Программа профилактики опасного и нестабильного поведения подростков

№117-1,

социологические науки

Опытно-экспериментальная работа профилактики опасного и нестабильного поведения подростков.

Похожие материалы

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «Элистинская классическая гимназия» в 7 -8 классах. Экспериментальный массив составил 116 учащихся. В экспериментальной группе — 57 учащихся, в контрольной группе — 59 школьников. Содержание ОЭР представлено в таблице 1.

Таблица 1. Этапы и содержание ОЭР

этап

цель

содержание

I этап — констатирующий

определить критерии и уровни готовности подростков к безопасному поведению и на этой основе провести диагностику

разработка критериальной и диагностической базы;

диагностические мероприятия;

анализ полученных результатов

II этап — формирующий

разработать и апробировать программу профилактики опасного и нестабильного поведения подростков

разработка и проведение

мероприятий, направленных на профилактику опасного и нестабильного поведения подростков

III этап — заключительный

выявление педагогических условий реализации профилактических мероприятий по преодолению опасных проявлений подростков

контрольные диагностические мероприятия, сравнение и обобщение результатов ОЭР

В начале проведения опытно-экспериментальной работы нами были проведены опрос школьников и анкетирование родителей всего массива респондентов с целью выяснения склонности к опасности и нестабильности поведения. Опрос школьников проводился по методике диагностики склонности к девиантному поведению. Она включает семь шкал, по которым проводилась оценка исследуемого феномена.

Из результатов опроса по шкале «Установка на социальную желательность» следует, что такая установка имеет высокий уровень — 72% учащихся хотят быть признаны в социуме, и находить в нем достойное место.

Анализ полученных ответов по шкале «Склонность к преодолению норм и правил» показал, что 59 % учащихся утвердительно ответили на вопросы, следовательно имеют подобную склонность.

Вопросы по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» (злоупотребление веществами, меняющими психическое состояние — алкоголь, наркотики и т.д.) получили положительный ответ у 16% опрашиваемых.

По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» получено 12% положительных ответов. По шкале «Склонность к агрессии и насилию» — 41%. Способность к «Волевому контроль эмоциональных реакций» подтвердили 39 % учащихся, а опрос по шкале «Склонность к делинквентному поведению» (склонность к противоправному поведению, наносящему вред окружающим и обществу) продемонстрировали 5% респондентов.

Анкетирование родителей позволило определить их отношение к опасному и нестабильному поведению детей:

1. 95% родителей все перечисленные формы поведения считают отклоняющимися от нормы.

2. Наибольшее беспокойство у родительского сообщества вызывают:

  • употребление подростками алкоголя– 42%;
  • курение — 47%;
  • грубость и сквернословие — 51%.

Остальные пункты были упомянуты в анкетах, но их количество минимально, поэтому мы делаем вывод об их локальных проявлениях.

Почти все родители признались (85%), что их дети более 8 часов предоставлены сами себе.

В свободное от учебы время занимаются спортом — 32% учащихся; играют в компьютерные игры — 63%; гуляют с друзьями — 41%, ничего не делают либо отдыхают (слушают музыку, лежат на диване, общаются по телефону) — 12%.

По мнению родителей, основными причинами отклоняющегося от нормы поведения, являются (предъявлены по убыванию):

  • стремление подростков быть самостоятельными и независимыми — 74%;
  • неумение контролировать и управлять своими эмоциями, повышенная возбудимость детей — 71%;
  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, безнравственного поведения, транслируемые средствами массовой информации и через Интернет — 68%;
  • заниженная самооценка, неуверенность в совей привлекательности — 59%
  • стремление получить сильные впечатления — 52%.

Отвечая на вопрос, о том, к какому специалисту обратились бы за помощью, в случае проблем с поведением ребенка — 43% родителей сделали выбор в пользу классного руководителя; 52% — выбрали вариант «справились бы самостоятельно».

62% респондентов опасаются вовлечения их ребенка в плохую компанию, при этом опасения вызывают — у 53% употребление алкоголя, табакокурения, у 12% — употребление наркотиков или их распространение, у 16% — ранние половые контакты.

Обобщая результаты опроса школьников и анкетирования родителей мы пришли к выводу, что почти половина опрошенных подростков находится в зоне риска и при неблагоприятных условиях могут реализовывать опасное и нестабильное поведение в повседневной жизни.

На констатирующем этапе, на основании разработанной модели, нами были определены критерии и показатели готовности подростков к безопасному поведению (таблица 2).

Таблица 2. Критерии и показатели готовности подростков к безопасному поведению

критерий

показатели

методы диагностики

когнитивный

наличие знаний о способах безопасного поведения, знание природы возникновения опасности

тестирование, беседы, опрос

психолого-мотивационный

направленность и мотивация

подростков на безопасное поведение, потребность и желание подростков в

обеспечении личной и общественной безопасности, уровень внутренней

мотивации учащихся к подготовке и самоподготовке в области безопасности; познавательная активность, аналитический стиль мышления; нервно-

психологическая устойчивость, уровень тревожности как показатель развития

уверенности подростков.

анкетирование,

наблюдение; беседы,

опросник «Стиль мышления»

Р. Бремсона и А. Харисона;

модифицированная форма «В» опросника FPI; опросник «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор); методика изучения ценностных ориентаций С.Шварца

тест-опросник Р.М. Грановской и И.М. Никольской «Как вы относитесь к подготовке в области безопасности»

деятельностно — операциональный

навыки, умения, необходимые для реализации безопасного поведения, умение оценить опасную ситуацию, виды опасности, физическая подготовленность, реализация безопасного поведения в повседневной жизни; умения осуществлять эмоционально-волевую регуляцию своего поведения

наблюдение, тестирование; ролевые игры, моделирование и анализ ситуаций, выполнение нормативов по физической подготовке;

тест Ю.В.Злобиной

прогностическо — творческий

способность к видению проблем, способность предвидения последствий опасности, нестандартность

мышления, способность к инновациям

моделирование и анализ ситуаций, анализ продуктов творческой деятельности подростков

На основании выделенных критериев и показателей были определены уровни развития готовности подростков к безопасному поведению — низкий, средний, высокий (таблица 3).

Таблица 3. Уровни готовности к безопасному поведению

критерий

уровень

низкий

средний

высокий

когнитивный

отсутствуют знания о безопасном поведении, знания природы возникновения опасности

наличие знаний о безопасном поведении, знания природы возникновения опасности, но они отличаются бессистемностью и отрывочностью

глубокие и прочные, системные знания о безопасном поведении в окружающем мире и социуме

психолого-мотивационный

безопасность и здоровье не являются ценностно-значимыми, имеется склонность к саморазрушению, отсутствие оценки и критичности своего поведения

осознается личная безопасность, подготовка к саморазвитию в области безопасного поведения обусловлена внешними факторами, имеется адекватная оценка степени опасности ситуации

безопасность и здоровье являются важными ценностями, подготовка к саморазвитию в области безопасного поведения обусловлена внутренними

факторами; способность к коррекции своего поведения

деятельностно — операциональный

отсутствие или слабо выраженные умения безопасного поведения; наличие опасных проявлений в поведении

владение умениями безопасного поведения в стандартных условиях по алгоритму, реализация безопасного поведения в повседневной жизни.

владение умениями безопасного поведения в нестандартных ситуациях, безусловная реализация безопасного поведения в повседневной жизни.

прогностическо — творческий

отсутствие способности к прогнозированию опасной ситуации; адекватной реакции на опасную ситуацию

не стабильное проявление способности к прогнозированию опасной ситуации;

импульсивное поведение в опасной ситуации; выбор непоследовательных действий в опасной ситуации; отсутствие самостоятельности

способность к прогнозированию последствий опасной ситуации; способность быстро, адекватно и самостоятельно находить решение в нестандартной ситуации

Уровни готовности определялись в соответствии с таблицей. В случае, если один из критериев находился на низком уровне, готовность не сформирована. В остальных случаях уровень определялся в соответствии с большим количеством проявлений уровней.

При диагностике когнитивного критерия нами использовались тестовые задания по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-8 классов, включающие вопросы на знание возможных опасностей окружающей среды и социума, причинах их возникновений и последствиях, способах обеспечения личной безопасности, средствах защиты и т.д. Проводились индивидуальные беседы, опросы направленные на выяснение уровней знаний подростков о безопасном поведении.

Выраженность психолого-мотивационного критерия исследовалась посредством анкетирования, наблюдений, опросника «Стиль мышления» Р. Бремсона и А. Харисона. Диагностическая методика направлена на изучение особенностей осмысления подростками окружающей действительности, анализа жизненных ситуаций, решения стоящих перед ними проблем, с позиции своего характера, мотивации, шкалы ценностей.

Диагностика состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения осуществлялась посредством модифицированной формы «В» опросника FPI.

Результаты, полученные в ходе диагностики позволят нам коррелировать поведение подростков с психологическими характеристиками.