Пишем книгу, диссертацию, научную статью самостоятельно

№96-1,

Педагогические науки

Каждый, кто начинает писать научную работу, статью, эссе, диссертацию, учебник, сталкивается с непростой проблемой её написания. Конечно, со временем, с упорным трудом приходят знания, приобретается опыт, появляются навыки, и написание научной работы становится не тяжким трудом, а удовольствием. Но происходит это именно со временем, которое иногда растягивается на многие годы. Но и тогда не всегда достигается желаемый результат, и часто совсем неординарные исследования так и не становятся достоянием научного мира. На практике такие ситуации встречаются довольно часто и заканчиваются весьма печально для авторов. Настоящая работа является попыткой облегчить труд по написанию научной работы начинающим и не только начинающим исследователям. Читателю предлагается упрощённый крок-макет построения научной публикации, статьи.

Похожие материалы

Любая научная публикация включает десять элементов:

  1. Название публикации.
  2. Анонс публикации.
  3. Проблема, рассматриваемая в публикации.
  4. Актуальность работы.
  5. Объект исследования.
  6. Предмет исследования.
  7. Гипотеза автора о цели исследования.
  8. Цель исследования.
  9. Задачи исследования.
  10. Практическая значимость исследования.

Эти десять элементов связаны между собой и образуют логическую цепочку научной публикации.

Выбор названия публикации — дело совсем непростое и именно с него необходимо начинать работу над публикацией, поскольку название определяет её логическую цепочку, построение, а также объект и предмет исследования. Название является формулой, которая даёт первое представление о проведённом исследовании и позволяет классифицировать работу по Универсальному десятичному коду (УДК), классификатору Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) и другим классификаторам. Название публикации должно включать ключевую и вспомогательную фразу, которые соответственно определяют объект и предмет исследования. Название научной публикации обычно состоит из 5-10 слов.

Анонс статьи следует сразу за названием — это краткая анонсирующая информация, для потенциального читателя, предназначенная для того чтобы заинтересовать его, привлечь внимание. Анонс является развитием названия исследовательской работы, и в соответствии с рекомендациями психологов он не должен превышать 50-60 слов, что соответствует размеру максимального блока для быстрого прочтения незнакомого текста.

После анонса обозначается проблема исследования, которую пытается разрешить автор в своей работе. Проблема должна быть понятной и конкретной, актуальной и излагаться одной фразой, состоящей не более чем из 50 слов.

Актуальность исследования доказывается тем, что разрешением проблемы заинтересованы конкретные специалисты: учёные, хозяйственники, население и т.д. Для доказательства актуальности желательно использовать две–три аргументированные фразы (не более 100 слов).

Для разрешения проблемы обычно подбирается соответствующая методология, которая предполагает выделение объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования всегда отражаются в названии публикации. В качестве объекта исследования выбирается ключевое слово из названия публикации, а в качестве предмета исследования — вспомогательное словосочетание или фраза, дополняющая название.

Для наглядности в представленной статье рассмотрена конкретная конструкция названия темы докторской диссертации, произвольно взятая из интернета: «Инновационное развитие муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы». Название не превышает десяти слов и легко воспринимается. Ключевым словосочетанием является «муниципальная образовательная система», дополненное вспомогательной фразой «Инновационное развитие в контексте проектно-квалитативной парадигмы». Из рассматриваемого названия нетрудно выделить объект и предмет исследования:

  • в качестве объекта исследования здесь выступает — «муниципальная образовательная система»;
  • в качестве предмета исследования определяется — «Инновационное развитие муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы».

Следует отметить, что в качестве объекта исследования можно взять словосочетание «образовательная система», но тогда придётся рассматривать все образовательные системы, и соответственно при выборе в качестве объекта слова «системы» усложнение будет кратным и тема окажется не раскрытой.

Правильный выбор объекта и предмета исследования в публикации требует понимания самой логики исследования: что исследуется и для чего, от этого зависит выбор цели.

Определив объект и предмет исследования, следует обозначить гипотезу исследования, которая несколько расширяет диапазон исследования. Рассмотрим эту задачу на том же примере названия работы и выдвинем следующую гипотезы: «Анализируя проблему, ожидаемой актуальности для конкретного объекта и предмета исследования можно построить проект эффективного инновационного развития муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы для конкретного образовательного учреждения».

Гипотеза построена несколько шире актуальной проблематики и объектно-предметной конструкции, что позволяет отразить сопричастные к ним категории.

На базе гипотезы для получения конкретного результата формулируется цель исследовательской работы: «Разработать проект инновационного развития муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы для общеобразовательной школы».

Для достижения поставленной цели составляются соответствующие задачи. Число задач, в принципе, может быть любым, но для большей внятности работы лучше ограничиться тремя, особенно для начинающего публикатора, поскольку каждая задача требует самостоятельного решения, что усложняет восприятие публикации. Чем больше задач, тем больше глав, тем труднее их согласовать в формате сформулированной цели, тем более что большинство исследовательских публикаций представляется тремя разделами: аналитический обзор; выбор методологического аппарата; разработка предложений для разрешения проблемы.

В рассматриваемом примере для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести анализ основ инновационного развития муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы;
  • подобрать соответствующий методологический инструментарий управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы;
  • разработать модель управления проектом инновационного развития муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы для общеобразовательной школы.

Таким образом, вниманию читателя предлагается крок-макет написания научной работы связывающий логической цепочкой название работы с целью и задачами исследования. В конце крок-макета формулируется ожидаемая практическая значимость от проведённого исследования.

Авторы настоящей работы надеются, что она облегчит процесс написания внятной научной исследовательской работы и приглашают заинтересованного читателя внести свои предложения и замечания.

В качестве послесловия (ПС), можно добавить, что текстовый объём глав может быть произвольным, но наиболее удачные работы имеют следующее строение: первая глава отвечает на вопросы первой задачи и занимает 20-25% от текста статьи; вторая глава отвечает на вопросы второй задачи и занимает 50-40%; а третья глава отвечает на вопросы третьей задачи и занимает 30-35%.

Список литературы

  1. https://epistemology_of_science.academic.ru/660/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F
  2. http://teacode.com/online/udc/
  3. http://www.cs.ru/isir/vak.htm