436,7

70 836,8

60 274,4

0,00

0,00

124 895,7

151 162,3

Кронштадский

25 613

32 136,7

0,00

0,00

0,00

0,00

25 613

32 136,7

Петродворцовый

239 369,

263 899,9

111 671,9

150 476,5

0,00

22 616,1

127 697,6

90 807,3

Пушкинский

132 863,3

140 006,7

17 786,3

12 913,8

0,00

0,00

115 077

127 092,9

ИТОГО по Санкт-Петербургу

2 171 677,3

2 427 428,6

604 945,7

661 112,7

192 423,1

269 130,2

1 374 308,5

1 497 185,7

Санкт-Петербург выделяет следующие виды дотаций: на выравнивание, на сбалансированность и прочие. Субвенции в свою очередь подразделяются на субвенции на исполнение гос. полномочий, по протоколам, по уборке, на содержание органа опеки, на выплату пособий и вознаграждения приемным родителям. В целом на 2015 год объем межбюджетных трансфертов составил 2,4 млрд. рублей. По сравнению с 2014, объем межбюджетных трансфертов за год вырос на 255,8 млн. руб. (на 11,7%). Из них дотации выросли на 56,1 млн. руб. (на 9,3%), субсидии – на 76,7 млн. руб. (на 39,9%), субвенции – на 122,9 млн. руб. (на 8,9%). Дотационными являются 7 районов из 18: Выборгский, Красносельский, Приморский, Курортный, Колпинский, Петродворцовый и Пушкинский. Больше всего межбюджетных трансфертов получили следующие районы: Курортный (266,8 млн. руб.), Петродворцовый (263,9 млн. руб.) и Колпинский (211,4 млн. руб.). Меньше всего – Кронштадский (32,1 млн. руб.), Василеостровский (48,03 млн. руб.) и Центральный (50,9млн. руб.).

Таким образом, в Российской Федерации действует федеративная бюджетная система с тремя уровнями бюджетов – федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Каждый из участников бюджетной системы наделен определенным уровнем самостоятельности, но в то же время происходит тесное взаимодействие центра и регионов. Российской Федерации свойственна модель кооперативного бюджетного федерализма, при которой, несмотря на самостоятельность субъектов, происходит единство общегосударственных целей и интересов. Дифференциация между субъектами компенсируется движением денежных бюджетных средств с помощью методов горизонтального и вертикального выравнивания. Также в Российской Федерации законодательно выделено четыре вида межбюджетных трансфертов, которые обеспечивают вертикальное выравнивание. Планирование бюджета важно для обеспечения финансовой и социальной стабильности регионов и страны в целом. От качества бюджета зависят показатели социальной защищенности граждан и инвестиционного потенциала субъекта или муниципального образования.

Читайте также

Список литературы

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Толковый словарь современных бюджетных терминов. — М. : НФПК; Баренц Груп, Лтд; Димитрэйд График Груп, 1999. — С. 187.
  3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  4. Иванова Н.Г., Лудинова Ю.В., Писклюкова Е.В., Морунова Г.В., Федосов В.А., Громова Н.Н., Усенко О.И.Бюджетная система Российской Федерации. учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Каф. гос. и муницип. финансов. Санкт-Петербург, 2014.
  5. Сведения об объемах межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований [Электронный ресурс], - http://www.fincom.spb.ru/cf/activity/mbo/mo/motr.htm

Цитировать

Сенченкова, Д.В. Межбюджетные отношения особенности формирования и распределение межбюджетных трансфертов на примере города Санкт-Петербург / Д.В. Сенченкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 308-312. — URL: https://novainfo.ru/article/9769 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться