Реализация электронного обучения по охране труда и основам безопасности

№116-1,

педагогические науки

В статье обоснована необходимость соблюдения требований охраны труда при выполнении различных видов деятельности, которые нашли свое применение в электронной информационной образовательной среде.

Похожие материалы

Образовательная деятельность современного общества не представляется возможной без электронного обучения, реализующейся в цифровой образовательной среде. Соблюдение мер безопасности при организации различных видов деятельности профессионального обучения не исключение.

Безопасность труда при выполнении служебных обязанностей, а также других видов деятельности зависит от многих факторов и в первую очередь от уровня подготовленности (компетентности) работника, адекватности и безопасности его действий. По статистическим данным за 2019 год [1, 2] основные виды травматизма в процессе обучения (образовательная деятельность) приведены на рис. 1.

Основные виды травматизма, полученные в образовательном процессе
Рисунок 1. Основные виды травматизма, полученные в образовательном процессе

Коренной причиной высокой аварийности в образовательной деятельности является ослабление управления безопасностью. Для преодоления этой тенденции необходимо придать управлению безопасностью превентивный характер, профилактическую направленность, а также последовательно внедрять элементы снижения профессиональных рисков. Для этого необходим переход от традиционных методов управления охраной труда к управлению профессиональными рисками.

Основным решением является переживание обучающимся профессиональной деятельности, выполнения заданий. Известно, что различные ситуации в учебной деятельности требуют различного подхода и развития нестандартного мышления обучающегося на основе нормативно-правовых документов. На данный момент система высшего профессионального образования претерпевает изменения: традиционное обучение сменяется практико-ориентированным. Технические передовые технологии способствуют развитию инновационных образовательных средств и инструментов. Поэтому внедрение их в системе профессионального высшего образования на сегодня является актуальной задачей.

Всестороннее изучение концепции безопасности и охраны труда выявило необходимость внедрения данной дисциплины в электронную информационную образовательную систему, используя самые современные технологии. Известно, что техника и технология требуют, чтобы ими управляли хорошо обученные и дисциплинированные люди, и что осознанные действия человека (в том числе в процессе трудовой деятельности) обычно диктуются его потребностями, а его трудовые возможности определяются в основном психофизиологическим и моральным состоянием и уровнем подготовки к труду.

Электронный тренажер не наносит вреда здоровью и жизни обучающегося в случае опасного поведения или выполнение действий, не регламентированных документами по охране труда, обучающийся эмоционально переживает свое поведение и может увидеть результат своих неоправданных действий и их последствия (рис. 2).

Использование тренажера на лабораторных работах по дисциплине «Детали машин»
Рисунок 2. Использование тренажера на лабораторных работах по дисциплине «Детали машин»

Данные тренажеры могут быть профессионально-ориентированным, применяться перед выходом на стажировку или практику, выполняя трудовые функции по должности (например, в должности пожарного, командира отделения, т.д.), поскольку какие непредвиденные ситуации ждут на боевом дежурстве — неизвестно (рис. 3).

Имитационные занятия по профилю приобретаемой специальности
Рисунок 3. Имитационные занятия по профилю приобретаемой специальности

Имитируя профессиональную деятельность в процессе обучения на тренажере обучающиеся получают:

  • первичный опыт профессиональной деятельности,
  • навыки профессионального поведения,
  • знания профессиональной деятельности,
  • психологическую подготовленность,
  • основы организационной деятельности на основе регламентирующих документов,
  • организационно-управленческие умения.

Внедряя в профессиональное обучение тренажеры по охране труда можно достичь:

  • увеличения в 2 раза образной памяти человека;
  • вырабатывания моторных навыков без риска для обучающегося и оборудования;
  • увеличения познавательной мотивации профессиональной деятельности.

Система высшего профессионального образования совершенствуется, а поиск активных подходов организации профессиональных занятий в настоящее время остается неразрешенной. Применение технологий дополненной реальности при формировании профессиональных умений и навыков способствует формированию профессионально важных компетенций у обучающихся. Данный подход может иметь широкое распространение не только на учебных дисциплинах, но и в исследовательской, проектной и рационализаторской деятельности, а технические информационно-электронные технологии способствуют развитию инновационных образовательных средств и инструментов.

Список литературы

  1. Статистика травматизма по данным Росстат. URL: https://rosinfostat.ru/travmatizm/
  2. Статистика несчастных случаев 2000-2019 годов. URL: https://help-ot.ru/ohranatruda.php?id=349
  3. Кропотова Н.А., Горинова С.В. Анализ адаптивного управления процессом подготовки специалистов техносферной безопасности // Сборник XIII Международной научно-практической конференции, посвященной году культуры безопасности «Пожарная и аварийная безопасность». Иваново, ИПСА ГПС МЧС России, 2018. — Ч. 2. — С. 323 — 327.
  4. Кропотова Н.А. Апробация личностно-ориентированного подхода по дисциплине «Прикладная механика» // Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. — С. 106 — 109.