Развитие лидерских качеств студентов во вне учебной деятельности

№110-1,

психологические науки

Современное общество в начале XXI века характеризуется радикальными изменениями во всех сферах жизни, реформированием социально-экономических, политических и других отношений в нашей стране, переоценкой ценностей и ценностных ориентаций молодежи, изменение содержания общественной жизни и сознания. Современному обществу нужны компетентные и активные специалисты, способные самостоятельно решать производственные проблемы, которые готовы взять на себя ответственность за их реализацию, которые способны четко определить цели своей деятельности, предсказать варианты ее достижения, преодолеть трудности, работать в команде, то есть проявлять лидерство.

Похожие материалы

В самом широком смысле лидерство можно определить как процесс воздействия на других в направлении достижения конкретной цели. Лидер — человек, который способен влиять на других с целью интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов этого сообщества .

Т.В. Бендас считает, что «лидер является членом группы, за которую она признает право принимать ответственные решения в ситуациях, которые для нее важны, то есть наиболее авторитетным человеком, который действительно играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирование отношений в группе ».[1] Лидер полагается на свои личные качества, мировоззрение, способности и желание быть ведущим членом группы, оказывает наибольшее влияние на эффективность группы, пользуется активной поддержкой ее членов, благодаря активному участию в межличностных отношениях , привлекает, актуализирует и адаптирует наиболее важные процессы и ресурсы, необходимые для развития и процветания его среды в постоянно меняющейся и неопределенной среде.

Лидер — это:

  • человек, который сумел заявить о себе, обнаружив собственную ценность и уникальность, сумевший развить ее и максимизировать.
  • человек, который признает ценность каждого человека, не объединяет подчиненных ему людей, того, кто, обладая способностью к самоидентификации и постоянному развитию, способен подтолкнуть других к этому .

Важнейшими факторами лидера являются:

  1. Личные качества.
  2. Зрелость, навыки, опыт.
  3. Результаты деятельности.
  4. Ожидания последователей.

Некоторые исследователи считают, что из-за неопределенности возникает лидерство — когда в момент общего хаоса появляется человек, который способен указать направление и сделать это направление понятным для всех .

И.Л. Васюков приводит пример иностранных авторов, которые четко выразили позицию лидера, например, Том Питерс отметил: «Нет путаницы, нет беспорядка — это означает, что нет творчества, нет энергии, нет вдохновляющего лидерства» [2]. Роберт Куинн пояснил: «Лидер — это человек, который способен постоянно совершенствоваться, и личностный рост происходит только тогда, когда кончается стабильность и начинается вероятность новых рисков» [2].

Следующие переменные являются факторами формирования качеств лидера:

  • лидер регулирует межличностные отношения в группе;
  • лидерство происходит в микросреде, то есть в небольшой контактной группе;
  • лидерство возникает стихийно;
  • лидерство менее стабильно, поскольку зависит от настроения группы, характера ситуации и не поддержки, в отличие от управления системой правовых санкций;
  • процесс принятия решения лидером определяется не только внутри групповыми, но и внешними обстоятельствами;
  • лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами.

Таким образом, лидерство формируется в результате взаимодействия этих переменных .

Одной из популярных теорий лидерства является синтетическая теория лидерства в связи со сложностью, системным подходом к изучению лидерства . Важнейшим критерием лидерства является актуальность их ситуации, то есть набор условий, в которых они будут работать.

Неформальное лидерство является продуктом неформальной жизни. Для достижения своих целей они должны сотрудничать в соответствии со своими официальными обязанностями . Члены сообщества должны воспринимать друг друга и оценивать, чтобы «судить» обо всем, что доступно: внешность, личные качества, способность общаться, двигаться, одеваться; общий стиль поведения, общая эрудиция, профессионализм, прошлые достижения, победы, неудачи и т.д. [3]. В результате этой межличностной оценки для каждого члена группы создается своеобразный «имидж».

Молодой человек занимает какую-то позицию в разных отношениях, как и его внутренняя позиция. Те, кто всегда в тени, тихие и пассивные, обладают другими качествами.

Особое значение имеет орган студенческого самоуправления (ССУ). «Студенческое самоуправление» является активной формой организации жизни студентов, способствующей развитию их самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты в достижении социальных и личностно значимых целей. Развитие лидерства — это целенаправленный процесс творческого взаимодействия студентов друг с другом. Студенческое самоуправление создает среду для комплексного осуществления всех видов деятельности.

Студенческое самоуправление, как механизм формирования показателей качества лидерства, в соответствии с современными тенденциями подготовки выпускников вузов, включает личностно-ориентированные и активные подходы и принципы.

Функции студенческого самоуправления включают: информацию, направленную на распространение социально и профессионально значимой информации; деятельность, заключающаяся в активном участии во всех сферах деятельности университета; коммуникативная, способствующая формированию позитивного взаимодействия учащихся и всех субъектов образовательного процесса, корпоративной культуры.

Рассмотрение моделей развития молодежного лидерства в студенческом самоуправлении стало приоритетом, особенно на примере Кабардино-Балкарского Государственного Агрономического университета им.В.М. Кокова .

Этапы лидерства студентов в деятельности студенческого самоуправления в вузе.

Этап I: мотивация лидерских качеств студентов. Цель — добиться положительных экономических мотивов участия в деятельности органов студенческого самоуправления и добиться личного успеха.

Этап II: понимание и развитие основных компонентов лидерских качеств — знаний, навыков, моделей лидерства. Цель: лидерство на высшем уровне, лидерство в образовании, научный и социальный уровень.

Этап III: готовность к творческому лидерству. Цель: творческая самореализация лидерских качеств в конкретной деятельности в деятельности студенческого самоуправления вуза.

Социально-педагогические условия позволяют поддерживать лидерские качества студентов за счет активной социально значимой деятельности. Активное социально значимое действие, сознательное, целенаправленное действие, ориентированное на текущую конкретную ситуацию, основанное на собственной мотивации, обоснованном принятии решений и понимании ответственности за последствия своих действий.

На основании анализа социально-педагогической литературы наиболее важными компетенциями являются действия:

Самосознание — это способность правильно распознавать и понимать мотивы своих действий. Это способность понимать свое настроение и эмоции, а также их влияние на окружающих.

Системное мышление . Лидера отличает тот факт, что он постоянно выходит за пределы своего собственного сознания, расшатывает старые устойчивые связи, строит новые.

Способность глобального видения. Видение будущего, долгожданные перемены, ожидание потенциальных возможностей.

Тимбилдинг . Способность проявлять возможности людей, делегировать полномочия. Умение включать командную работу. Коллективное руководство.

Харизма. Харизматичная личность — это идеальный лидер, который заставляет его доверять ему.

Гуничева Е.Л. пишет, что в соответствии с исследованиями Роджера Гарольда, большинство специфических навыков можно развить посредством участия в студенческих организациях и общественной деятельности [4]. Это означает, что межличностное взаимодействие, планирование программ, принятие решений, решение проблем и распространение, делегирование полномочий, управление финансами, участие в сотрудничестве и способность участвовать в социальной деятельности.

Лидерство принимает такое качество, как успешность. Согласно исследованиям Института Наук Гэллапа (США), «формула успеха» состоит из следующих параметров: здравый смысл: способность делать оптимальные и конкретные суждения о повседневных делах; смотреть на корень события; учиться на собственных ошибках, ошибках других людей. Знание своего дела: профессиональные знания; самообразование; самосовершенствование; самореализация. Уверенность в себе: наличие решимости к смелым действиям; сила воли; способность ясно видеть свою цель; гордость за свою работу; смелость, стойкость в достижении целей. Высокий общий уровень развития: понимание новых учений, концепций, их четкий анализ; богатый словарный запас; хорошие навыки чтения, письма. Способность доводить дело до конца: хорошие рабочие навыки, усердие. Умение установить для себя ритм работы.

Умение руководить: организовывать деятельность других . Творчество — наличие нетрадиционных, интересных способов помочь и достичь наилучшего результата в воспитании, реабилитации студентов. Отношения с коллегами: понимание; поддержка; самоконтроль; самоуверенность; самооценка; ответственность; честь группы, коллектива.

Различные подходы к определению лидерских качеств позволяют выявить основные тенденции в мировом образовательном процессе, которые можно использовать при разработке моделей современных лидеров. Л.Д. Кузнецова В.В. Манихин А.С. Огнем выделяют основные компетенции лидера [5]:

  • мотивация к достижению
  • внутреннее стремление к саморазвитию;
  • творческий подход;
  • умение вдохновлять, заражать идеями; эмоциональная компетентность;
  • управленческая компетентность;
  • способность действовать в неопределенных ситуациях. Способность разумно структурировать хаос сосредоточена на главном, а не на вторичном.
  • умение структурировать ситуацию с учетом решаемых задач;
  • патриотизм и принятие социальной ответственности;
  • знания и навыки в специальных областях .

К наиболее важным требованиям работодателей относятся: умение работать в команде, организационные и коммуникативные навыки. В соответствии с требованиями к качеству профессиональной подготовки и лидерского потенциала.

Лидерские качества молодежи не абсолютны, а относительны, поскольку разные личностные качества проявляются в разных ситуациях.

Таким образом, теоретический анализ позволил выявить следующие группы лидерских качеств студентов:

  • моральные качества; целостность мировоззрения; ориентация на здоровый образ жизни; социальная активность; демократия; патриотизм; желание служить обществу; ответственность; решимость действовать в соответствии с заявленными ценностями; интеллектуальные и деловые качества; критическое мышление; творческий подход; способность преодолевать стереотипы; умение ставить четкие цели; осознание приоритетов; стремление к качественному результату своей деятельности; способность мыслить в глобальных категориях; способность предвидеть потенциальные возможности; способность преодолевать препятствия;
  • особенности характера и поведения: энергия; определение; целенаправленность; стрессоустойчивость; мобильность; склонность к риску; харизма успеха; оптимизм; самоуверенность;
  • коммуникативные качества: коммуникабельность, готовность ценить различия в людях; привлечение к сотрудничеству; развитая эмпатия (умение чувствовать собеседника); адаптивность; умение идти на временные компромиссы; знание эффективных методов и приемов межличностного общения; эмоциональность; красноречие.
  • организационные навыки: командный подход к работе; готовность к коллективному лидерству; передача полномочий; умение сплотить команду; умение быть лидером; устойчивое сознательное и позитивное отношение к своей деятельности; ответственность за результаты своей деятельности;

Таким образом, модель развития лидерских качеств студентов в студенческом самоуправлении представляет собой комплекс взаимосвязанных динамически развивающихся блоков открытого типа, которые гибко интегрируются в контекст рынка труда и государственные запросы на подготовку конкурентоспособных, профессионально мобильных выпускников университетов, которые не готовы показать свои лидерские качества в процессе принятия решений. стандартные задачи профессиональной и личной жизни. Большинство конкретных навыков можно развить посредством участия в студенческих организациях и общественных мероприятиях, особенно в деятельности СБУ, можно формировать и развивать лидерские качества.

Сегодня в условиях возрождения и модернизации высшего образования возникла важная задача по определению новых образовательных ценностей, в том числе в области развития студенческого самоуправления. Можно констатировать, что многие российские университеты достаточно активно решают эту проблему, развивая собственный оригинальный опыт, который, тем не менее, необходимо обобщать и тщательно анализировать.

Изучение реального опыта развития студенческого самоуправления и соответствующих научных источников также позволяет нам установить, что обновление организационных форм для реализации студенческих инициатив в современном университете, соответствующих новым социальным требованиям, следует рассматривать как очень актуальное направление для его дальнейшего совершенствования.

В ходе исследования установлено, что наиболее эффективными организационными формами ССУ, обеспечивающими формирование лидерских качеств у студентов, являются следующие:

  • формы соуправления (встреча студенческого совета с ректором академии, защита программ и проектов при Ученом совете, создание базы данных студентов по показателям социальной активности — регистрация социального паспорта группы) ;
  • формы осуществления управленческих полномочий (студенческий совет, оргкомитет, староста, факультетский совет, групповой совет, групповые и факультетские заседания по выдвижению кандидатов в органы ССУ, президентский марафон);
  • формы для выполнения целевых функций (пресс-центр, студенческий клуб, аспирантура, научное общество, служба безопасности студентов, спортивный комитет, специализированные объединения на факультетах);
  • формы обучения студенческого лидера (кураторский час, самопрезентация студентов первого курса, клуб «Познай себя», изменение профиля студенческого имущества);
  • формы для оценки эффективности деятельности органов самоуправления (доклад Президента студенческого совета при Ученом совете Академии, итоговое заседание студенческого совета, круглый стол, дебаты, самоотчет, студенческая почта, студент мониторинг).

Анализ существующих источников позволяет сделать вывод о том, что современные исследователи стремятся выделить лидерство студентов как отдельный тип лидерства, сочетающий в себе черты как социального лидера, так и политического, выполняющего следующие функции:

  • защита интересов студентов
  • поддерживать инициативы
  • организация студенческих мероприятий

Говоря о подготовке будущих специалистов, следует учитывать лидерство, что эффективность процесса формирования лидерских качеств напрямую зависит от педагогов. Обязательным условием является то, что куратор должен понимать особенности работы с лидерами, понимать феномен лидерства в современных условиях, должен диагностировать лидерский потенциал и обучать лидеров.

В связи с вышесказанным, необходимы новые подходы к воспитанию молодежи как организаторов собственной жизни. Эти подходы основаны на принципах, изложенных в проекте «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»: проектный подход с учетом интересов и потребностей молодежи; Приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики, взаимодействие государства, общественных и бизнес-структур, информационная прозрачность, измеримые результаты.

Основными направлениями деятельности являются: интеллектуальное развитие студентов; пропаганда здорового образа жизни; работа волонтером; развитие творческого сотрудничества. Интеллектуальное развитие студентов основывается на следующих аспектах работы: проведение дебатов, кубок интеллектуальных игр и доступ на всероссийские и международные конкурсы. Пропаганда здорового образа жизни направлена на организацию соревнований по различным видам спорта, организацию спортивных мероприятий (бег, езда на велосипеде и т. д.), Организацию встреч с известными спортсменами республики. Работа волонтеров направлена на проведение благотворительных акций, концертов, экскурсий и праздников для школ-интернатов и приютов.

Работа основана на проблемах, возникающих в связи с требованиями рынка труда и государства, а также профессиональных конкурентов, готовых продемонстрировать свои лидерские качества . Большинство конкретных навыков можно развить путем участия в студенческих организациях и общественных мероприятиях, для формирования и развития лидерских качеств.

Формирование лидерских качеств, в том числе профессионального потенциала в молодежной среде, повышение качества приобретаемых знаний, повышение мотивации к приобретаемой специальности, во многом зависит от успешности социализации и самореализации молодого человека в современном обществе.

Список литературы

  1. Бендас, Т.В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей / Т.В. Бендас // Вестник Оренбургского университета. — 2001. — №1. — С.19-23.
  2. Васюков, И.Л. Обзор некоторых существующих практик развития лидеров в молодежной среде / И.Л. Васюков // Инновационные образовательные технологии. — 2006. — №3. — С.108 -116.
  3. апонюк З.Г. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов // Вестник университета (ГУУ). — 2008. — №5. — С.25-29
  4. Гуничева, Е. Л. Педагогические условия формирования лидерских качеств у членов студенческого актива вуза: автореферат дис.канд.пед.наук / Е. Л. Гуничева — Чебоксары, 2011. — 27 с.
  5. Краснояруженская, Е.А. Лидерство как ценность современной молодежи / Е.А. Краснояруженская // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008. — №3. — С.198-202