К вопросу о сублимации

№24-1,

Философские науки

В данной статье разбирается вопрос о сублимации, ее значении в нашей жизни. Исследуя данную тему осуществлялся упор на соответствующую литературу. В частности рассматриваются работы Симонова, Ильина, Данилина. Разбирая литературу, приводились примеры иллюстрирующие принцип работы сублимации. Сублимация рассматривается с точки зрения Фрейда и Симонова. Что позволяет понять способ управления сублимацией.

Похожие материалы

Человек, как и любое живое существо, имеет определенные потребности. Опираясь на работу П.В. Симонова «Темперамент, характер, личность», мы можем выделить 3 вида потребностей - биологические, социальные, идеальные.

Биологические или витальные потребности направлены на сохранение жизни человека, из биологической группы потребностей вытекает множество квазипотребностей, например таких как потребность в пище, питье, сне, жилище и т.д. Важно, что биологические потребности, связанны с потребностью экономии энергии, т.е. достижение цели способом, при котором энергия затрачивается в меньшей степени. Социальные потребности связаны со стремлением человека занять определенную позицию в обществе, с желанием любви и признания, Симонов верно указывает, что нельзя связывать социальные потребности лишь с жаждой власти. Идеальные потребности связанны с познанием этого мира, стремлением человека изучить его. Сюда же стоит отнести и желание человека творить, заниматься искусством.

Руководимый собственными потребностями человек зависит от существующей социально – исторической нормы и степени их удовлетворения. Философы, отвечая на вопрос о смысле жизни, часто определяют его как стремление к счастью. Но человек может быть счастлив настолько, насколько удовлетворены его потребности. Однако, как мы все понимаем в данном вопросе мы сталкиваемся с невозможностью удовлетворения некоторых потребностей, что приводит к страданиям, дискомфорту, страхам, комплексам и неудовлетворенности. Любой поступок человека можно объяснить с точки зрения потребностей. Они, трансформируясь в цели, заставляют человека действовать тем, или иным образом. Когда человек не в состоянии удовлетворить некоторые (не физиологические) потребности, возникает сублимация.

Термин сублимации был выдвинут З. Фрейдом в начале ХХ столетия. В впоследствии термин сублимации получил множество трактовок. Сублимация, (от лат. sublimo - возвышаю) – замена низших потребностей, неприемлемых в социуме, на высшие поощряемые обществом. В теории Фрейда, человеком движет либидо, основанное на сексуальном влечении. Исходя из этого постулата Фрейд считал, что не существует социальных и идеальных потребностей, есть лишь физиологические, из которых преобладающей является потребность в сексе.

Я считаю, что Фрейд был от части прав, утверждая, что человек это существо, которое подвластно сексуальному инстинкту, но он вовсе не является первоочередным. В действительности, существуют виды потребностей (см. выше), кроме физиологических (витальных) есть и социальные потребности: потребность в любви, признании, саморазвитии, уважении, знаниях, общение. У каждого индивида складывается своя иерархия потребностей. Здесь все зависит от развития личности, характера, темперамента. Именно это определяет дальнейшую направленность человеческих стремлений.

Чтобы лучше осознать, что же такое сублимация достаточно привести примеры из нашей жизни. Если следовать Фрейду, то мы должны признать, что неудовлетворенные сексуальные потребности индивида влекут за собой стресс и желание перенаправить сексуальную энергию в другое русло, преобразуя ее в социально приемлемые действия. Сам Фрейд приводит в пример Леонардо да Винчи, у великого художника и изобретателя был подавлен сексуальный инстинкт, и вся энергия была полностью сублимирована, направлена на творчество. Встречаются и совершенно обратные ситуации, когда человеку, помешанному на сексе совершенно не интересна социальная жизнь, его энергия направлена лишь в сексуальное русло, и если он беспрепятственно получает желаемое, можно с уверенностью сказать, что его социальные потребности сходят на нет. В случае с Леонардо да Винчи мы встречаем пример положительной сублимации, тогда, как она бывает и отрицательной. Например, люди с подавленной сексуальной энергией склонны к агрессии, а порой и убийствам, так утверждают многие психологи «фрейдисты». Достаточно вспомнить, что множество серийных убийц совершали свои преступления на сексуальной почве, прибегая к различным извращениям. Подавленное в какой - то момент сексуальное влечение сублимируется в жажду убийства, в гипертрофированной форме. Однако с точки зрения П.В. Симонова, проблема не в том, что подавлена сексуальная энергия, а в том, что не развиты социально приемлемые формы удовлетворения потребностей. Безусловно, данная точка зрения обоснованна, и поможет нам ответить на вопрос, каким же образом мы можем помочь человеку выбрать верный пусть сублимации потребностей.

Все, что есть у современного человека это результат, в частности и такого явления, как сублимация. Безусловно, мы должны научиться управлять столь важной функцией, что бы сократить количество людей с диликвентным (опасным для общества) поведением. Разумеется, самым страшным для общества является сублимация сексуальной энергии в агрессию, жажду убийства, гипертрофированное сексуальное чувство (извращения). Серийные убийцы, маньяки насильники, педофилы, и прочие люди опасные для общества были изучены с точки зрения психологии. Ученые, прибегая психоанализу, почти всегда находили причину социально опасного поведения в детских психологических травмах. Люди подверженные агрессии чаще всего сами страдали от нее, из – за чего их озлобленность, психологические травмы и комплексы выливались в жажду убийства. Выход кажется очевидным, ненависть может быть подавлена лишь любовью и ничем более. Любовь мы можем определить опираясь на работу русского философа И.А. Ильина, и его работу «Почему мы верим в Россию». Он говорит о том, что «любовь есть основная духовно-творческая сила русской души». Все упирается в воспитание, но тут важно не скидывать ответственность лишь на семью, которая, безусловно, играет ведущую роль в данном вопросе. Но важно не забывать и государственной политике в отношении психологического здоровья своих граждан. Именно здесь на помощь психологам должны придти философы, обсуждая данной вопрос нам важно подготовить идеологически общество к осознанию проблем связанных с их внутреннем состоянием, а так же пути разрешения данных конфликтов.

Обратим внимание на современную Россию, которая в данном вопросе ощутимо контрастирует с западом. Сегодня многие российские граждане, находясь в состоянии апатии и депрессии, не приходят на прием к специалистам, а в подобных ситуациях стараются либо справиться со стрессом самостоятельно, либо посредством обсуждения проблемы с друзьями, родственниками и т.д. В Европе человек ощущая внутренний дискомфорт, обращается к психологу, что и позволяет эффективнее решать проблему.

Общественное мнение в России не различает такие понятия, как психолог и психиатр. Психолог работает со здоровыми людьми, которые столкнулись с проблемами, в отличие от психиатра, который лечит душевнобольных. Кроме того Россия страдает «синдромом деревни». В Европе принято не вмешиваться в личную жизнь других людей. Например, в Германии, нельзя без предупреждения нанести визит близкому другу, для немцев это нонсенс. В Росси люди более открыты, никого из нас не удивит, если вдруг нам нанесет неожиданный визит кто - либо из близких друзей или знакомых. Но русский человек платит за подобную открытость. Допуская в свое личное пространство большой круг людей, он как бы не гласно позволяет им обсуждать его личную жизнь. В этом случае человек, боясь осуждения, начинает жить не так, как ему бы хотелось, но в угоду своему окружению. Это приводит к различным нервным расстройствам. Конечно, наше общество можно оправдать, ссылаясь на негативное воздействие советской идеологии, в котором нормой стала слежка за «соседом». Но не пора ли вместо переложения ответственности и поиска оправданий искать способ разрешения проблемы?

Можно по разному относится к Западу, быть патриотом своей страны, или даже почвенником и славянофилом, но не возможно отрицать негативное воздействие нарушения личного пространства человека. Положительны опыт Запада в решении данного вопроса мы должны учитывать.

Сегодня европиезированная молодежь подает в этом вопросе положительный пример. Выстраивая личные отношения с другим человеком, они не выпячивают их на показ, а напротив стараются, спрятать от чужих глаз, чтобы ограничить влияние посторонних людей на их отношения. Именно такая позиция позволяет снизить стресс, и как следствие агрессию.

По моему мнению, государство должно помочь людям в воспитание детей. Должны существовать курсы молодых родителей, и не платные как сегодня, а абсолютно не несущие коммерческой выгоды. Выражаясь экономическим языком можно сказать, что государство должно понять, что его обязанность - это в первую очередь забота о населении, инвестиция денежных средств в своих граждан. Наибольшую «прибыль» подобное вложение принесет, если начать инвестицию уже на ранних стадиях. Как говорят врачи легче проводить профилактику, чем лечить заболевание. Заботясь о детях, помогая родителям как материально, так и обеспечивая их необходимой информацией по воспитанию детей, государство обеспечит себе в будущем процветание.

Сублимация это одна из основ нашей цивилизации, весь мир может быть подвластен тому, кто обладает сильной волей. Современному человеку жизненно необходимо научится управлять собой (см. выше). Все мы должны осознать, что каждый из нас это часть мира, и каким он будет, зависит только от нас. Положительная сублимация поможет миру развиваться, будет препятствовать его развитию.

  1. См.: Симонов П. В. Ершов П. М. Темперамент, характер, личность – М: Наука, 1984 – 24 с.
  2. См.: Симонов П. В. Ершов П. М. Темперамент, характер, личность – М: Наука, 1984 –24 – 30 с.
  3. См.: Национальная энциклопедическая служба – Сублимация URL: http://terme.ru/dictionary/907/word/sublimacija
  4. См.: Данилин А. Г. Прорыв в гениальность: беседы и упражнения – М.: «Вершина», 2008 – 60 – 61 с.
  5. 1. Направлять свое внимание. 2. Развивать социально приемлемые формы удовлетворения потребностей.
  6. См.: И.А. Ильин Почему мы верим в Россию? – Журнал Московской Патриархии, N 3, 1993 г.

 

Список литературы

  1. Симонов П. В. Ершов П. М. Характер, темперамент, личность – М: Наука, 1984 – 160 с.
  2. Данилин А. Г. Прорыв в гениальность: беседы и упражнения – М.: «Вершина», 2008 – 150 с. ISBN 5-17- 016151- 4
  3. И.А. Ильин Почему мы верим в Россию? – Журнал Московской Патриархии, N 3, 1993 г. ISBN 5- 244- 00923- 0
  4. Национальная энциклопедическая служба – Сублимация [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://terme.ru/dictionary/907/word/sublimacija (датаобращения: 01.06.2014).