Литературная игра как прием изучения русской современной прозы в школе (на примере творчества В.О. Пелевина)

№117-1,

филологические науки

В статье рассматривается сущность педагогической игры и ее использование при изучении русской современной прозы в старших классах. Проанализировано творчество В.О. Пелевина на предмет игрового изучения. Предложена методика проведения литературной игры по сюжетным циклам произведения В.О. Пелевина «Жизнь насекомых».

Похожие материалы

Современная образовательная система характеризуется стремлением педагога использовать активные методы и формы обучения (деловые игры, дискуссии, «мозговой штурм» и др.). Традиционно к активным методам обучения относится игра, которая, применительно к филологическим дисциплинам, помогает не только повысить познавательный интерес учащихся к литературе, но и значительно интенсифицирует творческую и коммуникативную деятельность школьников в рамках обучения стратегиям чтения и письма, что в свою очередь способствует более осмысленному постижению художественного произведения.

Существуют различные модификации педагогических игр, используемых в том числе и в школьном изучении литературного курса. «Все они направлены на выполнение трех основных функций: 1) инструментальной — формирование определенных навыков и умений; 2) гностической — формирование знания и развития мышления учащихся; 3) социально-психологической — формирование и развитие коммуникативных навыков» [2, с. 156].

При этом, как справедливо указывает Н. К. Ахметов, «каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая — в дидактических, последняя — в ролевых играх» [3, с. 241].

Дидактическая игра выступает как игровой и как учебно-познавательный результат. Игровая функция реализуется через обсуждение действий, анализа соотношения игровой ситуации с реальностью. Основу деятельности составляет игровое моделирование. Обстановка меняет позицию учителя, который выполняет роль организатора, помощника и соучастника общего действия. По мнению О. Н. Мезиной: «чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее скрыта цель» [4, с. 392].

Технология деловой игры делится на этапы: 1) подготовки (разработка сценария — условное отображение ситуации и объекта); 2) ввода в игру (режим работы, цель занятия, выбор ситуации, постановка проблемы); 3) процесса игры (запрет изменения ходы игры, только ее корректировка).

Предложим методику проведения литературной дидактической игры при изучении русской современной прозы (на примере творчества В. О. Пелевина).

Изучение В. О. Пелевина в школьном курсе литературы является самостоятельным и вариативным. Произведения писателя — отличный материал для иллюстрирования особенностей постмодернизма, установления сопоставительных связей между классическими и новыми текстами, фантастики и реальности.

«Жизнь насекомых» [6] — второй роман В. О. Пелевина, где реальность перевоплощается в фантасмагорический мир. По мнению В. Ермолина это: «огромный роман-анекдот, так как показана серия анекдотов о людях, оказывающихся насекомыми, и о насекомых, имеющих человеческие черты».

Главные герои произведения отражают современные типы людей: бизнесмены, бандиты, наркоманы и т. д. Они способны к изменению, к фантастическим перевоплощениям одного насекомого в другое. Изменения, они же метаморфозы, позволяют автору свободно перемещаться между темами и пространствами, не путая восприятие читателей.

К каждому сюжетному циклу между главами нами предлагается модель инсценировочной игры-спектакля (деловой игры / исполнение ролей), где учащиеся должны понять поведение того или иного героя романа в определенной ситуации и передать это чувство зрителям. Каждое занятие состоит из трех этапов: 1– подготовка (выбор героев, подбор костюмов), 2 — ввод в игру (установка учебной цели, проблемной ситуации), 3 — процесс игры. После инсценировки учитель завершает занятие проблемной и нравственной дискуссией цикла.

Ключом к пониманию смысла романа служит эпиграф — фрагмент стихотворения И. Бродского: «...Вместо слабых мира этого и сильных лишь согласное гуденье насекомых» [6, с. 3]. Действительно, писатель не изображает «слабых» и «сильных» мира. Он вообще никак не классифицирует его обитателей, не делит их на хороших и плохих, как это принято в классической басне. Он изображает реальные социальные типы и присущие им характеристики.

Категория «жизнь» является тем концептуальным центром, который стягивает к себе все пучки смыслов произведения.

Первый сюжетный цикл. Герои — Арнольд, Артур, Сэм — комары-бизнесмены. Они хотят построить свой бизнес, не гнушаясь ничем. Главы: «Русский лес», «Убийство насекомого», «Энтомопилог». Учебная цель — показать метаморфозу человеческих эмоций в насекомых. Три главных героя должны максимально отодвигать от зрителя тот факт, что их персонажи не люди. Их реплики ограничатся деловыми переговорами, лишь в финале эпизода они разговаривают о предпочтениях в выпивке (крови). В это время на мониторе появляется узнаваемая местность и детализировано-изображенные комары. «Русский лес» — русский человек, точнее его кровь. По состоянию Сэма после обеда узнаваема характерная злободневная черта русских мужчин. Дискуссия о социальном слое населения, готовым идти на все.

Второй сюжетный цикл. Герои — Марина, Николай — муравьи. Главы: «Жить, чтобы жить», «Жизнь за царя», «Три чувства молодой матери». Учебная цель — показать жизненный приоритет, двуличное окружение. Это сольное выступление учащегося с монологами о том, что ей нет дела до внимания мужчин во время поиска пропитания и конструирования своего жилища. Затем Марина встречает Николая. Они идут в театр, знакомятся с товарищами парня — офицерами. После театра Николай падает, и Марина зовет на помощь. Вместо помощи молодые офицеры грабят и убивают его. Марина откладывает яйца. Ее дочь Наташа захотела стать мухой, чтобы добиться большего в жизни, не прилагая особых трудовых усилий. Сопоставительный анализ с реальными приоритетами людей, самого главного в жизни.

Третий сюжетный цикл. Герои — Наташа, Сэм. Главы: «Третий Рим», «Полет над гнездом врага», «Энтомопилог». Учебная цель — показать желание выбраться из окружения, изменить жизнь. В диалоге между героями прослеживается флирт и кокетливые взгляды, расспросы о других странах. Герои идут к Наташе, флиртуют. Наташа показывает шрам от раствора формалина. Разговор о жизненных трудностях жизни мухи под землей и желание выбраться. В финале романа Наташа погибает. Сэм относится к этому равнодушно. Дискуссия о том, на что готовы пойти те, кто хочет изменить жизнь и жить «под солнцем».

Четвертый сюжетный цикл. Герои-скарабеи — отец и сын, таракан-цикада — Сережа. Главы: «Инициация», «Paradise», «Стремление мотылька к свету», «Колодец», «Второй мир», «Черный всадник». Их объединяет одна цель — показать смысл существования насекомого в реальном мире.

«Инициация».Герои — отец и сын — скарабеи. Учебная цель — понять, что такое Йа. На сцене герои катят катушки, у сына меньше. Отец объясняет, что у каждого есть свой Йа, он частично передается от родителей и приобретается в течение всей жизни. Лепится Йа из всего, что окружает человека. В конце урока каждый зритель поясняет понятие Йа со своей точки зрения. Урок-игра может быть представлен совместно с постановкой проблемной ситуации поиска самого себя.

«Paradise». Герой — таракан-Сережа. Учебная цель — показать бесцельное существование. Монолог героя направлен на жизнь без интересов, без обременений и забот. Он пытается что-то изменить, но жизнь его проходит зря. Он перерождается в цикаду, сбрасывает с себя Йа, но внутри остается тем же рыжим тараканом. После преодоления жизненный тягот его существование не меняется. Несмотря на все это, Сереже нравится футлярность существования. Дискуссия о жизненных целях.

«Стремление мотылька к свету», «Колодец», «Второй мир». Герои — Митя и Дима — мотыльки. Они разговаривают о существовании света, что за ним. В диалоге учащихся следует отметить заявление мотылька о том, что все живут во тьме, и лишь иногда бывает светло. Митя решается на полет к свету, видит лишь таких же насекомых. Спускается в колодец и осознает, что свет существует внутри каждого. Он сбрасывает с себя тленное существо. Дима же оказывается тем самым жизненным грузом, который мешал жить Мите. Дискуссия о свете внутри каждого и что понимается под его определением.

«Черный всадник». Герои — Максим, Никита — клопы-наркоманы. Учебная цель — показать неизбежность судьбоносного бумеранга. Диалог ребят о клопах, которых они обнаружили под лупой косяка. Затем они убегают от милиции по бетонной трубе. Она же оказывается косяком и их сжигают (выкуривают). Дискуссия о том, что существует жизненный бумеранг.

Сюжетные циклы романа «Жизнь насекомых» мы предлагаем рассматривать на отдельных уроках для более ясного понимания авторского замысла. При изучении данного произведения игровая технология сливается с проблемной технологией, создавая игру с дискуссионным характером.

Игра представляет собой один из продуктивных приемов аналитической работы при изучении образцов русской современной литературы в XI классе, рассмотрение которых предусмотрено школьными общеобразовательными программами самостоятельно и выборочно. Это обусловлено в большей мере и тем, что яркость, фееричность, необычность этих произведений не позволяет ограничиваться педагогу традиционными, стандартами методами их изучения и требует привлечения более активных методов работы со стихотворным текстом. Дидактическая игра применяется на конечном этапе рассмотрения творчества В. О. Пелевина, в частности романа «Жизнь насекомых». Здесь целесообразно использовать литературную игру творческого характера, в рамках которой посредством поиска ответов на поставленные вопросы, воспроизведением отдельных эпизодов, составления логических цепочек, театрализации действия происходит знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, расширение культурного кругозора учащихся, воспитание в каждом из них духовной и гармоничной личности.

Список литературы

  1. Ахметов, Н. К. Игра как процесс обучения [Текст] / Н. К. Ахметов. — М. : Просвещение, 2001. — 240 с.
  2. Дергачева, Л. М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов [Текст] / Л. М. Дергачева // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2005. — № 5. — С. 39-43.
  3. Копылова, В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе [Текст] / В. Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158.
  4. Мезина, О. Н. Деловая игра как технология формирования управленческих умений учителя [Текст] / О. Н. Мезина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2007. — №45. — С. 390-396.
  5. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  6. Пелевин, В. О. Жизнь насекомых [Текст] / В. О. Пелевин. — М. : Эксмо-Пресс, 1993. — 180 с.