Принципы межбюджетных отношений РФ

NovaInfo 46, с.96-99, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены принципы межбюджетных отношений РФ.Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы.

Ключевые слова

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Текст научной работы

Моя тема является актуальной, так как межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление.

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке государственной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики.

Таким образом, межбюджетные отношения можно определить как отношения, возникающие между различными публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Наиболее яркая форма проявления межбюджетных отношений — отношения по выделению межбюджетных трансфертов, урегулированные Бюджетным кодексом РФ.

Межбюджетные отношения строятся на основе определенных принципов, которые включены в общий перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации. К принципам межбюджетных отношений можно отнести:

  • Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Основой данного принципа является конституционный принцип единства экономического пространства. Кроме того, определенное влияние на его содержание оказывает конституционное положение о том, что финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации обеспечивает целостность и определенное единообразие в функционировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип закрепляет само содержание межбюджетных отношений. Он препятствует необоснованной концентрации доходов или расходов бюджетов на каком-либо одном уровне бюджетной системы. Конституционной основой данного принципа является определенная самостоятельность субъектов Федерации и муниципальных образований;
  • Принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип основан как на определенной самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, так и гарантированности права государственной и муниципальной собственности. Принцип самостоятельности бюджетов реализуется в динамической взаимосвязи с принципом единства бюджетной системы. Однако в отдельных случаях сложно понять, какой из этих принципов должен применяться при разрешении того или иного дела;
  • Принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований. Данный принцип основан на положении о том, что субъекты Федерации равноправны. Глубинным основанием рассматриваемого принципа бюджетной системы является принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Принцип равенства бюджетных прав проявляется в существовании единых методик распределения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Таким образом, можно сделать вывод, что при соблюдении этих принципов власти максимально выполняют государственные задачи, что в целом положительно сказывается на социально-экономическом развитии страны. Если власти грамотно прогнозируют доходы, и в соответствии с этим ставят задачи только те, которые могут профинансировать, т.е. постоянно сокращают расходы, ни о каком социальном, правовом и демократическом государстве речи и не может быть.

Читайте также

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]
  2. Бюджетная система РФ: учебник / Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2009.
  3. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  4. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  5. Сираева, Р.Р. Финансирование сельского хозяйства: зарубежный опыт [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Научные исследования в современном мире: проблемы, перспективы, вызовы: материалы Второй Международной молодежной научной конференции (форума) молодых ученых России и Германии в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы. – Уфа, 2012. - С. 250-256.

Цитировать

Агадуллина, И.И. Принципы межбюджетных отношений РФ / И.И. Агадуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 96-99. — URL: https://novainfo.ru/article/6059 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться