Анализ достигнутых результатов внедрения АПК «Безопасный город» на территории Санкт-Петербурга

№115-1,

социологические науки

В статье приводится обоснование актуальности внедрения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", который рассмотрен на примере города Санкт-Петербург. Автором приведены качественные и количественные доказательства эффективности внедрения данной системы.

Похожие материалы

Создание и развитие аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» в Санкт-Петербурге продолжает проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования элементов комплекса и развитие информационной инфраструктуры всех сегментов его образующих. Остановимся на основных показателях: городская система видеонаблюдения (ГСВН); система мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры; системы мониторинга экологической обстановки; система обмена информацией и поддержки принятия управленческих решений.

Рассмотрим каждый показатель более подробно.

1. Городская система видеонаблюдения (ГСВН) является ключевым элементом системы безопасности. Охват системы видеонаблюдения позволяет осуществлять мониторинг на территории всех 18 микрорайонов города. Количество камер видеонаблюдения с каждым годом возрастает, не малый вклад вносит интеграция сторонних систем. Динамика количества источников видеоизображения, а также предполагаемые показатели представлены на рис. 1.
Динамика количества источников видеоизображения ГСВН
Рисунок 1. Динамика количества источников видеоизображения ГСВН

С каждым годом количество источников видеоизображения, интегрированных в ГСВН возрастает и в 2019 году планируется достичь показателя в 30 тысяч камер видеонаблюдения. Тестовая эксплуатация запущена в мобильное приложение «Безопасный Санкт-Петербург», которое также позволяет осуществлять передачу видеоизображения с мобильных гаджетов.

Состав интегрированных в ГСВН источников видеоизображения сторонних систем представлен на рис. 2.

Источники видеоизображения сторонних организаций
Рисунок 2. Источники видеоизображения сторонних организаций

К 2020 году организована работа по установке видеодомофонов по 2 000 адресам, которые интегрированы в ГСВН. Активный вход в базу видеоданных имеют органы охраны правопорядка и безопасности, что повышает не только эффективность оперативного реагирования на правонарушения, а также предупреждать их возникновение.

2. Система мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры, позволяет реализовать комплексный подход к обеспечению безопасности объектов коммунальной инфраструктуры (социальной, пожарной, техносферной, экономической, информационной, т.д.) подразумевает высокий уровень информационного взаимодействия. Для этих целей создана и продолжает развиваться система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений». В эту систему собраны все социально значимые объекты городской инфраструктуры: школы, поликлиники, детские сады и прочие. В настоящее время учтено более 7,5 тысяч объектов, из них около 3,5 тысяч объектов образования, более 1,5 тысяч объектов здравоохранения, 7 объектов социальной защиты населения и иные учреждения. Для интегрирования объектов в данную систему создаются цифровые модели, планы архитектуры объектов, с расположением датчиков Комплексной системы обеспечения безопасности (КСОБ). Ее создание имеет своей целью визуализацию состояния объектов в режиме реального времени для осуществления их мониторинга и определения состояния защищенности. К 2020 году планами развития обеспечены подобными интерактивными схемами и планами на 100% все объекты социальной инфраструктуры города.

3. Система мониторинга экологической обстановки. Сегодня в крупных городах не редки проблемы, связанные с экологической обстановкой атмосферы, водной акватории, литосферы, стратосферы. Для недопущения экологических последствий различных происшествий вплоть до катастроф и защиты населения от них необходимо обеспечивать непрерывный мониторинг состояния окружающей среды и контроль за деятельностью производств.

Мониторинг окружающей среды и состояние экологической безопасности осуществляются силами и средствами органов власти города и межрегионального уровня, Комплекс защитных сооружений от наводнения и др. Портал позволяет получать данные, проводить аналитическую обработку и прогнозировать на короткий временной интервал. Поскольку при увеличении срока прогноза вероятность математически снижается. Разовые значения опасных концентраций автоматически фиксируются анализаторами каждые 20 минут, собираются данные в базу, и выводится аналитическая сводка с вероятностью прогноза ухудшения обстановки или ее благополучном исходе. Станции также оснащены приборами автоматизированной системы контроля радиационной обстановки.

На здоровье жителей города оказывают влияние такие отравляющие вещества, как выхлопные газы транспортных редств, выбросы промышленных предприятий переработки, предприятий теплоэнергетики, тяжелой и химической промышленности.

Помимо прочего, как уже было указано, Северная столица расположеа на многочисленных реках и каналах, а река Нева является судоходной и по ней ежегодно проходит большое количество крупных судов. Эти факторы не могут не отразиться на экологическом состоянии водных артерий города. Поэтому на постоянной основе проводится мониторинг состояния водной среды города. Для гидрохимических анализов пробы воды отбираются в 18 створах реки Невы и ее притоках. Данный подход позволяет формировать общую информационную базу антропогенного воздействия на водную акваторию города, обеспечивая управление режимом и ресурсами подземных вод на территории города. Наблюдательная сеть города включает более 60 наблюдательных пунктов.

На территории города определены 15 особо охраняемых природных территорий, которые характеризуются расположением на них природных комплексов и объектов, имеющих особое национальное значение, особое отношение в пожароопасный период. Мониторинг лесопожарной обстановки позволяет получать информацию с камер лесопарковых зон города, отслеживая очаги природных и техногенных пожаров.

4. Система обмена информацией и поддержки принятия управленческих решений.Имеющийся сегмент «Координация служб и ведомств и их взаимодействие» объединяет информационные потоки плановой и оперативной информации. На базе Городского мониторингового центра развернуты несколько систем приема заявлений граждан, в том числе Центр обработки вызовов 112 и Центр обработки вызовов 004. Ежемесячно в Городской мониторинговый центр поступают звонки о более, чем о 200 тысячах происшествий по вопросам безопасности, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Сравнительный анализ тематики и подведомственности поступающих обращений представлен на рис. 3.

Сравнительный анализ поступления обращений по тематикам
Рисунок 3. Сравнительный анализ поступления обращений по тематикам

Статистика вызовов показывает динамику количества вызовов по различным направлениям, передаваемых для реагирования в службы ЭОС. Уровень взаимодействия ДДС ЭОС за последние пять лет неуклонно растет.

Одной из важнейших составляющих информационно-технического поля является автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений».

В целях практического использования возможностей системы должностными лицами дежурных смен, вовлеченных в систему взаимодействия органов власти, необходимым является принятие регламентирующих документов в части определения прав и зон ответственности тех или иных органов власти и организаций.

Для формирования формализованных документов по различным оперативным обстановкам происходит объединение информации, поступающей от различных источников. К таким источникам относятся:

  • системы видеонаблюдения;
  • геоинформационные системы;
  • информационно-справочные материалы;
  • сообщения участников реагирования и дежурных служб об оперативной обстановке на месте происшествия.

При получении всей необходимой информации система может предложить необходимый алгоритм действий органам управления реагированием на происшествия и минимизации или недопущения серьезных негативных последствий.

В целях выработки единого подхода к системе принятия необходимых решений используется перечень рисков, характерных для города, на основании которого разработан Классификатор происшествий. Классификатор включает виды рисков, предусматривает различные типы происшествий с учетом подведомственности объектов и территорий, на которых возможны аварии и катастрофы. Все 24 риска, свойственные для Санкт-Петербурга, в Классификаторе разделены по категориям и группам происшествий, что позволяет аналитически выстраивать регламенты и алгоритмы действий оперативных дежурных при отработке сообщений о происшествиях.

Кроме того, Классификатор учитывает имеющийся опыт комплексного реагирования на различные виды происшествий и может служить для определения регламентов действий оперативной дежурной смены при принятии необходимых решений реагирования на происшествия (чрезвычайные ситуации), управлениями потоками передачи оперативной информации.

Учитывая, что планами по внедрению и развитию АПК в Санкт-Петербурге предусмотрено достижение определенных результатов эффективности комплекса к 2020 году, сегодня можно подвести предварительные итоги на основании доступной статистики.

Говоря о достижении повышения качества реагирования и управления рисками, необходимо провести оценку количественных показателей происшествий и аварий на территории города.

Основным показателем эффективности при оценке АПК принято повышение общего уровня безопасности населения, выражающееся в снижении общего количества преступлений и происшествий.

По данным органов охраны правопорядка статистика совершения преступлений (по состоянию на декабрь 2019 г. в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет) на территории города отображает заметное их снижение, рис. 4.

Динамика общего количества преступлений
Рисунок 4. Динамика общего количества преступлений

В части повышения уровня безопасности на дорогах статистика отмечает общее снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, следствием чего является уменьшение количества случаев комплексного привлечения сил и средств различных структур к ликвидации последствий подобных происшествий.

По сравнению с 2015 годом количество дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с пострадавшими снизилось на 28,4 %, что является индикатором повышения уровня общественной безопасности на дорогах.

Среди критериев предусмотрено снижение количества пожаров и экономического ущерба. Официальные данные, представленные в Анализе служебной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу за 2019 год, являются индикатором того, что ежегодно отмечается снижение общего количества пожаров и пострадавших на них.

Динамика количества пожаров на территории города представлена на рис. 5.

Динамика количества пожаров на территории города
Рисунок 5. Динамика количества пожаров на территории города

За анализируемый период наблюдается положительная динамика снижения как общего количества пожаров, так и пожаров по повышенным номерам сложности.

Подводя итог, можно сказать, что проведенный анализ данных и статистических показателей по развитию основных сегментов АПК города показал положительную динамику как количественных, так и качественные показателей эффективности. Из результатов анализа следует, что на данный момент уже возможно оценить положительные изменения в сфере обеспечения безопасности и защиты населения города от различного рода опасностей.