К вопросу о неустойчивости мировоззрения в современном обществе

№29-1,

Философские науки

В статье рассматривается такая философская категория как мировоззрение. Отражены основные виды мировоззрения, степень влияния мировоззрения на психику индивида. Особое внимание уделяется проблеме неустойчивого мировоззрения в современном обществе.

Похожие материалы

«Самая опасная сегодня болезнь – неустойчивость мировоззрения. Она прогрессирует, что приводит к размыванию фундаментальных ценностей», - утверждает доктор философских наук Ю. Бокань. Действительно, проблема неустойчивого мировоззрения в наши дни является крайне актуальной, т.к. мировоззрение оказывает огромное влияние на психику, личность индивида, его взаимоотношения с другими людьми. На формирование мировоззрения оказывают влияние многие факторы – окружение человека, воспитание, образование, склонности и интересы; в итоге чем устойчивее мировоззрение человека, тем проще ему избегать манипуляций со стороны других людей.

Для понимания важности мировоззрения в жизни каждого человека необходимо понимать, что это такое, какие виды мировоззрения существуют и как их различать.

Мировоззрение является важнейшей философской категорией.

Мировоззрение как явление - это совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. [1, C. 70-79]

Мировоззрение, как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру и к самому себе, формируется на основе философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядов. Но только философия, обобщая все элементы мировоззренческой системы, придает ему завершенный вид.

Существуют следующие виды мировоззрения:

Мозаичное мировоззрение — мировоззрение, при котором все смысловые единицы, которыми оперирует психика, определённо взаимно связаны между собой. Эта определённость взаимосвязей может быть как однозначной (раз и навсегда), так и множественной — статистически упорядоченной, из которой всякий раз выбирается однозначная определённость взаимосвязей, обусловленная конкретными обстоятельствами реальной жизни, фантазией, намерениями;

«Я(Эго)-центричное» мировоззрение — Люди с этим мировоззрением догадываются о том, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, но ставят себя и свои желания в центр этой системы. О Божьем Промысле они не догадываются (или догадываются, но не учитывают его в своих намерениях) и действуют в рамках Божьего Попущения. Эти люди — носители демонического строя психики. В зависимости от особенностей субъекта Я-центричное мировоззрение может быть атеистическим или религиозным.

Ограничения Я-центричного мировоззрения: при встрече с тем, что противоречит его опыту, не может признать собственной неадекватности, управлять процессами. Даже тем, что входит в сферу опыта, может управлять ограниченно.

Богоцентричное мировоззрение — мир воспринимается, как совокупность взаимовложенных систем и процессов, источником и конечным пунктом которых является Бог. Они понимают, что есть некий Божий Промысел, и что если они пойдут против него, то вся система мироздания будет препятствовать их действиям. Эти люди — носители человечного строя психики.

Калейдоскопическое мировоззрение — мировоззрение, при котором индивиды считают нормальным уклоняться от того, чтобы в их психике выстраивалась система определённых взаимосвязей между смысловыми единицами, которые они обретают в Различении. [1,С. 70-85]

Наиболее значимая функция мировоззрения в психике индивида состоит в том, что мировоззрение является средством моделирования течения событий в жизни во множестве вариантов в темпе, опережающем реальное течение событий, что позволяет заблаговременно выявлять неприемлемые варианты возможного будущего, выбирать приемлемые и вырабатывать в некотором смысле наилучшую линию поведения индивида в жизни.[1, С. 76]

По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:

  1. Естественно-биологического;
  2. Социального;
  3. Личностного.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.

С понятием «мировоззрение» тесно связано понятие «миропонимание», но их все же следует различать.

Миропонимание как явление в психической деятельности личности это — совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой субъективную модель Объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур.[1, С.80-85]

Проблема неустойчивости мировоззрения особенно актуальна для молодого поколения, которое еще не определилось с устойчивым набором собственных ценностей, целями в жизни. Поэтому можно утверждать, что молодежь по этому показателю находится в группе риска. Среди причин неустойчивости мировоззрения можно выделить:

  1. склонность к конформному поведению, внушаемости;
  2. неумение или нежелание отстаивать собственную точку зрения;
  3. отсутствие строго определенных ценностей в жизни.

Такие люди склонны к частой смене мировоззренческих установок, не имеют четкой жизненной позиции и поэтому ими очень легко управлять – им можно внушить все, что угодно. Этим активно пользуются властные структуры.

Особое влияние на формирование мировоззрения оказывает система ценностей, которая приобретается человеком в процессе социализации, воспитания и обучения. Проблема отсутствия ценностных ориентиров особенно актуальна для современной России, которая переживает этап ломки традиционных устоев общества. Очень важно в данной ситуации формировать у подрастающего поколения четких представлений о национальной культуре, самобытности и уникальности. Это поможет сформировать общество, устойчивое к любому влиянию извне.

Каждый человек должен стремиться к укреплению собственных мировоззренческих позиций. Так он сможет избежать влияния со стороны других людей. Для формирования устойчивого мировоззрения человеку нужно иметь прочную систему ценностей, а также веру во что-либо важное для конкретного человека, т.к. вера очень важна в формировании мировоззрения.

С точки зрения всего общества важно, чтобы у людей была сформирована система устойчивых традиций, обычаев, устойчивая коллективная память и знание истории. Все это способствует укреплению общества.

Таким образом, устойчивое мировоззрение чрезвычайно важно не только для отдельных людей, но и для всего общества. Наличие большого числа людей с подобным мировоззрением положительно характеризует общество, указывает на его силу и устойчивость.

Список литературы

  1. ВП СССР - Основы социологии: постановочные материалы учебного курса. Т. 1. СПб., 2010.
  2. Диалектика и атеизм: две сути несовместимы. СПб., 2003.
  3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.