Формы досуга и рекреационной деятельности современной молодёжи

№93-1,

Педагогические науки

В данном сообщении дана характеристика форм досуга и рекреационной деятельности современной молодежи; проведен опрос, по результатам которого установлены различия в приоритетах и предпочтениях в формах досуга у молодежи 14 и 18 лет.

Похожие материалы

Рекреация (recreatio) в переводе с латыни означает «восстановление» и включает в себя те виды жизнедеятельности, которые направлены на оздоровление и поддержание нормальной работоспособности человека, утомленного работой или учебой. Она осуществляется в свободное время, и ее целью не может являться получение материальной выгоды. В Большом Энциклопедическом словаре дано определение рекреации: «Рекреация — (от польского, rekreacja — отдых; от лат. recreatio — восстановление): Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда» [1].

В Толковом словаре Н.Д. Ушакова выделены два понятия для определения досуга: «Досуг — 1. Время, не занятое работой или другим делом. 2. Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой» [2]. Рекреационная деятельность сосредоточена не только на отдыхе и физическом восстановлении, но и на личностном развитии, раскрытии творческого потенциала человека, удовлетворении его духовно-культурных нужд, формировании и развитии навыков общения, восприятия природы [2].

В настоящее время молодежь выбирает абсолютно разные виды отдыха: кто-то читает книги, другие идут на прогулку с друзьями, третьи, к сожалению, выпивают спиртные напитки в компаниях. В эпоху современных технологий жизнь молодых людей максимально упрощена с помощью машин и искусственного интеллекта. Юноши отвыкают прикладывать усилия для достижения целей, забывают о ценности времени, которое незаметно проходит сквозь наши жизни и забывают, как об умственном, так и о духовном развитии. Перестает ощущаться значимость и хрупкость собственной жизни. Все чаще молодежь откладывает дела «на завтра» для того, чтобы ничего не делать сегодня.

Этому явлению есть множество причин, но начнем с двух, на наш взгляд, основных: родители и собственная неорганизованность. Вторая является последствием первой. Важную роль в развитии мотивации и умении планировать свободное время играет воспитание. Если родители беспрекословно выполняют каждое желание ребенка, он вырастает с мыслью, что ему все вокруг должны, у него не будет решимости и напористости, которые помогут в будущем добиваться целей и идти до конца. Нет мотивации из-за того, что есть привычное: «все само собой легко решается». Если с детства позволять ребенку сутками смотреть мультики и играть, он не научится ценить свое время. Все начинается с семьи, которая является первым в жизни и, пожалуй, главным социальным институтом для человека.

Но не одна семья является причиной, здесь еще все зависит от самого человека. К сожалению, на первом месте у некоторых молодых людей стоят физические потребности. Отдых, среди молодежи, является средством восстановления сил без получения какой-либо обратной связи, в виде новых знаний, эмоций или мыслей. В наше время есть проблема отдыха не тела, а души. На наш взгляд, начиная со школы, нужно больше внимания уделять значимости удовлетворения духовных потребностей. Вместе с академическими знаниями необходимо давать учащимся основу для развития творческого потенциала, который в будущем поможет глубже мыслить и ярче чувствовать.

Подростковый возраст — это возраст желания свободы, когда хочется идти против правил и стереотипов. И не всегда получается с умом подойти к оценке своего свободного времени. Здесь важна поддержка родителей, учителей, социального педагога и, в целом, окружения подростка.

Учебные заведения, такие как: детский сад и школа, также являются местом, где формируется дисциплина и понимание того, что такое свободное время и для чего оно нам необходимо. Каждый человек: родитель, родственник, воспитатель, друг или одноклассник откладывает отпечаток на нашем воспитании и закладывает кирпичик для строительства у нас своих собственных, отличающих нас от других черт характера, и личности в целом.

Цель исследования: определить формы досуга и рекреационной деятельности современной молодежи.

Методы — анкетирование, анализ. Нами разработана анкета для выяснения, может ли современная молодежь самостоятельно расставить приоритеты — пойти с друзьями в кино, полежать на диване, сделать задание по учебе или выпить пива во дворе? Опрос создавался в Google форуме, который распространялся через социальную сеть «ВКонтакте». В исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет, 67,5% из них — студенты различных ВУЗов г. Екатеринбурга.

Результаты и обсуждение

Анкетирование показало, что в свободное от учебы время 17,5% студентов занимаются спортом, 15% ходят на дополнительные курсы, еще 15% гуляют с друзьями, 10% тратят время на социальные сети и 7,5% работают. О наличии свободного от учебных занятий времени: по 5-6 часов в день — у 20%; 3-4 часа у 37,5%. Среди опрошенных всего 7,5% выбрали вариант — «хобби и творчество» для определения своего отдыха; всего 5% опрошенных выбрали вариант «хожу в кино/театры/музеи», «гулять по городу с друзьями». Большинство юношей проводят свой досуг абсолютно традиционно.

Но есть интересный факт: варианты «ложусь спать» и «выпиваю с друзьями» на равных, по 10%, что свидетельствует о том, что такая категория молодежи удовлетворяет свои физиологические потребности, не затрагивая духовную составляющую рекреации. Среди подростков (14-16 лет) были ответы, связанные с бездельем, безразличием и вредными привычками; у студентов (17-18 лет) 60% ответили, что у них есть цель в жизни, и они знают, чего хотят. Это свидетельствует о том, что в студенческом возрасте уже формируется осознание ценности своего времени и значимости полноценного отдыха.

Сравнивая школьные годы и студенческую жизнь, важно отметить ценность университетских развлекательных и научных мероприятий, которые помогают студентам, (которые являются большей частью опрошенных), с пользой проводить свое свободное от учебы время. Четко прослеживается отсутствие мотивации рекреационной деятельности среди современной молодежи, так 55%, опрошенных не удовлетворены своим свободным времяпровождением; 52,5% ответили, что при выполнении работы им может помешать лень; 17, 5% — потеря интереса. Также есть варианты ответа: «компания друзей», «усталость» и «алкоголь». Только 12,5% ответили, что доводят начатое до конца. В целом современная студенческая молодежь осознает ценность своего времени и значимость полноценного отдыха для здоровья и успешной профессиональной карьеры в будущем.

Заключение

Важную роль в формировании умения оценить свои силы и возможности, которые в дальнейшем ведут к пониманию своего свободного времени и значимости мотивации и доведения, начатого до конца, является: семья, окружающий социум в учреждениях образования и, несомненно, сам человек.

Для продуктивного проведения времени, формирования навыков коммуникации и общения, получения новых знаний и культурно-социального опыта молодежи, для развития мотивации рекреационной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала личности, необходимо приобщать студенческую молодежь к участию и организации культурно-развлекательных и научно-познавательных мероприятий в учреждениях образования.

Список литературы

  1. Толковый словарь Ушакова – М., Альта-Принт, Д.Н. Ушаков. 2005. 121 с.
  2. Что такое рекреационная деятельность. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kakprosto.ru/kak-906469-chto-takoerekreacionnaya-deyatelnost#ixzz5CSyHbamh. – Дата доступа: 12.04.2018