Размышления над проблемой манипуляции сознанием

№18-1,

Философские науки

Статья подготовлена по книге С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»

Похожие материалы

Тема манипуляции сознанием несомненно очень актуальна в наше время. Сейчас существует огромный спрос на средства манипуляцию. В первую очередь, он связан со стремлением достичь какой-либо цели, связанной с действиями людей. Манипулировать могут политики, философы, бизнесмены, даже простые продавцы на рынках. Даниэль Домшайт-Берг в своей книге «Wikileaks изнутри» приводит такой пример современного манипулирования общественным сознанием: на сайте WikiLeaks были опубликованы две версии меморандума, настоящая и фальшивая, между кенийскими политиками, который поддержал президент США Барак Обама. Из фальшивого можно было сделать вывод, что Обама поддерживает введение в Кении шариата, что абсурдно, и эту версию документа распространяли издания, симпатизирующие оппоненту Обамы в президентской гонке. [1] С развитием современных информационных технологий с одной стороны стало гораздо проще манипулировать общественным сознанием – телевидение, которое является главным инструментом манипуляции, стало для многих основным источником получения информации, с другой стороны развитие интернета дает возможность выбора источника информации, возможность получения её из первых рук, тем самым манипулировать обществом становится гораздо сложнее.

Может показаться, что книга Сергея Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» является пропагандой политических, весьма спорных, взглядов автора. Но среди множества политической пропаганды можно найти и полезную научную информацию. Так автор дает определение термину «Манипуляция». Слово манипуляция (от лат. Manus – рука и ple – наполнять) – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Полное определение, которое дает автор такое: манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

Манипуляция – это намеренное введение кого-то в заблуждение с какой-то вполне определенной целью. Ключевое слово здесь «намеренное». Часто то, что мы принимаем за манипуляцию может быть всего лишь случайной ошибкой. [3] Также автор отождествляет манипуляцию и обыкновенный обман. Кара-Мурза приходит к выводу, что всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Главное условие успешной манипуляции – нежелание большинства людей усомнится в передаваемых им сообщениях, новостях, нежелание критически относится к ним. Важно не только заметить потенциально ложное сообщение, но и выстроить правдоподобные версии истинного замысла ложного послания.

Кара-Мурза выделяет такие признаки манипуляции: непонятные аудитории фразы в речи говорящего, эмоциональность сообщений, сенсационность и срочность передачи сообщения, многократное повторение информации, дробление проблемы, смешение информации и мнения о ней, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов и некогерентность высказываний. С такими типами подачи информации мы, действительно, сталкиваемся регулярно. Также автор приводит способы защиты от манипуляции: сокращение контактов с манипуляторами, уход от захвата, изменение темпа, отсеивание шума, непредсказуемость, отключение эмоций.

Кара-Мурза также затрагивает тему информационных войн, По мнению профессора Ин­ститута проблем информационной безопасности МГУ Сергея Расторгуева, «Информационная война – это борьба государств с использованием информационного оружия, под которым я понимаю информационные технологии и технические средства, поставленные на конвейер. Они позволяют генерировать необходимые зрелища, идеи, распространять и внедрять их – в уши, глаза, сердца людей.» [4]

Несмотря на правильные вещи, о которых пишет Кара-Мурза в его работе есть слабые места: он считает, что манипуляция сознанием возникла только в 20 веке. Но это совсем не так. Манипуляция была всегда, другое дело, что изменились её источники: если раньше это была в основном церковь, которая навязывала свои догматические идеи массам, то сейчас эту нишу заняли публичные политики и СМИ.

Кара-Мурза также полагает, что манипуляция значительно хуже чем прямое принуждение объекта. Но это не так, например, Руслан Баженов в своей критике «манипуляции сознанием» доказывает эту точку зрения так: «Если мне будут «потихоньку внушать» гадость про какого-нибудь человека, я могу сопротивляться, могу не поверить. А вот если заставят публично отречься, то тут остается два выхода: погибнуть физически или погибнуть как личность.» [3]

Выводы, которые делает Сергей Георгиевич в заключении несколько смущают: с одной стороны он говорит о том, как важно не становится человеком массы, при этом призывает отказаться от индивидуальности. «Политическая передача делает упор на маргинальных, частных явлениях, нюансах проблемы. Тем самым маскируются реальные причины страшной беды народа»[2]. И далее у него можно найти такой пример «чудовищных последствий манипуляции в Западном мире»: «Валенсия. 20-летний юноша, переодевшись черепашкой-ниндзя, ворвался в соседний дом и зарезал супружескую пару и их дочь.»[2]. Автор очень часто противоречит самому себе, но вряд ли он делает это нарочно.

Манипуляция сознанием является крайне негативным явлением в современном обществе, с ней нужно бороться, но при этом не надо впадать в крайности, как это иногда делает Сергей Кара-Мурза. Нельзя объяснять все проблемы общества происками манипуляторов. Человек – существо разумное, и он вполне может противодействовать манипуляции, выдвигая против неё истину.

Список литературы

  1. Wikileaks изнутри/Даниэль Домшайт-Берг; пер. с немецкого А. Чередниченко, О. фон Лорингхофен, Е. Захаровой. – М.; Астрель: CORPUS, 978-5-271-34954-6; 2011 – 320 с.
  2. Манипуляция сознанием/ С. Г. Кара-Мурза – М. Эксмо; ISBN 978-5-699-10826-8; 2009 г. – 864 с.
  3. http://scepsis.net/library/id_1859.html
  4. http://lgz.ru/article/-42-6435-23-10-2013/informatsionnye-voyny-ugroza-dlya-tsivilizatsii-/?sphrase_id=25514