Особенности преподавания и процесса освоения современной психолого-педагогической науки и практики в высшем учебном заведении

№96-1,

психологические науки

Данная статья посвящена особенностям преподавания предмета, неотъемлемой задачей которого, по мнению многих специалистов, является понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культурой общественного бытия в жизни образовательного процесса. А именно, особенностям преподавания и процесса освоения современной психолого-педагогической науки и практики в высшем учебном заведении.

Похожие материалы

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом».

К.Д. Ушинский

В современном обществе роль высшего профессионального образования сложно переоценить. С развитием различных подходов к формированию непосредственно системы подготовки кадров в мире появилось множество высших учебных заведений со своими методами и определенным видением современного образовательного процесса. Сторонники традиционного подхода считают, что воспитание должно быть направлено на целенаправленное формирование личности студента в соответствии с заданным общественным идеалом. В другом случае отстаивается взгляд на студента как на сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном воздействии. Однозначно утверждать, что есть единая система образования, которая будет подходить всем, очень сложно и практически невозможно. Однако всегда актуальным остается утверждение, что «Человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозит уход в болезнь, невротизация или уход в криминальную жизнь» [1] .

Данная статья посвящена особенностям преподавания предмета, неотъемлемой задачей которого, по мнению многих специалистов, является понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культурой общественного бытия в жизни образовательного процесса. А именно, особенностям преподавания и процесса освоения современной психолого-педагогической науки и практики в высшем учебном заведении.

В настоящее время учебный процесс формирует такие условия, в рамках которых нужно постоянного совершенствоваться, это обуславливается тем, что происходит переосмысление ценностей и приоритетов, определенных ценностей, будь то материальные или политические, социальные или духовные ценности. Неотъемлемой частью современности являются научно-технические достижения и способы их использования в различных сферах жизнедеятельности, так как их внедрение и совершенствование обеспечивают высокий показатель в любой деятельности, в том числе высокий уровень производства, а также необходимые условия для удовлетворения потребностей человека и развития духовного богатства личности. Этим обуславливается причина того, что сегодня процесс подготовки специалистов требует кардинального изменения стратегии и общих методов ведения образовательных дисциплин в вузе. Мобильность и компетентность студента могут охарактеризовать положительно не только его как личности, но и вуз как образовательное учреждение.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях вуза, что предопределило актуальность данной темы.

Целью исследования является систематизировать и обобщить представления о психолого-педагогических основах обучения в высшем учебном заведении, выявить особенности преподавания и процесса освоения современной психолого-педагогической науки и практики. Основными задачами данной работы являются:

  1. рассмотреть актуальность внедрения в вузе психологического аспекта;
  2. дать характеристику пользы и необходимости педагогического аспекта воспитания студентов;
  3. описать современную психолого-педагогической науку и привести примеры ее влияния на студентов в высшем учебном заведении.

Не смотря на то, что связь педагогики с психологией является наиболее традиционной, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности, и возрастная и педагогическая психология остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса, если разобрать по отдельности неразрывные на сегодняшний день по сути компоненты одного составляющего, то мы получим информацию аналитически-описательного характера о задачах, целях и сущности психологии и педагогики соответственно. Благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности.

Начнем, с психологического аспекта. Психология становится частью обязательных гуманитарных дисциплин с 1994 года, становится популярной и входит в повседневную жизнь людей, для которых без необходимого пласта теоретических и практических знаний не представляется возможным адекватно ориентироваться в действительности. Она является гарантом познавания не только законов материального мира, но и формирования системы знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, о своих собственных возможностях и методах их расширения. Её образовательное значение заключается в том, что она помогает студенту сориентироваться в этом все возрастающем потоке информации и возможностей, у него начинают формироваться собственные предпочтения, симпатии и антипатии. Учебные программы по другим дисциплинам достаточно ограничены для того, чтобы затрагивать интересующие нас вопросы в рамках вышеуказанной тематики.

Современная психологическая наука является многоотраслевой сферой знаний и координирует в себе около 40 относительно самостоятельных направлений. Их появление обусловлено широким внедрением данной сферы во все ячейки научной и практической деятельности, также появлением таких психологических знаний, которых не было до этого. Между собой разные направления психологии разнятся, прежде всего, комплексом проблем и вопросов, которые относятся к той или иной научной задаче. Вместе с тем все отрасли психологии теоретически можно разграничить на фундаментальные и прикладные

Фундаментальные отрасли характеризуются наиболее общим содержанием для понимания и передачи различных психических явлений. Это та основа, которая не только собирает все отрасли психологической науки, но и служит «фундаментом» для их развития, её, как правило, еще называют «общей психологией».

Общая психология — та отрасль психологической науки, которая включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основополагающие понятия и категории. Общая психология характеризуется следующими ключевыми понятиями:

  • психические процессы;
  • психические свойства;
  • психические состояния.

Считается, что именно С.Л. Рубинштейн является человеком, благодаря которому появилась общая психология как самостоятельная и фундаментальная отрасль психологической науки, он подготовил и опубликовал в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в котором находят свое отражение передовые достижения отечественной науки и мировой в целом.

Ту часть психологии, сделанные достижения в которой используют в практической деятельности, называют прикладной. Зачастую благодаря ей решаются конкретные задачи в радиусе определенного направления, например:

  • педагогическая психология занимается психологическими вопросами, основными правилами и особенностями развития личности в период обучения и воспитания;
  • возрастная психология делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости, так как занимается изучением особенностей этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости;
  • различия между индивидами, между группами индивидов, их особенностями, причинами и следствиями их различий занимается дифференциальная психология;
  • к социальной психологии относят закономерности деятельности и особенности поведения людей, которые входят в социальные группы, также, он изучает психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;
  • компоненты и составляющие нашей политической жизни и деятельности людей в целом, их мнения, чувства, настроения, ценностные ориентации и т д. относятся к компетенции политической психологии;
  • психология искусства занимается индивидами, точнее их особенностями проявления характера и общего состояния, которые направлены на создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на ту или иную сферу жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом;
  • медицинская психология помогает разобраться в психологических особенностях деятельности врача и поведения больного, проявлении и причинах разнообразных нарушений в поведении человека и психике в целом, в происходящих во время болезней психических изменениях, а также разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
  • психологическими отклонениями в поведении и формировании личности преступника, психологическими особенностями людей, оказавшихся вовлеченными в уголовный процесс, занимается юридическая психология.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Также, следует отметить, что многие науки посвящают какую-то часть своей деятельности непосредственно на процесс изучения человека, но несмотря на это, сложно отрицать тот факт, что человек, по сути рождается как представитель биологического вида — homo sapiens (человек разумный) со своим индивидуальным составом биологических особенностей и физиологических свойств. Таким образом, человек после своего появления на свет оказывается в социуме, который провоцирует естественное его развитие не только как биологического объекта, но и как представителя того или иного общества. Нельзя отрицать того факта, что в каждом человеке неразрывно сосуществуют биологические и социальные аспекты его личности, а также и того, что интерес к человеку как субъекту общества постоянно возрастает. Лучшие умы разных направлений науки много раз пытались дать характеристику целостной картины человека в социуме. Среди множества направлений не стало исключением и такое, которое принято называть человекознанием, его суть удалось сформулировать выдающемуся российскому психологу Б. Г. Ананьевым. Элементами этой системы являются: индивидуальность, индивид, личность и субъект деятельности (рис. 1)

Элементами системы
Рисунок 1. Элементами системы

Вышеуказанная информация относится к малой части отрасли знаний психологии как науки, в ней скрыты актуальные и необходимые грани теоретического материала, которые помогут студентам познать себя и мир вокруг. Межличностные отношения, психология личности, сознание, психические явления, межгрупповые отношения и взаимодействия, а также многие другие темы, раскрывающиеся в рамках данного предмета, характеризует психологию как многогранную отрасль для изучения, в которой совокуплены различные направления, способствующие выработке у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств, психологических технологий самосовершенствования и влияния на потенциальных подчиненных в целях повышения своей и их профессиональной компетентности.

Педагогический аспект психологии отвечает за формирование у студентов необходимых навыков в процессе психологической подготовки, воспитания, обучения и развития в стенах учебного заведения. Такая отрасль знаний, как педагогическая, отличается своим всеобъемлющим многообразием подсистем, предоставляющих актуальную и необходимую информацию, объединяющую и синтезирующую в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке и о законах развития его в обществе. Иными словами, педагогика — это наука о сущности, закономерностях, правилах, методах и формах обучения и воспитания человека, предметом которой является педагогический процесс. Педагогический процесс — это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, которое направленно на решение развивающих и образовательных задач. Следует отметить, что немаловажным фактором эффективного его протекания являются условия, в которых проходит непосредственно сам педагогический процесс. Они могу включать материальные, гигиенические, морально-психологические и многие другие условия. Нельзя не учитывать и того, что данные условия характеризуются и определенной субъективностью относительно человеческого фактора, а также и социально-экономического положения в стране. Главной задачей педагогический опыт определяет для себя умение передать подрастающему поколению социальный опыт старшего поколения соответственно.

Гарантом эффективности организации процесса познавательной деятельности студентов и учебного процесса является умение прогнозировать ожидаемые результаты и желаемые показатели обратной связи соответственно.

Для достижения желаемого результата можно выделить три основных функции:

  1. диагностическую — определяющую уровень подготовки студента;
  2. обучающую — помогающую настроить студента на познавательную деятельность и побуждающую воспринимать, анализировать и усваивать заданный материал;
  3. воспитательную — влияющую на реакцию студента на окружающую его действительность, направленную на помощь в выявлении пробелов в знаниях, а также на умение творчески относиться к предмету, стимулирующую улучшение тех или иных способностей, развитие личности студента.

В стенах высших учебных заведений применяют следующие формы педагогического контроля: экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы. Следует отметить, что в каждой из этих форм есть свои отличительные черты. Для достижения наилучшего результата следует сочетать разные формы контроля.

В системе высшего образования результативность контроля зависит от степени использования его «плодов» для быстрой корректировки учебы, которая в свою очередь является еще и перспективной, и улучшается в равной степени с усовершенствованием самого процесса преподавания.

Данная система иллюстрирует организацию процесса педагогического контроля во всех аспектах формирования образовательной деятельности в ВУЗе. Это касается не только предмета «Педагогика», но и всех дисциплин. Не стоит опускать, что помимо того, что педагогика помогает сориентироваться в образовательной системе студентам, она еще и описывает сущности, закономерности, принципы педагогического процесса в целом, рассказывает об обучении как составной части педагогического процесса, подсказывает как лучше организовать свою деятельность как в группах, так и индивидуально, как в ВУЗе в целом, так и при самостоятельной деятельности вне него для получения наилучшего результата. Осведомленность студентов о том, как, каким образом и в какой форме будет осуществляться обучение поможет им сформировать понятийный аппарат педагогической науки, обеспечить овладение методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности; удовлетворить интерес студентов к образованию, закономерностям и особенностям педагогического процесса.

Формирование у студентов целостных представлений об условиях совершенствования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста является неотъемлемой частью современной психолого-педагогической науки. Она призвана направлять студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Одной из важнейших задач, которая стоит перед высшим учебным заведением является сформировать у студентов навык, позволяющий вырабатывать способность осуществлять научный подход к определению содержания, выявлять наиболее выгодные и эффективные приемы, средства и методы самосовершенствования на безе психологического и педагогического аспектов. Вместе с тем данное направление, не смотря на глубокое и разностороннее содержание, не гарантирует того, что студент получит исчерпывающие рекомендации на тот или иной конкретный случай практической деятельности. В этой связи основной задачей дисциплины становится научить студентов методически верно строить отношения как служебные, так и межличностные, эффективно организовывать совместную деятельность и творчески применять знания в процессе самосовершенствования и оказания психологической помощи.

Перед обществом как социальным институтом стоят определенные задачи и цели, для их успешного осуществления выпускники должны овладеть продуктивными психолого-педагогическими технологиями и конструктивными подходами в процессе выполнения практической деятельности. В зависимости от того, насколько эффективно удастся овладеть теоретико-методологическими и прикладными аспектами психологии и педагогики, формируется социальное положение личности и это определяется не только тем, насколько успешен человек в решении практических задач, но и его авторитет в целом.

В перспективе студентам может понабиться умение правильно наладить атмосферу в коллективе, а, занимая руководящую должность, этот навык становится необходимым фактором, который достигается за счет умения анализировать отношения в процессе межличностного общения в рамках совместной деятельности. Знание психологических особенностей персонала, которое поможет не только с ним наладить отношения, но и будет мотивировать на дальнейшее совершенствование своих навыков и черт как личности, глубоко изучается в рамках курса педагогического процесса, умение использовать наиболее их перспективные методы открывает широкий горизонт для успешного развития коллективных отношений.

Обобщив вышесказанное, нельзя не отметить, что для успешного и гармоничного развития личности, для результативного выполнения ее функций в социуме, а также и для высокопрофессиональной подготовки специалиста необходимым условием является изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика». Сложно переоценить её роль в подготовительной системе студентов. «Психология и педагогика» включает в себя множество различных наук, и их глубокое усвоение становится неотъемлемым составляющим ее обучения, прежде всего, важны общественных дисциплины, они изучаются в наших вузах в рамках Государственных образовательных стандартов.

Список литературы

  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: КДУ, 2008.
  3. Абульханова К. А . Педагогика и психология. – М., «Совершенство», 1998.
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., «ЧеРо», 1999.